Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка педагогических условий, направленных на формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей 2-3 лет






Целью формирующего этапа экспериментальной работы было сформировать представления о цвете у детей 2-3 лет.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать содержание дидактических игр по формированию представлений о цвете у детей 2-3 лет и апробировать его на практике.

2. Обогатить предметно – развивающую среду наглядными пособиями и дидактическими играми, направленными на умение соотносить, различать предметы по цвету, называть цвет предметов.

3. Определить оптимальные педагогические условия, способствующие успешному формированию представлений о цвете у детей 2-3 лет.

В данном эксперименте принимали участие дети, которые прошли диагностику в констатирующем эксперименте. Для формирования представлений о цвете были подобраны различные дидактические игры, игры с элементами экспериментирования, практические задания, стихи, загадки.

Для успешности работы в группе была создана соответствующая развивающая среда. Было выделено место, где разместились дидактический материал и пособия (цветные вкладыши, пирамидки различных цветов, «занимательные коробки» разнообразных цветов, наборы для нанизывания бус разного цвета, матрешки, конструкторы «Лего» и др.) Причем для проведения работы с детьми использовался наглядный материал разной текстуры (из ткани, пластмассы, картона, дерева, бумаги шероховатой и гладкой).

Подбор дидактических игр осуществлялся на основе результатов диагностики детей на констатирующем этапе исследования с учетом программных требований. Для повышения эмоциональной активности (заинтересованности восприятия познавательного материала, желание принять участие в дидактических играх) были использованы сюрпризные моменты и элементы новизны. Они эмоционально настраивали ребенка на познание, обостряли желание разгадать секрет и просто порадоваться, удивиться. В качестве сюрприза выступало появление новых игрушек: Крош – в дидактической игре «Праздник для Кроша», кукла – в игре «Нанизывание бус разного цвета», появление Экспериментатора – в игре «Игрушки для зверят».

Успешное выполнение игровых задач, должно было осуществляться благодаря методу повторения. Так как полученные в играх представления и умения должны быть достаточно прочными и устойчивыми, то неоднократная повторяемость игр в течение дня и всей последующей недели были необходимым условием для этого.

Из методов, стимулирующих познавательную активность, чаще всего использовались сравнение (такого – не такого цвета) и анализ (правильно ли ребенком было выполнено задание).

Каждая дидактическая игра по формированию представлений о цвете, проводилась один раз в неделю. Длительность игры не превышала десяти минут. Занимались с детьми индивидуально или небольшими подгруппами. Каждую неделю детей знакомили с новой игрой. В течение недели все дети, принимающие участие в эксперименте, были вовлечены в игру. При проведении дидактических игр были использованы краткие словесные инструкции, чтобы не отвлекать детей лишними словами от выполнения заданий.

Формирование представления о цвете проводилось в течение всего дня. Например, при приеме детей, обязательно обращалось внимание на цвет одежды ребенка: - «Милана, какая на тебе красивая зеленая футболка, найди в группе игрушку такого цвета. А ты, Тимофей, сегодня в желтой футболке. Давайте посмотрим, у кого еще сегодня одежда желтого цвета». В утренние часы, когда в группе один – два ребенка обязательно проводилась индивидуальная работа с использованием разного дидактического материала для игр. В сюжетно – ролевых играх также обращалось внимание детей на цвет предметов: «Какого цвета тарелочку тебе дать?», «Доктор, какого цвета таблетки мне нужно пить, желтые или белые?».

Планомерность обучения детей - один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детском саду. Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим миром. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по цвету, к соотнесению разнородных предметов и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. В планировании методов обучения маленьких детей (как внутри каждого занятия, так и от занятия к занятию) четко просматривается постепенность их изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто. Так, при группировке предмета по цвету ребенку предлагают:

1. посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель; посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой; снова посмотри на свой предмет;

2. найди глазами, где у воспитателя лежит такой же; покажи его воспитателю;

3. положи свой предмет рядом с образцом.

По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой:

- возьми предмет;

- посмотри на мои игрушки;

- положи свою игрушку вместе с моей такого же цвета.

Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел. Так, например, если ребенок отказывается идти на занятие, то не стоит заставлять его заниматься ни с первой, ни со второй подгруппой. После окончания занятий со всеми детьми взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного цвета. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машины.

Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.