Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таможенные органы 4 страница






В соответствии со ст. 10 Закона о таможенном регулиро­вании система таможенных органов включает:

федеральный орган исполнительной власти, уполномо­ченный в области таможенного дела (в настоящее время им является ФТС России);

региональные таможенные управления (РТУ); таможни;

таможенные посты.

Центральным органом, осуществляющим непосредствен­ную реализацию задач в области таможенного дела в Рос­сийской Федерации, является федеральный орган испол­нительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, — ФТС России.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных та­моженных управлений, таможен и таможенных постов осу­ществляются в порядке, определенном Правительством РФ (см. Положение о ФТС России). Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функ­ций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов опре­деляются ФТС России, которая также вправе создавать спе­циализированные таможенные органы и свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для вы­полнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отно­шении определенных видов товаров.

Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза, Законом о таможенном регулировании и принимаемыми в соответствии с ним иными федераль­ными законами, законодательством РФ о Государственной границе, о налогах и сборах, валютным законодательством, УК, КоАП, а также Указами Президента РФ, постановлени­ями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами ФТС России и др.

Таможенные органы выполняют следующие основные функции:

— проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

— содействуют развитию внешней торговли РФ, внеш­неэкономических связей субъектов РФ, ускорению това­рооборота; взимают таможенные пошлины, налоги, анти­демпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сбо­ров, принимают меры по их принудительному взысканию;

— обеспечивают на территории РФ соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств междуна­родной перевозки через таможенную границу Таможенного союза; обеспечивают, если иное не установлено законода­тельством РФ, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств — членов Тамо­женного союза и законодательством РФ запретов и ограни­чений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Феде­рацию и вывозимых из Российской Федерации;

— обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности; выяв­ляют, предупреждают, пресекают преступления и админи­стративные правонарушения, отнесенные законодатель­ством РФ к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осущест­вляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осущест­вляют административное производство по делам об адми­нистративных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содей­ствие в борьбе с коррупцией и международным террориз­мом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) че­рез Государственную границу РФ;

— содействуют осуществлению мер по защите государ­ственной безопасности, общественного порядка, нравствен­ности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

— осуществляют в пределах своей компетенции кон­троль за валютными операциями, связанными с переме­щением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств — членов Тамо­женного союза, валютным законодательством РФ и при­нятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

— содействуют развитию экспортного и транзитного по­тенциала РФ, оптимизации структуры экспорта, защища­ют с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способ­ствующую оптимальному использованию ресурсов тамо­женных органов;

— обеспечивают в соответствии с международным до­говором государств — членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терро­ризма при осуществлении контроля за перемещением че­рез таможенную границу Таможенного союза валюты госу­дарств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков; разъясняют заинте­ресованным лицам их права и обязанности в области тамо­женных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической дея­тельности в реализации ими своих прав при совершении та­моженных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

— обеспечивают выполнение международных обяза­тельств Российской Федерации в части, касающейся та­моженного дела, осуществляют сотрудничество с тамо­женными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающи­мися вопросами таможенного дела;

— осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установлен­ном порядке государственные органы, организации и граж­дан информацией по вопросам таможенного дела и т.д.

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими правами:

1) принимают меры, предусмотренные актами тамо­женного законодательства Таможенного союза, законода­тельством РФ о таможенном деле, а также иного законода­тельства РФ, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами со­блюдения этих актов;

2) требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодатель­ства Таможенного союза, законодательства РФ о таможен­ном деле и иного законодательства РФ, контроль за соблю­дением которого возложен на таможенные органы;

3) проверяют у граждан и должностных лиц, участвую­щих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требуют от физических и юридических лиц подтверж­дения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере та­моженного дела;

5) осуществляют в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявле­ния, предупреждения, пресечения и раскрытия преступле­ний, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, вы­явления и установления лиц, их подготавливающих, совер­шающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности;

6) осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законода­тельством РФ;

7) привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ об административ­ных правонарушениях;

8) используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исклю­чением средств связи и транспортных средств дипломати­ческих представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных органи­заций), для предотвращения преступлений, предваритель­ное расследование по уголовным делам о которых отнесено уголовно-процессуальным законодательством к компетен­ции таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный ущерб, понесенный в та­ких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ;

9) задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа или в ОВД РФ лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершаю­щих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных пра­вил), в соответствии с законодательством РФ;

10) производят документирование, видео- и аудиоза­пись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, осуществлением перевозки, хра­нения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;

11) получают от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выпол­нения своих функций, в соответствии с Законом о тамо­женном регулировании;

12) предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:

а) о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;

б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты та­моженных пошлин, налогов, таможенных сборов;

в) о признании имущества бесхозяйным;

г) в иных случаях, предусмотренных таможенным зако­нодательством Таможенного союза, законодательством РФ о таможенном деле и иным законодательством РФ;

13) разрабатывают, создают и эксплуатируют информа­ционные системы, системы связи и системы передачи дан­ных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптогра­фической защиты, в соответствии с законодательством РФ;

14) реализуют иные права, предусмотренные Законом о таможенным регулировании и иными федеральными за­конами.

Статьями 20 и 21 Закона о таможенном регулировании предусмотрены права таможенных органов при осущест­влении таможенного контроля с использованием водных и воздушных судов таможенных органов, в отношении ав­томобильных транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем.

Законные требования таможенных органов и их долж­ностных лиц обязательны для исполнения всеми лицами. Неисполнение законных требований таможенных органов и их должностных лиц влечет ответственность, предусмо­тренную законодательством РФ.

5. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Система и основные задачи органов контроля за обо­ротом наркотических и психотропных веществ. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и пси­хотропных веществ и их прекурсоров (далее — органы наркоконтроля) представляют собой совокупность фе­деральных и территориальных органов исполнительной власти, на которые законодательными и иными норматив­ными правовыми актами возложена обязанность обеспе­чивать на территории РФ контроль за оборотом наркоти­ческих средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее — наркотических средств) и осуществлять меры по противодействию их незаконному обороту. Органы нарко­контроля эту деятельность осуществляют в соответствии со стратегией государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года (утверждено Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690)/

Деятельность органов наркоконтроля регулируется Фе­деральным законом от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотиче­ских средствах и психотропных веществах», Положением о ФСКН России.

Их основными задачами являются: участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств; обеспечение контроля за оборотом наркотических средств; осуществление мер по противодейст­вию их незаконному обороту; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесенных к подследственности органов наркоконтроля; производство по делам об административ­ных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов наркоконтроля; ведение банка данных по вопросам, каса­ющимся оборота наркотических средств, и др.

В систему органов по наркоконтролю входят: 1) ФСКН России; 2) региональные управления ФСКН России;

3) управления (отделы) ФСКН России по субъекту РФ;

4) иные организации и подразделения, созданные в уста­новленном законодательством порядке для реализации за­дач, возложенных на ФСКН России.

Региональные управления и управления по наркокон­тролю по субъекту РФ являются территориальными орга­нами ФСКН России.

Сотрудники органов наркоконтроля наделены широкими правами и обязанностями. В частности, при наличии доста­точных данных, свидетельствующих о нарушении порядка деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, они имеют право: производить осмотр земельных участков, на которых возможно культивирование растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Фе­дерации, мест разработки, производства, реализации и т.п. наркотических средств; проверять соответствие процессов производства и изготовления наркотических средств уста­новленным правилам, при необходимости изымать образцы для сравнительного исследования; опечатывать помещения в целях воспрепятствования доступу к наркотическим сред­ствам; требовать представления необходимых для выпол­нения контрольных функций объяснений и документов и осуществлять иные меры контроля.

Должностные лица органов наркоконтроля обязаны принять меры по пресечению выявленных ими администра­тивных правонарушений или преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, и привлечению к ответст­венности виновных лиц. Следователи и дознаватели орга­нов наркоконтроля обязаны проводить расследование по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 5 ч. 2 и п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК, выявлять и изобличать лиц, их совершивших.

Порядок прохождения службы в органах наркоконтроля определяется Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее — Положение), утвержден­ным Указом Президента РФ от 05.06.2003 № 613.

В соответствии с этим Положением на службу в органы наркоконтроля принимаются дееспособные граждане Рос­сийской Федерации в возрасте от 20 до 40 лет, владеющие русским языком, ранее не судимые, способные по своим личным и деловым качествам, профессиональному обра­зованию и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на органы наркоконтроля.

Для сотрудников органов наркоконтроля Положением установлен ряд ограничений. В частности, они не вправе за­ниматься предпринимательской или другой деятельностью, кроме педагогической, научной или творческой деятельно­стью; получать от физических и юридических лиц различ­ного рода подарки, вознаграждения, ссуды, услуги и т.д., связанные с исполнением ими должностных обязанностей; принимать участие в забастовках и др.

Сотрудники органов наркоконтроля имеют социальные гарантии, связанные со спецификой несения службы и ка­сающиеся денежного и вещевого довольствия, медицинско­го, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения, вы­плат и компенсаций в случае гибели или получения увечья и т.д. На них также распространяются порядок и условия осуществления государственной защиты, которые установ­лены Законом о государственной защите.

Федеральная служба Российской Федерации по контро­лю за оборотом наркотиков возглавляет систему органов наркоконтроля и является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регу­лированию, контролю и надзору в сфере оборота наркоти­ческих средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обо­роту (далее — оборот наркотиков). Ее главное предназна­чение — руководство и контроль за подчиненными ей ор­ганами, оказание методической помощи в организации их деятельности, финансовое, материально-техническое, ин­формационное и иное обеспечение эффективного выпол­нения поставленных перед ними задач.

ФСКН России выполняет те же задачи, что и органы наркоконтроля в целом. Помимо них на ФСКН России возложена еще одна, присущая только ей, задача: осущест­вление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с международ­ными организациями и компетентными органами иност­ранных государств в области противодействия незаконно­му обороту наркотиков, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам данной сферы в меж­дународных организациях.

В отличие от территориальных органов ФСКН России, для которых главными являются правоприменительные функции (проверка предприятий, на которых изготовля­ются лекарственные препараты, содержащие наркотики, уничтожение конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств и т.п.), для ФСКН России главными функциями являются управленческие, направ­ленные на обеспечение эффективного руководства систе­мой органов наркоконтроля.

В связи с этим важной функцией ФСКН России явля­ется участие в разработке и реализации федеральных целе­вых программ, иных мер в области контроля за оборотом наркотиками, которые позволяют определить стратегию, приоритеты в настоящий момент и на отдаленную перспективу, на плановой основе решить вопросы финансирования конкретных мер.

ФСКН России проводит аналитическую работу, обоб­щает практику применения Российского законодательства о наркотических средствах, выявляет условия, способст­вующие незаконному обороту наркотиков, вырабатывает предложения по основным направлениям государственной политики в данной области и разработке новых и совер­шенствовании действующих нормативных правовых актов.

Важной функцией ФСКН России является участие в разработке проектов международных договоров РФ по во­просам противодействия незаконному обороту наркотиче­ских средств и психотропных веществ и информационный обмен с международными организациями и соответствую­щими компетентными правоохранительными органами иностранных государств; заключение международных до­говоров РФ межведомственного характера.

ФСКН России исполняет функции по созданию и исполь­зованию информационных систем и банков данных в уста­новленной сфере деятельности; ведению криминалистиче­ских учетов; осуществлению справочно-информационного обеспечения органов наркоконтроля; организует проведе­ние научных разработок; принимает меры к изготовлению, приобретению и использованию специальных технических средств, необходимых для контроля за оборотом наркоти­ков, и т.п.

По наиболее сложным уголовным делам ФСКН России непосредственно или с привлечением территориальных органов осуществляет оперативно-розыскные и процессу­альные действия, проводит расследование преступлений и осуществляет изобличение лиц, их совершивших, орга­низует розыск подозреваемых и обвиняемых, скрывшихся от органов наркоконтроля.

ФСКН России выполняет также комплекс функций обеспечительного характера: организует подготовку, пере­подготовку и повышение квалификации кадров; социально- бытовое и медицинское обеспечение оперативно-служебной деятельности органов наркоконтроля и т.п.

В целях выполнения функций ФСКН России наделе­на правом: запрашивать и получать от органов государст­венной власти и местного самоуправления, а также от орга­низаций независимо от формы собственности документы, справочные и иные материалы, необходимые для решения задач, возложенных на ФСКН России; проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом нар­котиков, и т.п.

Руководство деятельностью ФСКН России осущест­вляет Президент РФ.

ФСКН России возглавляет директор, который назнача­ется на должность и освобождается от должности Прези­дентом РФ. На нем лежит вся полнота ответственности за выполнение стоящих перед ФСКН России задач и функ­ций. Он издает приказы и распоряжения, организует про­верку их исполнения, а также имеет иные полномочия, закрепленные Положением о ФСКН России и другими нормативными правовыми актами.

При ФСКН России образована и действует коллегия, которая рассматривает наиболее важные вопросы, каса­ющиеся компетенции наркоконтроля, и принимает по ним коллегиальные решения. Директор ФСКН России и его заместители входят в ее состав по должности, иные чле­ны коллегии (как правило, руководители департаментов) утверждаются Президентом РФ по представлению руково­дителя службы.

К территориальным органам наркоконтроля относятся: региональные управления ФСКН России (далее — регио­нальные управления) и управления (отделы) ФСКН Рос­сии по субъектам РФ (далее — управления по субъектам РФ). Они находятся в подчинении ФСКН России, соз­даются, реорганизуются и упраздняются ФСКН России и действуют на основании утвержденных ею положений.

Правовое положение, задачи, функции и полномочия территориальных органов ФСНК России закреплены Типо­вым положением о региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службы Россий­ской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации, утвержденным приказом ФСКН России от 27.06.2008 № 199.

Функции территориальных органов ФСКН России в основном связаны с правоприменением, т.е. реализаци­ей законодательных и иных нормативных правовых актов в области оборота наркотиков. Они, в частности, осущест­вляя контроль за деятельностью юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей в области оборота наркоти­ков, а также за обращением наркотических лекарственных средств и психотропных веществ, согласовывают порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам.

Выполняя задачу по борьбе с правонарушениями в сфе­ре незаконного оборота наркотических средств и психо­тропных веществ, территориальные органы ФСНК России ведут производство по делам о таких административных правонарушениях, которые относятся к предмету деятель­ности органов наркоконтроля.

В случае выявления нарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ со стороны юридических лиц органы наркоконтроля вправе предъявлять в суд требование о их ликвидации.

В целях выявления, предупреждения, пресечения и рас­крытия преступлений в сфере незаконного оборота наркоти­ков органы наркоконтроля осуществляют ОРД, руководст­вуясь Законом об ОРД, и расследование преступлений, руководствуясь УПК.

В системе органов наркоконтроля созданы следствен­ные подразделения, к подследственности которых отнесены преступления, предусмотренные п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК: конт­рабанда наркотических средств и психотропных веществ (ч. 2—4 ст. 188); незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2—4 ст. 288); хище­ние либо вымогательство наркотических средств или пси­хотропных веществ (ст. 229) и др.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотрен­ных ч. 1 ст. 228; ст. 228.2; ч. 1 ст. 230; ч. 1 ст. 231; ч. 1 ст. 232; ст. 233; ч. 1 и 4 ст. 234 УК, дознаватели либо следователи органов наркоконтроля проводят дознание по правилам, предусмотренным гл. 32 УПК.

На органы наркоконтроля возложен розыск лиц, ко­торые обвиняются или подозреваются в совершении пре­ступлений, отнесенных к подследственности этих органов, и которые скрываются от органов предварительного рас­следования или суда либо местонахождение которых не известно, а также некоторые другие полномочия.

Возглавляют территориальные органы соответствующие начальники, наделенные полномочиями в соответствии с типовыми положениями о региональном управлении и об управлении по субъекту РФ.

 

Список литературы необходимой для подготовки к семинарскому занятию:

Нормативная база:

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (с последующими изменениями и дополнениями).

Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390 – ФЗ // Собр. зак-ва РФ.- 2011.- № 1.- Ст. 2.

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57 – ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О государственной охране»

Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5 – ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О внешней разведке»

Федеральный закон от 06 февраля 1997 г. № 27 – ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О внутренних войсках МВД РФ».

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114 - ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. № 976 (с последующими изменениями и дополнениями) «О Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков».

Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613 (с последующими изменениями и дополнениями) «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»

Указ Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 г. № 248 // Российская газета. - 2011. - 2 марта «О министерстве внутренних дел Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 (с последующими изменениями и дополнениями) «О Федеральной таможенной службе»

Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248)

Основная литература:

Правоохранительные органы России: учебник для бакалавров/ под. ред. В.П. Божьева - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт 2012. - 367 с.

Правоохранительные органы: учебник / под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, А.П. Кизлык.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 383 с.

Правоохранительные органы: учебник / ред. А.В. Ендольцева, О.А. Галустьян, А.П. Кизлык.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 447 с. Гриф МВД

Правоохранительные органы России: учебник / ред. В. П. Божьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2008. - 336 с. Гриф МО

Дополнительная литература:

Адаменко, И. Е. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Ч. 1: курс лекций / И. Е. Адаменко. - Краснодар: КрУ МВД России, 2010. - 230 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.