Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические советы. Изучение данного раздела требует от студентов знания истоков, причин и сущности мировых религий






Изучение данного раздела требует от студентов знания истоков, причин и сущности мировых религий. Для осмысления этого объемного и сложного материала необходимо обратиться к указанной литературе, подготовить развернутые выступления по всем вопросам семинара.

Однако целью занятия является не только знакомство с историй религии как таковой, но и выяснение её связи с различными сферами культуры. Главное же внимание должно быть уделено соотношению религии и искусства (т.к. религия выросла не только из философии, но и из магии, мистики и мифологии), анализу её взаимодействия с различными видами художественного творчества. Теоретическую базу, которая способствует решению этой задачи, закладывает понимание происхождения и сущности религии, а также её связей и противоречий в отношениях с культурой в процессе развития человека и общества.

Вопрос о происхождении, сущности и функциях религии объяснялся по-разному представителями различных научных школ и мировоззренческих ориентации: 1) представители школы локаята (древняя Индия) считали религию выдумкой жрецов в корыстных целях; 2) в трактовке теологов религия есть не что иное как результат непосредственного божественного вмешательства; 3) сторонники психоаналитической теории (в частности, 3. Фрейд) рассматривали религию как особую форму реакции организма человека на окружающую среду; 4) последователи антропологической концепции религии (Л. Фейербах) пытались вывести религию из «человеческой природы»; 5) основоположники социологической теории религии (в частности, Э. Дюркгейм) считали, что религия - общественное явление с определенными социальными функциями; 6) по-своему давали объяснение феномена религии представители марксистской мысли (К. Маркс. Ф. Энгельс XIX в.), которые считали, что религия - составная часть истории самого общества. В основе её лежат социальные, гносеологические, психологические и другие корни.

Понятие «религия» (от лат. religio - связь), отмечается в философском словаре, означает веру в сверхъестественное, лежащую в основе мировоззрения, поведения и действий. Религия - это совокупность верований, символов, образов действий, с помощью которых регулируются отношения людей к проблемам жизни, смерти, страдания, добра, зла и т.д.

Далее следует уяснить вопрос о социальных функциях религии, выделив основные из них: «интеграционную» (Э. Дюркгейм), регулятивную, мировоззренческую, иллюзорно-компенсаторскую.

Сложным и дискуссионным является вопрос о соотношении целого и частного, т.е. культуры и религии, и решается по-разному представителями различных научных школ.

Существует две концепции. Последователи первой, православной культурологии (П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, английский этнограф Д. Фрезер), считают, «всякая культура... родилась из культа»..., «вся культура - из храма». Святыни - это первичное творчество человека; культурные ценности - это производные культа - «отслоения» его, которые потом «превращаются» в «светскую философию», «светскую науку», «светскую литературу».

Вторая концепция - просветительская (Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Г. Лессинг, Б. Франклин, Т. Джефферсон, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков и др.), считающая религию вообще антикультурной, чуждой духовному прогрессу.

Налицо две диаметрально противоположные точки зрения. Следует уяснить, что вся мировая и русская история подтверждает: религия и культура не только не противостоят друг другу, а, наоборот, выступают в единстве, взаимодействуют, но при этом религия является одним из важнейших феноменов культуры, её составной частью.

Признавая общность некоторых содержательных, формальных, эмоционально-психологических признаков искусства и религии (образная форма отражения, обращение к внутреннему миру человека, вечным проблемам человеческого бытия и т.д.), необходимо выявить их различия на социальном, гносеологическом, эстетическом и функциональном уровнях.

Опираясь на указанные положения, можно перейти к анализу взаимодействия искусства и религии, при этом необходимо сосредоточиться на трех вопросах:

1) виды взаимодействия искусства и религии (культовое искусство, связанное с процессом богослужения; использование тем сюжетов и образов в различных видах искусства; обращение к религиозной атрибутике, культовому искусству через цитирование, воспроизведение их стилистических особенностей);

2) канон и символика в религиозном искусстве (иконографический канон в христианстве, архитектурный канон, символика культовых предметов, форм, цвета, чисел);

3) отношение мировых религий (буддизма, христианства, ислама) к системе искусства (исходя из сущности религий, следует выяснить роль различных видов искусства и используемых ими средств художественно-образного воздействия в структуре мировых религий).

Вопросы и задания:

1. Почему буддизм, христианство, ислам называют «мировыми религиями»? Существуют ли другие виды мировых религий?

2. Каковы основные обряды в христианстве? В чем их религиозный смысл?

3. Назовите пять столпов ислама и 10 заповедей христианства, дайте их толкование.

4. Дайте сравнительный анализ буддизма, христианства и ислама (история возникновения, основные положения вероучения, праздники и обряды, использование канона и символики и т.д.).

5. В чём заключается вероучение буддизма? Определите понятия: сансара, нирвана, карма, дхарма. Что означают в буддизме «четыре благородные истины», «восьмеричный путь»?

6. «Атеизм - это тонкий слой льда, по которому может пройти один человек, целый же народ ухнет в бездну» (Ф. Бэкон). Прокомментируйте данное высказывание.

7. «Бог есть комплекс... идей, которые будят и организуют социальные чувства, имея целью связать личность с обществом, обуздать зоологический индивидуализм» (A.M. Горький). Прокомментируйте данное высказывание.

ТЕСТЫ

 

1. Структура современного культурологического знания включает...

а) философскую антропологию, культурную антропологию, социальную антропологию;

б) гносеологию, этику, эстетику, философию искусства и культуры;

в) социологию культуры, культурную антропологию, прикладную культурологию.

 

2. При культурологическом сопоставлении разных обществ и культур основными критериями являются:

а) достижения в области образования и науки;

б) тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, историческая ментальность;

в) средняя продолжительность жизни.

 

3. Морфология культуры - это...

а) система нормативных отношений;

б) смена культурных образцов;

в) типичные формы и структуры культуры.

 

4. Культурные нормы - это...

а) множество закономерно связанных друг с другом элементов;

б) законы и стандарты социального бытия людей;

в) продукты человеческой деятельности.

 

5. Семиотика изучает:

а) внутреннее знаковых систем;

б) отношение знаковых систем с тем, кто их использует;

в) знаковые системы как средство выражения смысла;

г) все перечисленное.

 

6. Кто из мыслителей отожествлял понятия «цивилизация» и «культура»?

а) Н. Бердяев

б) Э. Тейлор

в) О. Шпенглер

г) все перечисленные

 

7. Кто считается основоположником культурной антропологии?

а) Т. Парсонс

б) Ф. Боас

в) А. Рэдклифф-Браун

 

8. Назовите известного русского социолога XIX века, занимавшегося проблемами культурно-исторической типологии?

а) Н. Михайловский

б) К. Леонтьев

в) Н. Данилевский

г) Н. Бердяев

 

9. Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики

является исторически первой:

а) эволюционная модель

б) волновая модель

в) циклическая модель

 

10. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений?

а) Г. Спенсер

б) О. Шпенглер

в) 3. Фрейд

г) И. Хейзинга

 

11. Кто из мыслителей противопоставлял понятия «культура» и «цивилизация»?

а) Н. Бердяев и О. Шпенглер

б) Т. Парсонс и Э. Тейлор

в) П. Сорокин и Ю. Лотман

 

12. Как называется процесс взаимовлияния культур, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной из культур элементов другой, или в возникновении новых культурных явлений?

а) катарсис

б) конформизм

в) мимесис

г) аккультурация

 

13. Высказывание: «Культура возникает в игре, как игра», -принадлежит

а) О. Шпенглеру

б) А. Тойнби

в) И. Хейзинга

г) К. Ленерсу

 

14. Автором концепции социокультурной динамики и исследователем социальной стратификации является:

а) Ф. Боас

б)Н. Бердяев

в) Т. Парсонс

г) П. Сорокин

 

15. Понятие «цивилизация» означает:

а) обработка, возделывание, улучшение

б) ступень общественного развития, следующая за варварством

в) синоним культуры

 

16. Цивилизация как кризис и гибель культуры рассматривается в работе:

а) О. Шпенглера

б) Ф. Ницше

г) И. Хейзинга

 

 

17. Теория «культурных кругов» Ф. Гребнера развивалась как направление:

а) структурализма

б) функционализма

в) диффузионизма

 

18. Кто из ученых занимался проблемами массовой культуры, введя в научный оборот термины «человек толпы», «человек - масса»?

а) Д. Беля

б) Э. Тоффлер

в) X. Ортега-и-Гассет

 

19. Типологизация культуры - это:

а) метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы

б) характеристика различных культур

в) типы различных личностей

 

20. Типы культуры - это

а) расчленение социокультурных объектов и их группировка по общим основанием

б) сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество культур от других

в) все перечисленное

 

21. П. Сорокин в работе «Кризис нашего времени» выделяет два основных типа культуры:

а) гуманитарный и естественный

б) антропологический

в) идеациональный и чувственный

 

22. Герменевтика занимается:

а) интерпретацией смыслов

б) истолкованием знаковых систем

в) истолкованием текстов

 

23. Традиционному типу культуры соответствует:

а) опора на социальное и этническое деление

б) широкий обмен информации

в) стремление к унификации и стандартизации производства

 

24. Что изучает синергетика?

а) динамические процессы в открытиях, нелинейных системах

б) знаки и знаковые системы

в) проблемы культурных коммуникаций

 

25. Культура в научном смысле — это:

а) искусство и литература

б) характеристика воспитанного человека

в) высшие достижения человеческого гения

г) искусственная среда существования и самореализации людей, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

 

26. Культурный артефакт - это:

а) шедевр художественной культуры

б) произведения человеческой деятельности

в) другое обозначение творца культуры

 

27. Культурный эталон - это:

а) высший образец поведения.

б) религиозное нравоучение.

в) система запретов.

 

28. Символ - это:

а) дорогое украшение.

б) предмет, созданный человеком.

в) намек, понятный только посвященным

 

29. Стиль - это:

а) модный покрой одежды

б) свободно выбранная манера поведения

в) что-то противоположное нравственности и простоте

г) совокупность своеобразия приемов в реализации чего-либо.

 

30. Культурная эпоха-это:

а) апогей в развитии какой-либо цивилизации

б) этап революционных преобразований в культуре

в) этап культурного развития, характеризующийся стилевой ценностью.

 

31. Культурная инновация - это:

а) другое название традиции.

б) появление новых, предметов в обиходе.

в) смена смыслов в культуре.

 

32. Культурная традиция - это:

а) родительское наследие в культуре.

б) система ценностей, неподвластных времени.

в) устаревшие формы культуры.

 

33. Миф-это:

а) сказания о богах, героях и т.д.

б) ментальность, основанная на чувственном восприятии мира

в) вид деятельности архаических людей.

 

34. Табу - это:

а) запретные слова, мысли, поступки

б) особый вид магии

в) ритуальное поведение.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.