Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словообразовательная структура слова и словообразовательный анализ






Словообразовательный анализ ставит и решает три основные задачи: 1) членение слова на его составляющие — словообразовательную базу и словообразовательное средство; 2) установление способа словообразования; 3) определение места анализируемого слова в системе синхронного словообразования.

Объект словообразовательного анализа — мотивированное слово. Структура мотивированного слова включает словообразовательную базу и словообразовательное средство. В современном русском языке в качестве словообразовательной базы могут быть: а) основа слова (достойн-ый → достпойн-о); б) целое слово (играть → за -играть); в) сочетание отдельных слов (пар, ходить → пароход, лес, степь → лесостепь); г) словосочетание (долго играющий → долгоиграющий, высшее учебное заведение → вуз).

В качестве словообразовательного средства могут выступать:

а) морфема (дом → дом- ик);

б) совокупность морфем (прыгать → до -прыгать- ся);

в) закрепленный порядок следования компонентов и единое ударение (вечно зеленый → вечнозеленый);

г) специфическое преобразование парадигмы словоизменения мотивирующего слова (например, переход прилагательного мороженое в существительное связан с тем, что данное слово, приобретая грамматические признаки существительного, перестает изменяться по родам).

Основной принцип словообразовательного анализа, позволяющий установить словообразовательную структуру слова, сводится к сопоставлению анализируемого мотивированного слова с мотивирующим его словом (сочетанием слов).

Из двух соотносящихся друг с другом слов, имеющих общий корень, одно является более простым, первичным, а другое — более сложным, вторичным. Первичное слово выступает в качестве мотивирующего, вторичное — в качестве мотивированного. Отношения между мотивирующим и мотивированным словами называются отношениями мотивированности (мотивации). Например, в цепочке слов густой — густетьзагустеть — загустение каждое предыдущее слово по отношению к последующему является мотивирующим, а каждое последующее по отношению к предыдущему — мотивированным. Отношения мотивированности пронизывают всю словообразова-тельную систему языка и являются центральным понятием словообразования.

Следует отличать словообразовательную мотивированность от словообразователь-ной производности. Первое понятие связано с синхронным словообразованием (словообразовательный анализ), второе — с диахронным словообразованием (этимологи-ческий анализ), Так, на уровне синхронного словообразовательного анализа отношения мотивированности устанавливаются между мотивирующим словом дояр и мотивирован-ным доярка, а на уровне диахронного словообразовательного анализа отношения производности -между производящим словом доярка и производным от него словом дояр.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.