Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Происхождение Русской лексики






Цель занятия: рассмотреть природу и разновидности лексических единиц русского языка с точки зрения их происхождения; закрепить навыки нахождения и определения типов лексических единиц по данному основанию.

План занятия:

1) Проверка теоретических знаний:

- направления формирования русской лексики;

- исконно русская лексика;

- заимствования из славянских языков; признаки старославянизмов;

- заимствования из неславянских языков;

- освоение заимствованных слов русским языком; калькирование.

2) Практические задания по закреплению умений анализа лексических единиц с точки
зрения их происхождения.

Задание 1. Охарактеризуйте данные слова с точки зрения их происхождения. В случаях затруднения пользуйтесь этимологическими словарями:

Дверь, долгий, идти, имя, каравай, колос, кремль, лейка, лебедь, лелеять, лиловый, лото, лодка, мат, матрёшка, мать, медведь, надо, паломник, потеха, стрекоза.

Задание 2. Выпишите из «Краткого этимологического словаря русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской (или любого другого этимологического словаря) последовательно все общеславянские, восточнославянские и собственно русские названия птиц и рыб.

Задание 3. Выделите в следующих словах фонетические, словообразовательные и морфологические приметы старославянского происхождения:

Брань, злато, равный, освещение, единый, чуждый; добродетель, злословие, боязнь, гордыня, молитва, суеверие, чрезмерный; светлейший, высочайший, говорящий, колющий, лежащий, возвращать, награждать.

Задание 4. Используя этимологические словари русского языка и словари иностранных слов, определите источник заимствования названных слов:

Ангина, абитуриент, батон, брюки, январь, камбала, курган, куртка, ресторан, рондо, рябой, свитер, университет.

Задание 5. Приведите слова, в структуре которых имеются следующие интернациональные элементы:

греч. графо - писать; греч. фон (о) - звук, голос

лат. лаби(о) - губа; лат. линг(в) - язык

Задание 6. С помощью «Краткого этимологического словаря русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской объясните словообразовательные кальки:

Дневник, изысканный, именительный (падеж), междометие, наречие, правописание, состоять, сострадание.

Задание 7. Замените данные сочетания слов и отдельные слова словами, состоящими из корней греко-латинского происхождения:

Новое слово, любовь к словам, губно-зубные, имя вымышленное, наука о формах (слова), собственная подпись, описание книг.

Задание 8. Объясните значения приведенных слов русскими соответствиями.

Аккомодация, ассимиляция, доминировать, локальный, аналогия, дифференциация, лингвистика, полисемия, семантика.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.