Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности трудового и физического воспитания детей с нарушением зрения.






В ДОУ ТВ направлено на коррекцию недостатков познавательной деятельности, развитие процессов компенсации, черт личности детей с НР, эстетическое воспитание. Виды труда: самообслуживание, хоз.бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Самооб-е имеет большое значение в младшем дошкольном возрасте т.к. оно яв первой ступенью в ТВ. Иногда дети поступающие в дет.сад оказываются беспомощными в самооб-ии (причина – недооценка взрослыми их возможностей). В ТВ у ребенка появляется уверенность в своих силах, способность к сотрудничеству. Виды деятельности: помощь сверстнику, дежурство. В старших группах важно организовать си участия в различных видах труда. Осн методом работы яв поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным их вывполнением детьми. Осн внимание уделяется сенсорному воспитанию, кот. может осуществляться тлк в условиях целенаправленной деятельности. В связи с этим большое значение имеет изучение натуральных объектов. По мере накопления сенсорного опыта, ознакомления с предметами и орудиями труда, происходит обогащение представлений, развитие речи и мышления, формирование эмоционально-эстетического отношения к действительности.

ФВ детей с НЗ является важной составной частью воспитания. Оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных У и Н, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности. Для детей с НЗ ФВ направлено на преодоление недостатков физического развития. НЗ влияют на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, физических качеств, а так же на общем физическом развитии. Коррекционные задачи: 1. достижение возрастным особенностям уровня развития основных умений, физ качеств, ориентировки в пространстве и координации движений. 2. коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов укрепляющих ОДА, СС си, дыхатель си. 3. преодоление недостатков на фоне зрительной патологии при овладении движениями: скованности, малоподвижности. 4. активизация и укрепление зрительной функции в процессе ФВ тесно связанной с ЛФК. Предполагается проведение занятий пропедевтического характера для тех детей, которые не могут освоить программу на фронтальных занятиях. В разделе обще развивающих упражнений введены спец упражнения на развитие мелкой моторики, формирование микроориентировки. Определение физической нагрузки определяется в сотрудничестве с врачами: окулист, ортопед, педиатр. ЛФК – это си средств физической культуры, применяемых для профилактики и лечения разл заболеваний и их последствий, направленных на корр разл дефектов физического развития, моторики и двигательных особенностей.

Формирование отношения ребенка к окружающему миру связа­но с усвоением знаний об общественной жизни, труде и деятельно­сти взрослых, отношениях между взрослыми и детьми. Необходимо научить детей с наруше­ниями слуха понимать значение различных бытовых ситуаций, мо­тивы поведения взрослых и детей, сформировать элементарные нормы поведения в различных общественных местах: в магазине, поликлинике, транспорте.Познавательное развитие детей происходит в ходе группировки предметов, определения сферы их применения, соотнесения частей, деталей с целым. Умственное развитие детей с нарушениями слуха в процессе фор­мирования знаний о предметах и явлениях окружающей жизни тес­нейшим образом связано с обогащением речи. Активное познание окружающего мира.

 

59. ЗПР как специфический вид дизонтогинеза. Систематика ЗПР по этиопатогенетическому принципу, предложенная К.С. Лебединской. Дифференциальная диагностика ЗПР от сходных состояний. ЗПР относят к типу психического дизонтогенеза с преобладанием фактора недоразвития. ЗПР - это особый тип аномалии, прояв-ся в нарушении нормального темпа псих-го R детей. Понятие ЗПР употребляется по отношению к Д с минимальными органическими повреждениями или функ-ой недостаточностью ЦНС, а также длительно находящихся в условиях деривации. Основные диагностические признаки ЗПР (клинико-психологические синдромы). А. Незрелость эмоционально-волевой сферы - синдром психического инфантилизма: 1) преобладание игровых интересов над познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость; 3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм; 4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам. Б. Нарушение интеллектуальной работоспособности в связи с дисфункцией вегетососудистой регуляции - синдром церебральной астении (церебрастенический синдром): 1) повышенная утомляемость; 2) по мере утомляемости - нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка; 3) повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли; 4) неравномерность учебных достижений. В. Энцефалопатические расстройства: 1) неврозоподобный синдром (страхи, тики, заикание, нарушение сна, энурез и пр.); 2) стойкие расстройства поведения - синдром повышенной аффективной и двигательной возбудимости; психопатоподобный синдром (эмоциональная взрывчатость в сочетании с агрессивностью; лживость, расторможенность влечений и пр.); 3) эпилептиформный синдром (судорожные припадки, специфические особенности аффективной сферы и пр.); 4) апатико-адинамический синдром (вялость, безразличие, заторможенность и пр.). Г. Нарушения предпосылок интеллекта: 1) недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии); 2) зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа; 3) нарушение звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов; 4) трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса; 5) нарушение зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти; 6) трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия. В 1982 г. К.С.Лебединской была предложена новая клиническая классификация, в которой варианты ЗПР дифференцировались по этиопатогенетическому принципу. В каждом клиническом варианте К.С. Лебединская дала описание соответствующего типа психического инфантилизма: гармонического (конституционально обусловленного); соматогенного (сопровождающего стойкие соматические заболевания), психогенного (возникающего при стойком воздействии неблагоприятных социальных факторов) и органического (в структуре церебрально-органического варианта).
Классификация Лебединской – были выделены 4 осн. клинических типа ЗПР. Отличаются друг от друга эти типы особенность структуры и характером соотношения 2 осн. компонентов это аномалии R: структурой инфантилизма и особенностями R псих-х функ-ий.

1. ЗПР конституционального происхождения - это гармонический, психический и психофизиологический инфантилизм. ЭВ сфера нах-ся на более ранней ступени R. Хар-ны преобладание игровой мотивации поведения, ­ фон настроения, яркость эмоций (нестойкие), легкая внушаемость Прогноз коррекции: зависит от своевременности и регулярности пед. воздействий, обеспечивающих реб-ку успешное усвоение программного мат-ла.

2. ЗПР соматогенного хар-ра. Этот тип ЗПР обусловлен длит. тяжелыми соматическим заболеваниями в первые годы жизни. Это м/б также аллерг-ые заболевания, заб-я пищеварит-й системы. замедлении темпа псих-го R, обусловлено стойкой астенией, для кот. хар-на вялость, общая слабость, ­ истощаемость, раздражительность, нарушение внимания и памяти. Дети хар-ся ­ утомляемостью, неспособностью к длит. умственному и физич. напряжению, замедлением темпа мыслительной деять-ти, ¯ памяти. Эмоц. нарушения прояв-ся в ­ чувствительности, кот. сочетается с обидчивостью, плаксивостью или ­ раздражительностью и вспыльчивостью. Прогноз: зависит от тяжести и специфики соматогенного фактора и от режима и эмоц-го комфорта - заботы родителей и укрепления здоровья ребенка.

3. ЗПР психогенного происхождения. Этот тип обусловлен неблагоприятными условиями В., несогласованностью и противоречивостью влияния семьи и образ-х учреждений; плохо организованным режимом; конфликтностью в семье, безнадзорностью, из чего вытекают трудности в О. и поведении детей.). Черты патологич. незрелости ЭВС прояв-ся в виде аффективной лабильности, импульсивности, ­ внушаемости, часто сочетающейся у этих Д. с недостаточным уровнем ЗУН, необходимых для успешного усвоения школьной программы. Прогноз: зависит от времени начала корр-но воспит-ной А с реб-ком и семьей..

4. ЗПР церебрально-органического генеза. Встречается чаще других, самая тяжелая форма. В большинстве случаев у Д. имеются наличие негрубой органич. недостаточности НС, чаще резидуального хар-ра (вследствие патологии беременности, токсикоза, травм), недоношенности, патологии родов. Данный вид задержки отличается большой стойкостью и выраженностью нарушений, как в ЭВС, так и в познавательной деят-тиПрогноз: зависит от организации спец. О. в школах для Д. с ЗПР.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.