Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и развитие концепции гражд. общества в мировой науке






Идея гражданского общества встречаются еще в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля. Например, у Аристотеля в гражданском обществе люди действуют в интересах общей пользы и участвуют во всех выгодах общественной ЖИЗНИ. Сторонники теории общественного договора (Гоббс, Локк, Руссо и др.) считали гражданским обществом государство, основанное на общественном договоре, выражающее интересы граждан. Таким образом, до XVIII в. в науке не проводилось принципиального различия между гражданским обществом и государством, подразумевая под гражданским обществом определенный тип государства.

Впервые различия между гражданским обществом и государством провел Гумбольдт. Данные различия сводились к следующему:

1. В государстве действует система государственных институтов, органов, создаваемых «сверху», а в гражданском обществе — система учреждений, создаваемых «снизу», по инициативе самих граждан.

2. В государстве действует позитивное право, а в гражданском обществе — «естественное и общее для всех право».

3. Человек, в гражданском обществе выступающий как личность, по отношению к государству действует как гражданин. Выделив данные различия, Гумбольдт выступил за резкое ограничение государственного вмешательства в отношения гражданского общества.

Основным разработчиком концепции гражданского общества являлся Гегель. В работе «Философия права» он отмечал, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, упорядоченное законодательство, авторитетный суд. При этом под гражданским обществом Гегель понимал лишь современное ему буржуазное общество. Гегель считал гражданское общество сферой частных интересов, «где каждый сам для себя цель, все другие для него — ничто». По мысли Гегеля, противоречивость интересов в гражданском обществе предопределяет необходимость его регулирования со стороны государства.

В СССР термин «гражданское общество» не использовался, так как считалось, что по мере перехода к коммунизму различия между обществом и государством будут стираться в силу отмирания последнего.

 


7.6 Насилия. Теория насилия в своем завершенном виде сформировалась в XIX в. в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского, хотя зачатки этой теории присутствуют еще в концепциях софистов. Главную причину возникновения государства представители данной теории усматривали в завоевании одних племен другими. Из теории насилия следует, что государство является не итогом развития общества, а инородной силой, навязываемой ему извне.

7.7 Органическая. Отдельные элементы данной теории зарождаются еще в античности. Так, Платон сравнивал государство с организмом, где трем началам человеческой души — разумному, яростному и вожделеющему — соответствуют три начала в государстве — совещательное, защитное и деловое.

Широкое распространение данная теория получила в XIX в. в связи с изданием работ Спенсера, Вормса и ряда других авторов. Определенное влияние на эту теорию оказали идеи естественного отбора Ч. Дарвина.

Идеи отказа от помощи незащищенным слоям населения в целях соблюдения принципа естественного отбора (социальный дарвинизм), которые отстаивались некоторыми сторонниками данной теории, вряд ли можно назвать гуманными и прогрессивными даже для того времени.

Как отмечает Малько, отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы. Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения. К достоинствам органической теории относят то, что:

1. Вводится системный признак в исследование государства.

2. Обосновывается дифференциация и интеграция общественной и государственной жизни.

3. Вскрывается взаимосвязь естественных (биологических) и общественных законов.

В то же время государство выполняет ряд функций, которые не имеют аналогии с функциями живого организма (например, налогообложение, издание общеобязательных правил поведения и т.п.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.