Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие совместимости в групповой деятельности






 

Общение - форма психологической взаимосвязи людей в процессе совместной деятельности. Благодаря общению люди объединяются в малые группы и имеют возможность обмениваться информацией. Без общения немыслима организованная совместная деятельность.

В любой группе, тем более занятой совместной деятельностью, существуют такие объекты, которые оказываются наиболее значимыми, то есть являются ценностями для всей группы в целом. Этими объектами могут быть люди, задачи, цели, идеи, события и т.п. У каждого члена группы по отношению к ним формируются свои оценки, установки или позиции, то есть они ориентируются на эти ценности и руководствуются ими в своем поведении. При этом если у членов группы ценности совпадают и совпадают отношения к ним, то это неизбежно сказывается на их взаимоотношениях. Сближение оценок приводит к сближению отношений между членами группы, они становятся более дружескими, сочувственными, сотрудничающими. Появляется переживание, называемое чувством «Мы». Это переживание усиливает притягательность в группе и в свою очередь еще больше укрепляет межличностные отношения.

Во время тренировочного и соревновательного процесса в хоккее между партнерами осуществляются межличностные взаимодействия. В социальной психологии принято различать несколько феноменов межличностного взаимодействия.

1) Межличностное взаимопонимание является одним из основных феноменов межличностного взаимодействия. Взаимопонимание характеризуется сходством субъективных суждений партнеров друг одруге и соответствием этих суждений объективным особенностям этих лиц.

2) Межличностное взаимовлияние - это воздействие на другую личность, предполагающее изменение поведения мыслей и чувств. В основе взаимовлияний лежит механизм подражания, внушения и конформности.

Мера взаимовлияний зависит от характера межличностных отношений: лица с установившимися положительными отношениями чаще, быстрее, больше поддаются взаимному влиянию, вследствие чего чаще обнаруживают сходство мнений, оценок и легче приходят к согласию по спорным вопросам.

3) Взаимные действия выражаются в содействии, бездействии и противодействии поступкам и деятельности партнера. Синонимом содействия является помощь и взаимопомощь, при которых действия одного партнера направлены на стимуляцию, поддержание и облегчение действий другого. В целом содействие - это облегчение действий партнера в совместной деятельности.

Бездействие - это пассивное неучастие в действиях партнера. Оно может быть следствием ненужности каких-либо действий, нежелания или невозможности содействовать.

Противодействие - это такое поведение, при котором действия лица не просто мешают действиям другого, но препятствуют их совершению и являются противоположными по результату.

4) Межличностные отношения - это взаимная готовность партнеров к определенному типу переживаний и действий. Готовность есть система установок, ориентации и ожиданий, определяемых эмоциональными оценками хода и результатов общения.

5) Совместимость партнеров характеризуется, прежде всего, максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействие.

6) Срабатываемость - это феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности: количества, качества, скорости. Срабатываемость характеризуется оптимальной координацией действий партнеров, основанной на взаимном содействии.

Результаты совместной деятельности обусловлены индивидуально-психологическими особенностями хоккеиста. Большое влияние на результаты совместной деятельности оказывает совместимость.

В литературе нет однозначного определения понятия «совместимость». Так, по мнению Г.М. Андреевой, «совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения групповой функции, что члены группы могут взаимодействовать».

А.Ц. Пуни считает, что «психологическая совместимость - это вторичное образование, результат совместной деятельности, общения, отношений и поведения членов команды».

Совместимость такой эффект взаимодействия, который характеризуется максимально возможной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом и достаточно высокими эмоционально-энергетическими затратами партнеров, при значительном ощущении ими единства, целостности друг с другом.

М.И. Сетров дает такое определение: «Совместимость - есть такая общность объектов в некоторых свойствах или по существу, которая обеспечивает возможность их взаимодействия».

Под социально-психологической совместимостью понимается единство взглядов и установок, потребностей и системы ценностей двух или нескольких членов коллектива, синхронность их психомоторных реакций, одинаковый уровень возбуждения и торможения, сходство во внимании и мышлении, уровне мотивации и интеллекта, а так же в ряде других психических качеств.

Можно выделить 2 вида совместимости: совместимость групповая и совместимость межличностная. Групповая совместимость характеризует степень сплоченности группы, возможность бесконфликтного общения и согласованности действий членов коллектива в условиях совместной деятельности. Критерием межличностной совместимости является взаимопонимание и удовлетворенность результатами взаимодействия.

В исследованиях ряда специалистов, при изучении эффективности совместной деятельности было показано, что группа, превосходит отдельно взятого индивида по продуктивности большинства психических процессов: по объему и точности восприятия, внимания, памяти и отчасти мышления.

Классификация исследований в области психологической совместимости, разработанная Н.Н. Обозовым и А.Н. Обозовой позволяет выделить три подхода в изучении совместимости:

1) структурный (в соответствии с ним совместимость рассматривается как сходство или различие индивидуально-личностных характеристик);

2) функциональный (совместимость рассматривается как результат согласования внутригрупповых функций или ролей партнеров);

3) адаптивный (в этом случае речь идет не столько о самой совместимости, сколько о ее последствиях в виде развертывающихся между партнерами межличностных отношений).

Принято различать несколько уровней (видов) совместимости, в зависимости от того, какие особенности человека включены во взаимодействие. Причем по мере усиления взаимосвязанности включается все большее число уровней. По мнению Ю.А. Коломейцева, А.Ц. Пуни и В.М. Мельникова совместимость членов спортивного коллектива следует рассматривать на трех уровнях:

1. Социально-психологический - предусматривает сходство взглядов, интересов, ценностных ориентации, установок.

2. Психофизиологический - основывается на взаимодействии особенностей возраста и темперамента.

3. Психологический уровень - предполагает взаимодействие характеров, мотивов поведения.

А другие авторы кроме этих трех уровней выделяют еще два:

4. Социально-идеологический основан на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок.

5. Профессиональный - предусматривает различия в социально-психологическом статусе, который занимают тренеры в руководстве командой.

В иерархической системе уровней совместимости социально -идеологический и социально-психологический могут регулироваться сознательно. Включение сознания и эмоционально - волевой сферы в регулирование взаимодействия обеспечивает в большей или меньшей степени совместимость людей.

Было бы неправильно думать, что между всеми уровнями совместимости существуют четкие различия - их так же сложно определить, как все свойства, качества в психической организации личности человека.

Как верно заметил М.И. Сетров, вопрос о совместимости двух элементов возникает тогда, когда между ними есть различия. В этом случае выяснение совместимости сводится к установлению общности по каким-либо параметрам, свойствам или по существу. Поэтому психологическое сходство или различие индивидов имеет особое значение для характеристики совместимости.

Совместимыми могут любые психологические свойства человека от сенсомоторных качеств до идеологических взглядов. В силу того, что у человека имеются очень большие приспособительные возможности, а, также учитывая современные возможности обучения и воспитания, в настоящее время некоторые исследователи не склонны отводить совместимости решающую роль в целостной групповой деятельности.

Тип групповой деятельности способен влиять на содержание составляющих совместимости, и этим обусловливается разнообразие определений феномена совместимости.

Анализ материалов исследования в командах игровых видов спорта позволил выявить четыре «плана» (измерения) совместимости.

1) совместимость, основывающаяся на сыгранности, сработанности партнеров (обусловлена длительным, иногда многолетним их взаимодействием);

2) операционно-ролевая совместимость (в ее основе хорошее понимание партнерами замыслов и действий друг друга в различных игровых эпизодах безотносительно к продолжительности предварительных совместных тренировок);

3) совместимость в личностных чертах (основывается на взаимном соответствии личностных черт партнеров);

4) совместимость в игровом общении (проявляется в удовлетворенности партнеров межличностными отношениями, складывающимися между ними в ситуациях спортивной деятельности).

Феноменом противоположным совместимости, является несовместимость людей. Обозов Н.Н. считает, что психологическая несовместимость - это неспособность в критических ситуациях понять друг друга, не синхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и другие врожденные и приобретенные свойства личности, которые препятствуют совместной деятельности.

Несовместимость партнеров может отражаться не столько на их самочувствии, сколько на результатах, достигаемых ими при совместной деятельности.

Если в совместимости проявляется гармонизация межличностных отношений, то иной формой их выражения может служить конфликт. В социальной психологии существуют различные точки зрения в определении конфликтов и их классификации. Так, Н.В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей.

К.К. Платонов определяет конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений. А.А. Ершов под конфликтом понимает действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, манеры поведения.

Индивидуально - психологические особенности личности в качестве причины конфликта вызываются при различных свойствах темперамента участников совместной деятельности, нравственном и моральном несовпадении, т.е. при несовместимости.

Конфликт, как крайняя форма негативных взаимоотношений, обостряет все противоречия и несогласия, повышает эмоциональную возбудимость и психическую напряженность конфликтующих личностей.

Не всегда конфликты имеют отрицательные последствия. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемы, конфликты помогают сплотиться, мобилизуют волю, ум на решение важных вопросов, побуждают к поиску новых путей решения проблем, позволяют людям лучше понять друг друга. Но бывают ситуации, когда столкновение между членами группы нежелательны, и лучше вовремя предупредить или не допустить развитие конфликта.

Важно заметить, что конфликт требует обязательного разрешения, иначе нормальная работа и жизнь группы становятся невозможными. Разрешение конфликта приводит к разрядке, спаду напряженности, переключение внимания участников конфликта на выполнение своих непосредственных обязанностей.

Исследования, проведенные, психологами ЛГУ, позволили различить явление «совместимости» и «срабатываемости». Эффект совместимости чаще возникает в условиях личных отношений, а эффект срабатываемости является результатом деловых отношений и связан с какой-либо деятельностью: трудовой, спортивной, учебной и т.д.

Срабатываемостью называют единство взаимодействий членов группы в условиях конкретной совместной деятельности.

Выделяют три компонента взаимодействия человека с человеком, которые позволяют различить «совместимость» и «срабатываемость»:

1) продуктивность деятельности и характер поведения;

2) эмоционально-энергетические затраты, проявляющиеся в физиологических показателях и в субъективных показателях состояния удовлетворения работой, собой, партнером;

3) особенности взаимопонимания людьми друг друга - точность понимания, отождествляемость одной личности с другой, то есть ощущение неразрывности одного с другим.

Основным критерием сработанности является продуктивность. Для повышения продуктивности при совместной деятельности необходимо соответствие сложившейся системы взаимоотношений тем требованиям, которые предъявляют к участникам цель и предстоящая деятельность.

Исследования проводимые ЛГУ, выявили, что для оптимальной сработанности необязательно сближение физиологической активности (ритма сердечных ударов). Лучше сохранение индивидуальных различий, что позволяет удерживать распределение функций активности в совместной деятельности. Плохо, когда оба стремятся быть лидерами, но не легче, когда все ждут «указаний сверху». Для совместимости же лучше сближение, уподобление, синхронизация физиологических ритмов «унисон сердец».

Между совместимостью и срабатываемостью могут быть различные соотношения, но оптимальным сочетанием является такое, когда совместимость и срабатываемость являются максимальными.

Когда говорят о совместимости свойств, имеют в виду оптимальное сочетание, вызывающее чувство удовлетворения. При совместной деятельности, в случае ее достаточно высокой успешности у членов группы возникает удовлетворенность не только собой, как при индивидуальной деятельности, но и партнером, также успешно выполняющим совместные функции, общие для них.

Существование, которое удовлетворяет участников деятельности и сохраняет их отношения можно считать эффективным. Естественно, свойства личности не существуют сами по себе, они проявляются в поведении и поступках людей. Каждый из партнеров наблюдает и оценивает свое и чужое поведение, согласуя их со смыслом существующих отношений. В результате совместимости возникает потребность быть вместе. А несовместимость, как взаимоисключающее поведение и поступки партнеров, вызывает удовлетворение только при отсутствии контакта. В этом случае совместная жизнедеятельность порождает неприязнь, антипатию, отрицательные чувства у партнеров.

Но нельзя думать, что только сочетание свойств, потребностей, привычек порождают совместимость - несовместимость людей. Исследования, проведенные в Ленинградском университете, показали, что основным критерием разделения пар по совместимости является взаимное удовлетворение общением или совместной работой.

При изучении производственных коллективов была выявлена положительная взаимосвязь между эмоциональными взаимоотношениями членов групп и срабатываемостью при совместной деятельности.

Сравнивая эффективность групповой деятельности и межличностные отношения, Н.В. Голубева и Е.С. Кузьмин пришли к выводу, что близкие эмоционально-межличностные контакты способствуют повышению производительности труда и улучшению отношения к работе.

Известный специалист по проблемам малых групп М.А. Новиков считает, что при комплектовании малых групп для выполнения работ в экстремальных условиях «вопрос стоит шире, нежели установление психологической совместимости членов группы, понимаемой, как совпадение установок, эмоционально волевых качеств и ряда других личностных признаков. Эффективной окажется, прежде всего, группа с гибкой психологической структурой, индивидуальные качества членов которой взаимодополняют и взаимозаменяют друг друга. При этом некоторая «несовместимость» партнеров не является основанием для негативной оценки при высокой взаимной мотивированности и стремлении к сотрудничеству».

Взаимоотношения между людьми, степень совместимости между ними обусловлены типом темперамента. Под темпераментом обычно понимают совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующие динамику психической деятельности человека. Свойства темперамента являются врожденными, и поэтому они устойчивы и постоянны. Выделяют четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Научное объяснение темпераментам дала неврологическая теория И.П. Павлова. В своих работах он пришел к выводу, что физиологической основой темпераментов является один из четырех типов высшей нервной деятельности, которые характеризуются определенной совокупностью показателей основных ее свойств: силы, подвижности и уравновешенности.

Исследования показывают, что свойства темперамента играют существенную роль в совместной деятельности, что отражается на конечном продукте - эффективности. Она выше в тех случаях, когда свойства темперамента партнеров противоположны по структуре. Поэтому совместимыми являются холерики с флегматиками и сангвиники с меланхоликами. Частично совместимы холерик и сангвиник, флегматик и меланхолик. Абсолютно несовместимыми являются холерики с меланхоликами и сангвиники с флегматиками. При совместной деятельности двух одинаковых темпераментов более эффективно сотрудничают два сангвиника, более или менее два флегматика и меланхолика. Хуже всего взаимодействуют два холерика, т.к. они вспыльчивые и неуравновешенные.

Исходя из характера выраженности психических функций мышления, интуиции, ощущения и эмоций выделяют 16 психосоциотипов. В основе выявления психосоциотипа лежит типология личности, разработанная К. Юнгом. Согласно данной типологии людей можно разделить на типы по следующим характеристикам: «экстраверсия -интраверсия», «рациональность - иррациональность», «логика - этика», «сенсорика - интуиция». Каждый из них содержит весьма устойчивый набор свойств, которые являются врожденными. Зная психосоциотипы разных людей, можно, заранее предвидеть как будут развиваться их взаимоотношения.

Важным фактором совместимости выступает гармония характеров. Практика показывает, что межличностные контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее, у тех его членов, черты характера которых дополняют друг друга.

То, как оценивает себя и свои возможности спортсмен, имеет большое значение для общения с партнерами по совместной деятельности. Для спортсмена с высокой самооценкой характерно активное и непринужденное общение с партнерами, достаточно терпимое отношение к негативным замечаниям. Напротив, неуверенный в себе спортсмен с пониженной самооценкой будет чаще играть пассивную роль в общении, ждать негативной оценки со стороны других. Как правило, такие спортсмены могут быть еще и высоко тревожными.

Возможность действовать совместно основывается на взаимопонимании спортсменами друг друга. Взаимопонимание - это не только правильное понимание качеств личности другого, его запросов, ценностей, привычек, но и возможность прогноза поведения, мнения, оценок. По мнению В.И. Румянцевой взаимопонимание является важнейшим фактором результативности совместных действий.

Эмпатия способствует преодолению многих барьеров на пути к взаимопониманию, помогает выстоять в трудных ситуациях. Люди сближаются, когда сочувствуют друг другу, откликаются на переживания и, главное эмоционально поддерживают, успокаивают, пытаются снять негативные эмоции. Формула «не сошлись характерами», которая используется во всех случаях возникновения разногласий, чаще всего означает, что достигнут предел понимания одним человеком непонимания его переживаний и интересов со стороны другого. Эмпатия - это устойчивое свойство личности, его трудно воспитать, но невозможно и разрушить.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.