Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные виды мотивированности






 

Мотивирующие и мотивированные слова, имеющие общий корень, объединяются в словообразовательные гнезда. Например:

 

педагог → педагог ик а → педагогич еск ий1

→ педагогич н ый → педагогичн о

→ педагогичн ость

не педагогичный

→ педагог ическ ий2 → педагогическ и

анти педагогический

 

Взаимоотношения между словами в словообразовательном гнезде неоднородны. Слова могут находиться между собой в отношениях непосредственной мотивированности, опосредованной мотивированности, разномотивированности и равномотивированности.

Отношения непосредственной мотивированности возникают между мотивирующим и мотивированным словами, имеющими общий корень, отличающимися друг друга на один словообразовательный шаг (т. е. на одно словообразовательное средство). Данный словообразовательный шаг предполагает наименьшую смысловую разницу между мотивирующим и мотивированным словами из всех слов словообразовательного гнезда.

Так, в отношениях непосредственной мотивированности из нашего примера находятся следующие пары слов: педагог — педагогика, педагогика — педагогический, педагогика — педагогичный, педагогичный — педагогично, педагогичный — педагогичность, педагогичный — непедагогичный, педагог — педагогический, педагогический — педагогически, педагогический — антипедагогический.

Отношения опосредованной мотивированности возникают между однокорневыми словами словообразовательного гнезда, отстоящими друг от друга более чем на один словообразовательный шаг. Чем больше словообразовательных шагов между мотивирующим и мотивированным словами, тем больше смысловая разница между ними.

Так, в отношениях опосредованной мотивированности из нашего примера находятся следующие пары слов: педагог — педагогический, педагог — педагогичный, педагог — педагогично, педагог — педагогичность, педагог — непедагогичный, педагогика — педагогично, педагогика — педагогичность, педагогика — непедагогичный, педагог — педагогически, педагог — антипедагогический.

Отношения разномотивированности возникают тогда, когда одно и то же слово мотивируется двумя словами.

Так, в отношениях разномотивированности из нашего примера находятся, с одной стороны, мотивированное слово педагогический, а с другой стороны, мотивирующие его слова педагогика и педагог.

Другой пример: слово неграмотно мотивируется словами неграмотный и грамотно.

Отношения равномотивированности возникают в том случае, когда одно слово является мотивирущим сразу для двух и более слов.

Так, в отношениях равномотивированности из нашего примера находятся, с одной стороны, мотивирующее слово педагогика, с другой стороны, мотивированные им слова педагогический и педагогичный; с одной стороны, мотивирующее слово педагогичный, а с другой стороны, мотивированные им слова педагогично, педагогичность, непедагогичный.

При установлении отношений непосредственной мотивированности необходимо учитывать, что в одних случаях лексическое значение мотивированного слова полностью складывается из «суммы» значений словообразовательной базы и словообразовательного средства (например, стол-ик = «стол+маленький», мыш-онок = «мышь+детеныш», муравей-ник = «муравей+ жилище», мам-ин= «мама+принадлежащий» и др.), а в других случаях лексическое значение мотивированного слова не является простой суммой составляющих его частей (например, если слово читатель обозначает человека, который читает, то слово писатель обозначает человека, который не просто пишет, а пишет литературные произведения, т.е. занимается писательским творчеством; белоручка — лицо, чуждающееся какой-либо работы, и т. д.).

Свойство мотивированного слова иметь лексическое значение, которое полностью не вытекает из «суммы» значений составляющих его частей, называется фразеологичностью (идеоматичностью) семантики.

Значение мотивированного слова не всегда основывается на самых типичных признаках мотивирующего слова. В одних случаях такие пары мотивирующих и мотивированных слов связаны отношениями метафорической (переносной) мотивированности (например, попугай — попугайничать, т. е. «повторять чужие мысли и слова», ишак — ишачить и др.), в других случаях мотивирующее и мотивированное слова связывает периферийная (окраинная) мотивированность (например, полк — полковник в значении «командирское звание в сухопутных и воздушных войсках», госпиталь — госпитализировать и др.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.