Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное педагогическое образование






В США существует развитая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для специального образования. Для этого разработано более 230 программ. В странах Западной Европы специальных психологов и педагогов готовят в университетах. Будущие учителя общеобразовательных школ обязаны изучить курс специальной педагогики (минимальный объем курса 100-120 часов).

В России педагогические университеты реализуют программы профессиональной подготовки по следующим специальностям:

- тифлопедагогика - педагог слепых и слабовидящих (тифлопедагог);

- сурдопедагогика - педагог глухих и слабослышащих (сурдопедагог);

- олигофренопедагогика - педагог для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития (олигофренопедагог);

- логопедия — с получением квалификации логопеда;

- специальная дошкольная педагогика — педагог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Психологические факультеты ВУЗов готовят выпускников по направлению «Специальная психология». Профессию воспитателя дошкольного или школьного специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями можно получить в педагогических колледжах.

В настоящее время в России из более чем 200 тыс. педагогов, работающих в системе специального образования, соответствующие дипломы имеют примерно 10% (кроме крупных городов), тогда как в развитых странах дипломированных специалистов около 95-98%.

2.3.2 Сферы профессиональной деятельности педагогов системы специального образования:

- профилактика;

- диагностика и консультирование;

- педагогическое просвещение;

- участие в психологической и психотерапевтической помощи;

- образовательная и социально-педагогическая деятельность;

- организация и руководство образованием;

- преподавательская деятельность;

- научно-исследовательская деятельность.

 

Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами:

- педагогическая направленность;

- эмпатия;

- педагогический такт;

- педагогическая зоркость;

- педагогический оптимизм;

- культура профессионального обучения;

- педагогическая рефлексия (самоанализ).

 

Ф.А. Рау выделяет такие необходимые для педагога системы специального образования качества:

- физическая выносливость;

- сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;

- отсутствие дефектов речи и значительного снижения зрения;

- психическое здоровье.

 

Наталья Михайловна Назарова считает важнейшими чертами профессионального характера:

- доброту;

- ответственность;

- терпение;

- способность к эмпатии;

- энергичность;

- увлечённость своей работой;

- уважение и любовь к своим воспитанникам;

- профессиональная честность и порядочность!

 

 

Содержание специального образования.

Специальный образовательный процесс протекает в специальных образовательных условиях, которые, как отмечает Н. М. Назарова, включают в себя:

ü Наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);

ü Учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;

ü Адекватную среду жизнедеятельности;

ü Проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами;

ü Предоставление медицинских, психологических и социальных услуг;

 

Лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования - это зависит:

ü От имеющихся интеллектуальных возможностей;

ü Качества и своевременности создания специальных образовательных условий;

Глубоко умственно отсталые дети осваивают в основном программы средового и социального адаптирования.

Другие категории лиц с отклонениями в развитии (неслышащие, слабослышащие, незрячие и др.) способны получить общее среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование.

 

Содержание специального образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие ребенка с особыми образовательными потребностями.

Содержание специального образования обусловлено спецификой отклонений и возрастными особенностями.

 

Специальный образовательный стандарт (государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья) -базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.

На специальном образовательном стандарте основывается разработка содержания специального образования. Он отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей, профилактической и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке лиц с особыми образовательными потребностями (Н.М.Назарова).

Стандарт включает 2 компонента:

ü Федеральный - обязательный минимум содержания образовательных программ;

ü Национально – региональный - устанавливает конкретные условия и особенности образования.

Стандарты специального образования рассчитаны на весь период социализации человека с ограниченными возможностями.

При разработке требований стандарта учитываются недостатки развития:

ü Общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями;

ü Характерные для определенной категории данных лиц.

Общие нарушения:

ü Замедленное и ограниченное восприятие;

ü Недостатки развития моторики;

ü Недостатки речевого развития;

ü Недостатки развития мыслительной деятельности;

ü Недостаточная познавательная активность;

ü Пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

ü Недостатки в развитии личности.

Для преодоления указанных нарушений развития предусматриваются:

ü Изменения в содержании образовательных предметов;

ü Специфические учебные предметы (например, для слепых детей-занятия по обучению ориентировке в пространстве и развитию мобильности и др.).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.