Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 4. ЛЕКСИЧЕСКАЯ АНТОНИМИЯ




Цель занятия: рассмотреть типы антонимов, определить их роль в языке; овладеть практическими навыками анализа антонимов разных типов. План занятия:

1) Проверка теоретических знаний:

- понятие антонимии;

- внутрисловная антонимия (энантиосемия);

- типы антонимов; вопрос о контекстуальных антонимах;

- использование антонимов в речи.

2) Практические задания по овладению навыками анализа антонимов русского языка.

Задание 1. Подберите антонимы к данным словам. При этом учитывайте, что
многозначные слова могут иметь несколько антонимов.

Весело, весёлый, веселиться; ветреный; встреча, встречать, встречаться; глубокий, глубина; лёгкий, легкомысленно; полнота, полный, полнеть; толстый; тихий; смелый, смелость; твердый, твёрдо, твёрдость; хвалить; хитрый, хитрость.

Задание 2. Определите с точки зрения структурной классификации, к какому типу антонимов относятся следующие пары слов. Внесите их в таблицу.

Зарывать - разрывать, просмотреть что-нибудь или кого-нибудь - просмотреть в
самом главном месте, да - нет, над - под, марш! - стоп!, подзывать - отзывать, ввоз -
вывоз, исторический - антиисторический, рано - поздно, любить - ненавидеть, объехать
(все города) - объехать (город с юга по окружной дороге), задымить - задымить
(комнату), прибивать - отбивать, оговориться специально (сделать оговорку) -
оговориться нечаянно (ошибиться).

 

Задание 3. При помощи словообразовательных элементов антонимического характера в сложных словах и ряда контрарных по своей семантике приставок образуйте антонимы:

благо-/зло- высоко-/ низко- глубоко-/мелко- де-/ре-

гипер-/гипо- до-/после- макро-/микро- -фил /-фоб

Задание 4. Подберите антонимы к слову, различное значение которого формируется контекстом. Укажите слова с фразеологически связанным значением.

1. Цветущий вид, цветущий сад. 2. Сладкое яблоко, сладкая жизнь. 3. Крепкий сон,

крепкое здоровье. 4. Легкое пальто, лёгкая задача, лёгкий смех. 5. Мягкий характер,

мягкий хлеб, мягкое кресло. 6. Тихая улица, тихий свет. 7. Жидкие волосы, жидкий кофе.

Задание 5. Вспомните и запишите пять пословиц или поговорок, в которых употреблены антонимы.

Задание 6. Найдите антонимы к каждому члену синонимического ряда в следующих словосочетаниях.

Высокий, громкий, звенящий, звонкий звук. Маленький, крошечный, миниатюрный прибор.

Задание 7. Отличите квазиантонимы от антонимов в следующем списке:

Бездарный - одаренный, мстить - прощать, разбитый - бодрый (состояние), жизнь - смерть, некстати - кстати, железный - слабый (здоровье), опрятный - неопрятный, белизна - чернота, каша - порядок, замазывать - вскрывать (недостатки).


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.004 сек.)