Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды функций права






Подходы к понятию функций права можно свести к двум основным точкам зрения:

1. Функция права есть социальное назначение права.

2. Функция права — это одно из основных направлений правового воздействия на общественные отношения.

Функции направлены на решение коренных задач, стоящих перед правом на определенном этапе его развития. Следует различать функции и задачи права. Их соотношение заключается в том, что задачи права:

1) часто обусловливают само существование функций;

2) определяют содержание его функций;

3) оказывают влияние на формы и методы осуществления его функций.

Классификацию функций права можно провести по различным основаниям. Например, выделяются общеправовые функции (свойственные всем отраслям права); межотраслевые (свойственные двум или более отраслям права); отраслевые (свойственные одной отрасли права); функции правовых институтов; функции отдельных видов норм права.

Кроме того, функции права подразделяются на общесоциальные и специально-юридические.

К обще социальным функциям относятся:

1. Гуманистическая. Она состоит в смягчении либо разрешении общественных противоречий.

2. Культурно-историческая. Право в нормативной форме закрепляет социальные ценности: социальную справедливость, житейские мудрости, моральные устои и т.д. Эту функцию также называют идеологической.

3. Экономическая функция. Право регламентирует производственные отношения в обществе, охраняет собственность и закрепляет ее формы, регулирует процесс перехода имущества от одного лица к другому и т.д.

4. Политическая. Право регулирует деятельность субъектов политической системы — государства, политических партий и т.д.

5. Воспитательная. Право оказывает влияние на формирование личности граждан и установок поведения в коллективах. Иногда в литературе воспитательную функцию относят к специально-юридическим.

В литературе выделяются и другие общесоциальные функции права: информационно-ориентирующая, коммуникативная, функция социального контроля и т.д.

 


Многочисленные подходы к понятию государства можно объединить в несколько направлений.

1. Классический подход (иногда его называют арифметическим). Г. в данном случае понимается как совокупность трех элементов — власти, территории и населения. При этом решающее значение придается Г. власти (Аретин).

2. Юридический подход. Представители данного подхода указывали, что государство — это особое юридическое лицо, особая корпорация, выражающая общую волю граждан (Еллинек, Эсмен, Орландо).

3. Нормативистский подход. Его наиболее известный представитель Кельзен считал, что Г. — это определенный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным.

4. Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций наряду с семьей, церковью и т.д. Своеобразие государства состоит в том, что оно — инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (Орну, Геленц).

5. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспрерывно меняющемся обществе, как структура, связанная с информацией, с прямыми и обратными связями в обществе (Ланг, Дойч).

6. Социологический подход. Сторонники этого подхода считают, что государство — это прежде всего орудие в руках определенных социальных групп. Условно данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления. Если для марксистов государство — это орудие в руках экономически господствующего класса, то сторонники немарксистского направления определяют государство как инструмент в руках элиты (Парето, Михельс) либо как представителя общества, социального арбитра.

В отечественной науке государство понимается как форма правовой организации и деятельности политической власти. Иногда в широком смысле государством считается политически организованное общество, а в узком — государственный аппарат, т. е. совокупность государственных органов.

13. Государственная власть, её понятие и свойства

Категория «власть» являлась и является дискуссионной. Еще Конфуций уподоблял власть императора власти отца, а отношения властвующих и подвластных — семейным отношениям. Аристотель считал, что отношения власти присущи всем предметам, в том числе и неодушевленным. Средневековые авторы выдвигали на первый план божественную власть и считали ее человеческий вариант лишь производным.

Современные западные политологи не проводят существенных различий между властью и влиянием. При этом указывается, что власть — это способность воздействовать на поведение индивидов. Власть рассматривается как реализация интересов, выражение политической активности, участие в принятии решений. Содержание отношений власти (властеотношений) составляют навязывание воли властвующего подвластным и подчинение подвластных.

Власть есть явление социальное, она является необходимой принадлежностью любого общества. Власть возможна лишь в отношениях между людьми и их группами, а не по отношению к животным или неодушевленным предметам. Социальная власть основана на силе (это может быть физическая сила, сила убеждения, сила красоты и др.).

В подходах к сущности власти в литературе выделяется ряд направлений:

1. Бихевиористское (поведенческое). Власть рассматривается как определенный тип поведения.

2. Телеологическое (целевое). Власть понимается как возможность осуществления определенных целей.

3. Инструментальное. Власть, по данному подходу, есть возможность применения средств принуждения.

4. Структурное. Власть — это прежде всего отношение между управляющим и управляемым.

5. Конфликтное. Власть — это возможность принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.

6. В советской науке власть понималась как способность подчинять своей воле, как волевое отношение либо как функция коллектива по руководству совокупной деятельностью. Имелись в науке дискуссии и по отношению к субъектам (носителям) Г. власти. Например, марксисты считали таким субъектом экономически господствующий класс, сторонники элитаристских концепций — элиту, представители теории плюралистической демократии отстаивали точку зрения, что власть распылена между классово неоднородными носителями. Во многих современных конституциях закреплена теория народного суверенитета, согласно которой источником и верховным носителем государственной власти признается народ.

Г. власть опирается на определенные основы. В частности, можно выделить экономическую, социальную, нравственно-идеологическую основы.

Важнейшим требованием к государственной власти в демократическом обществе является ее легитимность. В узком смысле легитимной признается законная власть, т. е. власть, образованная в соответствии с процедурами, предусмотренными правовыми нормами. В широком смысле легитимность — это признание власти народом, признание ее права управлять общественной жизнью, готовность населения подчиняться такой власти.


К специально-юридическим функциям права относятся регулятивная и охранительная.

Регулятивная функция считается главенствующей в системе функций права, так как основное социальное назначение права состоит в регулировании общественных отношений. Регулятивная функция выражается в том, что право:

— фиксирует субъектный состав правовых отношений;

— определяет круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми связывается наступление тех или иных правовых последствий;

— определяет права и обязанности субъектов (участников) правовых отношений.

Алексеев выделил в составе регулятивной функции две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая подфункция заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе, обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей.

Регулятивная динамическая подфункция заключается в обслуживании правовыми средствами тех или иных социальных процессов, например, гражданского оборота.

Охранительная функция права состоит в охране наиболее важных общественных отношений, общественных ценностей. Целью данной функции является искоренение, вытеснение общественно вредных деяний. Средствами осуществления охранительной функции являются юридические обязанности, запреты, санкции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.