Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития сенсорных процессов у детей раннего возраста.




Ребенок младшего дошкольного возраста знакомится с такими образцами, как семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три градации величины (большой, средний, маленький) [2, 69]. Развитие сенсорных способностей продолжается и в последующие возрастные этапы жизни дошкольника. Например, так происходит переход от ознакомления с основными цветами к ознакомлению с их оттенками, со связями и отношениями между эталонами – порядком расположения цветов в спектре и т. п., контрастными сочетаниями цветов, группировкой цветовых тонов на теплые и холодные.

Восприятие детьми цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание – сопоставление путем приложения. Ребенок может увидеть одинаковость или неодинаковость, когда два цвета вплотную прилегают друг к другу. При этом он может еще и не овладеть восприятием цвета, не видеть, что оба предмета красные или один предмет красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или разные. Когда ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения или приложения, можно переходить к выбору по образцу, к постоянному восприятию цвета, а затем к усвоению названий цветов. На основе восприятия цвета формируются и представления о цвете. Благодаря этому дети могут не только применять его в своей деятельности, игре, но и использовать цвет как сигнал действия в быту (например, сигнал светофора). Сближение предметов по цвету позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада между двумя цветами. Он может быть резким: красный и желтый или близким: оранжевый и желтый. Поэтому первичное восприятие должно проводиться с предметами, резко отличающимися по цвету. Постепенно цветовой перепад будет все меньшим. Педагог должен побуждать детей к самостоятельности и при выполнении задания постоянно менять предметы по цвету, чтобы дети ориентировались не на их форму, а на цвет. Зрительное соотнесение цветов происходит не только, когда предметы находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого соотнесения лежит не просто различие, а восприятие цвета. В то же время можно сказать, что и восприятие цвета, и различие не всегда связаны со значением названий цвета. Таким образом, в задание можно включать любые цвета и оттенки. Действуя с цветом, дети начинают запоминать сами цвета и их названия. Но бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от другого. Поэтому ориентация на восприятие строится так, чтобы ребенок сначала вычленил цвет как значимый признак и выполнил задание, только после этого нужно назвать цвет. Важно научить ребенка пользоваться представлениями о цвете в повседневной жизни, научить оперировать этими представлениями не только в реальных действиях, но и мысленно. Осознанное целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством, только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все многообразие цветовых тонов и сформировать устойчивые зрительные образы цвета. Игры могут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Дидактические игры по восприятию цвета содержат два типа задач: задачи на целенаправленное различение цветовых тонов, задачи на правильное называние цветов. Решение задач первого типа связано с тем, что окраска предметов выполняет роль сигнала к действию или его запрету. Данные задачи решаются в таких дидактических играх, как «Спрячь мышку», «Подбери по цвету», «Разноцветные комнаты», «Цветные шары». В этих играх ребенок сравнивает и выбирает предметы по их окраске. Воспитатель показывает детям приемы сравнения цветовых тонов друг с другом. Использование таких приемов ведет к формированию устойчивого зрительного образа цветового тона, который позволяет ребенку правильно различать цвета предметов в самых разных условиях. Задачи второго типа решаются педагогом в таких дидактических играх, как «Какого цвета нет», «Запомни и назови», «Что бывает такого цвета», «Лото цвет». Эти задачи отличаются тем, что решая их, дети находят нужные предметы по цвету и учатся правильно обозначать словом цветовые тона. Правильное называние цвета является условием игрового общения со сверстниками и взрослыми. Цветовое восприятие ребенка поднимается на более высокий уровень, если в своей игровой деятельности он будет называть цвета. Очень важно, чтобы различение цветовых тонов было значимо для самого ребенка, поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. Чтобы дети правильно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к дидактическим материалам: предметы должны быть привлекательными для детей, предметы должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлоты и яркости. Детям необходимо обеспечить первоначальное знакомство с цветом, накопление представлений о цвете. Для этого они производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета, в процессе которых они начинают обращать внимание на цвет, учитывать его при выполнении заданий, понимать, что цвет является признаком определенных предметов, по которому данные предметы можно узнать. Эти действия состоят в сравнении по цвету предметов однородных (карандаши) и разнородных (грибочки и столики), в подборе предметов одинакового цвета, в изображении отдельных предметов при помощи окрашенных элементов мозаики. Важно, чтобы дети научились понимать слова «цвет», «такой же», «разные». Дидактические игры проводятся на занятии по подгруппам, а также в индивидуальной работе с детьми. В процессе дидактической игры дети учатся использовать внешние приемы сравнения цветовых объектов (прикладывают вплотную друг к другу для определения тождества или различия с тем, чтобы перейти к сравнению на глаз).

Таким образом, систематическая работа по формированию цветового восприятия становится особенно актуальной в младшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.