Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей






Весьма важен вопрос: с опорой на какие характеристики эмоций человек их распо­знает и дифференцирует? В. Вундт (1896) утверждал, что всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений (ощущений): удовольствие—неудо­вольствие, расслабление—напряжение и спокойствие—возбуждение (рис. 9.5). Таким образом, им была сформулирована многомерная модель эмоций, руководствуясь ко­торой человек опознает и различает эмоции.

Многомерная модель эмоций рассматривает все эмоции в многомерном простран­стве, ограниченным числом переменных (координат): негативность — позитивность, сила — слабость, активность — пассивность. Адекватным методом для многомерной модели является метод многомерного шкалирования (ММШ). Суть этого метода состоит в том, что он дает возможность узнать минимально допустимое число шкал (факторов, признаков), на которые ориентируется человек при вынесении суждения о различии или сходстве эмоций, определяемых им по лицевой экспрессии на фото­графиях (степень сходства оценивалась по девятибалльной шкале для 13 фотографий попарно во всех возможных сочетаниях). В разных исследованиях число выделенных шкал-факторов разное: в одних, как и у В. Вундта, три, в других — две. Большинство исследователей склоняются к двухфакторной модели, ортогональными осями кото­рой являются знак эмоции и уровень активации. В результате все эмоции в зависи­мости от их сходства и различия располагаются в двухмерном пространстве.

С этим можно было бы согласиться, если бы в качестве одной из осей выступал не столько знак эмоций, сколько их модальность. Кроме того, учет уровня активации (степени эмоционального возбуждения) приводит психологов к необоснованному, на мой взгляд, но закрепленному в языке, выделению качественно новых эмоций, в то время как на самом деле речь должна идти об эмоции одной модальности, но выра­женной в разной степени. Поясню, о чем идет речь. В методике И. Иранковой в связи со знаком выделены блоки эмоций, среди которых как разные по модальности пе­речисляются тревога, беспокойство, боязнь, робость, страх, ужас, с одной стороны, и удовольствие, восторг, наслаждение, блаженство, радость, ликование — с другой сто­роны. Мне представляется, что логичнее было бы, используя ось активации (уровня возбуждения), говорить об оттенках проявления эмоционального реагирования: в од-лом случае, об эмоциональном тоне удовольствия, который при усилении называет­ся наслаждением, блаженством, а затем и восторгом, в другом случае — об эмоции радости, которая при сильной выраженности обозначается как ликование, и в тре­тьем случае — об эмоции тревоги (беспокойства), которая по мере усиления обозна­чается как боязнь, страх и, наконец, ужас; в четвертом же случае возрастание недо­вольства дает следующую цепь словесных обозначений этого негативного пережива­ния: раздражение — возмущение — гнев (негодование) — ярость — бешенство.

С учетом этого не очень логична попытка Дж. Рассела с коллегами применить метод многомерного шкалирования к субъективным оценкам сходства эмоций, давав­шихся испытуемыми вербально. Ими была получена двухмерная круговая модель эмоционального опыта. В этой модели эмоции располагаются по кругу в такой пос­ледовательности: удовольствие (0°), возбуждение (45°), активация (90°), дистресс (горе—печаль — 135°), неудовольствие (180°), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315 °). Нелогичность этой модели мне видится в том, что в ней чаще речь идет о физиологических состояниях активации, чем о разных по знаку и модальности эмоциональных реакциях. Дж. Рассел с коллегами применили ММШ к субъективным оценкам сходства эмоций, дававшимся испытуемыми вербально. В результате была получена двухмерная круговая модель эмоционального опыта, В этой модели эмоции располагаются по кругу в следующей последовательности: удовольствие (0 °), возбуждение (45 °), активация (90°), дистресс (горе—печаль — 135 °), неудовольствие (180 °), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315°). Нелогичность этой модели мне видится в том, что в ней чаще речь идет о физиологических состояниях актива­ции, чем о разных по знаку и модальности эмоциональных реакциях. На рис. 9.6 по­казано двухмерное пространство терминов, характеризующих человека, переживаю­щего различные эмоции.

Таблица 9.1 Отражение различных элементов экспрессии другого человека подростками

Элемент экспрессии Абсолютное число зафиксированных элементов Процентное соотношение элементов
Речь   14, 2
Мимика   13, 8
Жестикуляция   5, 8
Походка   16, 8
Динамика   27, 2

Эта модель была подтверждена Дж. Расселом и его сотрудниками в процессе об­ширного кросскультурного исследования людей, пользующихся английским, гречес­ким, польским и эстонским языками. Изоморфизм перцептивного и семантического эмоционального пространства свидетельствует о единстве принципов кодирования информации об эмоциях на перцептивном и семантическом уровнях.

Для распознавания эмоции другого человека используются различные каналы экспрессии: мимика, речь, вегетативные и двигательные реакции. В исследовании В. Н. Куницыной (1973) с использованием метода словесного портрету было выяв­лено, что 14-летние подростки этими каналами пользуются неодинаково (табл. 9.1).

Последняя строка в таблице свидетельствует о том, что подростку легче дать об­щую оценку экспрессии человека по ее динамике в процессе общения, чем по отдель­ным каналам экспрессии. Трудно сказать, насколько представленные в таблице дан­ные отражают возрастные особенности подростков, так как другие возрастные груп­пы автором не изучались.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.