Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Если в основных видах септаккордов все звуки бывают расположены только по терциям, то в обращениях обязательно появляется секунда.






Лад

Ладом называется система устойчивых и неустойчивых звуков (ступеней лада), объединенных — на основе мелодических, функциональных связей — тяготением к единому устойчивому центру — тонике.

На протяжении многих столетий музыкальное искусство развивалось на ладовой основе. Некоторые лады, известные еще в древней Греции, и теперь находят свое применение в народной и профессиональной музыке. Правда, древние и средневековые лады значительно отличались от классических мажора и минора именно тем, что большое их разнообразие не давало четкого ощущения мажорности и минорности, и устоем могла практически стать любая из ступеней, подчеркиваемая чаще и сильнее остальных. Это, в свою очередь, приводило к тому, что один лад мог свободно и незаметно переходить в другой, что способствовало образованию гибкой мелодической линии.

Осознание лада и функциональных отношений между звуками происходило постепенно. Большую роль в восприятии отдельных звуков простейших старинных напевов как устойчивых или неустойчивых, по-видимому, играло их метрическое положение: звуки, приходившиеся на сильные доли, воспринимались как более устойчивые. Кроме того, ощущение устойчивости производили звуки, завершавшие тот или иной напев.

Наиболее древние народные напевы состоят всего из двух-трех звуков. Происходившее в дальнейшем постепенное расширение звукового состава мелодий привело к возникновению ладомелодических образований из четырех, пяти, шести и семи звуков. В древних напевах многих народов мира часто встречается бесполутоновый пятиступенный лад — пентатоника.

Европейская звуковая музыкальная система, сформировавшаяся в результате длительного развития, получила всемирное распространение. Она включает в себя всего лишь двенадцать различных по высоте звуков хроматического ряда, из которых только семь являются основными (диатоническими) и имеют свои собственные наименования. Все эти звуки не только различаются по высоте, но и — на основе обертонового звукоряда — находятся между собой в строго определенных акустических соотношениях. В условиях ладовой организации между звуками мелодии обнаруживаются четкие функциональные связи. Это приводит к тому, что в сознании человека возникают ясно ощутимые на слух проявления устойчивости и неустойчивости тех или иных звуков, свойственные им как ступеням какого-либо лада.

Количество звуков, входящих в определенную ладовую организацию, всегда строго ограничено структурой лада, а сами звуки называются ступенями лада. Основным устоем семиступенных диатонических ладов является I ступень. При определенных условиях относительной устойчивостью обладают также V и, в меньшей мере, III ступени.

Любая относительно законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно или многоголосно, обычно завершается устойчивым звуком (или аккордом) и чаще всего — тоникой. Все остальные ступени лада (II, IV, VI и VII) являются неустойчивыми, причем степень их неустойчивости определяется двумя факторами: интервальным соотношением с ближайшими устойчивыми звуками и «силой притяжения» данного устойчивого звука. Так, при полутоновом соотношении неустоя с устоем стремление к разрешению будет ощущаться сильнее, острее, нежели при целотоновом их соотношении. Кроме того, звук тоники (то есть I ступени) сильнее «притягивает» к себе неустойчивые звуки по сравнению с другими устоями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.