Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четвертый год обучения




(старшая группа)

 

Занятие 1

Тема: СЕМЬЯ

Цели: прививать любовь и уважение к членам своей семьи; учить детей участвовать в беседе на заданную тему, рассказывать о членах своей семьи; развивать умение связно излагать свои впечатления; уточнять значения слов (брат, сестра, сын, дочь, мама, папа, бабушка, дедушка, внук, внучка) в процессе их сопоставления.

Оборудование: книжки-самоделки, таблички с новыми словами.

План

1. Оргмомент.

2. Беседа о семье.

3. Работа с книгой-самоделкой.

4. Письмо.

5. Итог занятия. Ход занятия

 

1. Оргмомент проводит дежурный. Он сообщает педагогу: «Ребята готовы к занятиям. Тани нет. Таня заболела (Тани нет, потому что она заболела). Людмила Михайловна, какое будет занятие?» Педагог: «Сейчас будет развитие речи» (можно предъявить на слух).

2. Педагог: «Вчера было воскресенье. Вы были дома. Расскажите о своей семье». Дети рассказывают. Педагог уточняет: «У тебя есть бабушка (дедушка)? У тебя есть сестра (брат)?» Значения слов сестра, брат уточняются. «Сколько лет сестре (брату)? Кем работает мама (папа)?» По ходу беседы ответы можно записать на доску и прочитать.

3. Педагог просит детей взять книжки-самоделки (или рисунки, подготовленные с помощью родителей в воскресенье) и рассказать (для более слабых детей прочитать текст, т. е. подписи к картинкам, сделанные с помощью родителей). Педагог задает вопросы: «Где вы были в воскресенье? Что делали? Что видели?»

После демонстрации рисунков и рассказа ребенка о выходном дне другие дети могут задать ему вопросы. Один из

 

 

 

Приложение

 

рассказов педагог записывает. Он может иметь такой вид. «В воскресенье Оля с мамой, с папой, с сестрой Катей ездили в гости к бабушке и дедушке. Оля с сестрой помогали бабушке. Катя мыла посуду. Оля вытирала посуду. Бабушка угощала вкусным печеньем, все пили чай. Бабушка и дедушка были рады». Дети читают текст.

4. Педагог задает вопросы, в ответах на которые уточняются значения слов мама (папа) — сын (дочка): «Ты папе (маме) кто?» — «Сын (дочка)». Дети записывают слова сын, дочка в тетради. Если дети хорошо понимают и используют в речи эти слова, можно уточнить значения слов бабушка (дедушка) — внук (внучка).

5. Педагог подводит итоги занятия: «О чем мы говорили? Что вы узнали? Чей рассказ понравился?» — «Хорошо рассказывали Оля, Алеша. Они нарисовали хорошие рисунки и интересно рассказывали о выходном дне».

«Что делала мама? Что вы делали вечером?» и т. д. В речи этих детей могут быть использованы олова, характеризующие поведение членов семьи, отношений к ним («Бабушка добрая, заботливая. Она испекла пирог. Бабушка угощала нас. Я люблю бабушку (маму, папу)...».



 

Занятие 2

Тема: СЕМЬЯ

Цели: учить правильно и осознанно употреблять в речи слова, отражающие родственные отношения в семье (сестра, брат, сын, дочь, внучка, внук), учить читать и понимать прочитанное, уточнять значения слов, необходимых для обозначения качеств характера, расширять их запас; учить писать знакомые слова.

Оборудование: фотографии и картинки с изображением членов семьи; книга «Читаю сам», часть 2; таблички со словами, обозначающими качества характера.

План

1. Организационный момент.

2. Составление предложений по картинкам.

3. Чтение текста.

4. Итог занятия.

 

 

 

Приложение

 

Ход занятия

1. Педагог: «Доброе утро. Кто дежурный? Я приготовила картинки, раздай их всем детям». Дежурный раздает картинки: «Я раздал картинки».

2. Педагог: «Посмотрите, что нарисовано на картинках». Дети рассматривают картинки, педагог подходит к детям, уточняет: «Кто это? Что они делают?» Затем дети подходят к наборному полотну, закрепляют свою картинку и говорят, что на ней нарисовано: «Папа читает сыну книгу»; «Дочка помогает маме»; «Бабушка вяжет внучке шарф»; «Брат и сестра играют в мяч». Педагог помогает детям оформить ответ, подобрать соответствующую табличку. Дети вместе прочитывают табличку с данной фразой. Если дети не используют слова сын, дочка..., а воспроизводят слова мальчик, девочка, педагог помогает включить их в ответы.

3. Дети читают текст «Заботливая мама» (стр. 108) и отвечают на вопросы: «Кем была Галя? Кем была кукла? Как мама относилась к дочке?» Педагог помогает детям использовать в ответах слова: дочка, заботилась, заботливая. Дети прочитывают на табличке слово заботливая, уточняют его значение: заботилась о кукле. Педагог предлагает близкие по смыслу в данной ситуации слова: добрая, внимательная.

4. Педагог подводит итоги занятия: «Вы говорили. Вы читали. Вы отвечали на вопросы. Таня, Оля... занимались хорошо. Идите к тете Наташе».

 

Занятие 3

Тема: СЕМЬЯ

Цели: учить детей выразительному чтению, побуждать к запоминанию стихов наизусть; учить составлять предложения из отдельных слов.



Оборудование: картинки, текст стихотворения (на плакатике), конверты с рассыпным текстом.

План

1. Организационный момент.

2. Чтение текста стихов и беседа.

3. Выразительное чтение стихов детьми.

4. Работа с рассыпным текстом.

 

 

Приложение

 

5. Итог занятия.

Ход занятия

1. Педагог: «Поздоровайтесь. Вы готовы к занятиям? Спросите у меня, что будем делать?» — «Что мы будем делать?» — «Будем читать. Посмотрите, что это: стихи или рассказ?»

2. Сначала педагог выразительно читает стихи. Он обращает внимание детей на картинку, подобранную к стихам, уточняет смысл фразы: мыло пенится в корыте. Возможно чтение стихов с элементами инсценирования. В процессе инсценирования уточнить смысл слов и фраз: корыто, мыло пенится в корыте. Затем дети читают стихи самостоятельно. Текст стихотворения:

Я один у мамы сын, нет у мамы дочки.

Как же маме не помочь постирать платочки

Мыло пенится в корыте, я стираю, посмотрите.

Детям предлагаются вопросы: «Сколько у мамы детей? У мамы есть дочка? Как сын помогает маме? Мама рада? Вы помогаете маме? Что вы делаете дома?» Уточняется значение слова помогать (стирать, убирать дома, готовить). Педагог оценивает действия детей: «Вы трудолюбивые, вы любите работать. Вы помогаете маме. Вы внимательные, заботливые. Можно оказать по-другому: вы помощники мамы».

В процессе анализа стихов попросить детей охарактеризовать мальчика, какой он, подобрать слова, необходимые для его характеристики.

3. Далее дети выразительно читают стихи. Педагог обращает внимание на точки, запятые. Еще раз демонстрирует выразительное чтение. В заключение сообщает: «Вечером еще прочитайте стихи, запомните (выучите наизусть). В субботу прочитаете их мамам».

4. В конвертах у детей таблички с отдельными словами. Детям необходимо составить предложения и прочитать их: Сын помогает маме. Сын стирает платочки.

5. В конце занятия педагог предлагает детям: «Спросите у меня, как вы занимались». — «Тетя Таня, как мы занимались?» — «Вова, Наташа, Юля очень хорошо читали стихи, отвечали на вопросы. Коля шалил, мешал ребятам».

 

 

 

Приложение

 

Занятие 4

Тема: СЕМЬЯ

Цели: учить детей использовать в речи речевой материал, связанный с данной темой; учить описывать картинку с помощью вопросов, составлять связный рассказ, учить писать знакомые слова и фразы печатными буквами.

Оборудование: картина «Семья», таблички с вопросами.

План

1. Организационный момент.

2. Рассматривание картины и ответы на вопросы.

3. Составление описания картины и пересказ.

4. Письмо. Ход занятия

 

1. Педагог за экраном предъявляет вопросы: «Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? Где ты живешь? (Назови свой адрес). Кто есть в семье? Как зовут маму (папу)? Как зовут сестру (брата)? Сколько ей (ему) лет?» В случае затруднений в опознавании вопросов не слух они предъявляются слухо-зрительно.

2. Дети рассматривают картину «Семья» и отвечают на вопросы: «Кто это? Где семья? Что делает папа (мама, дети)? Кто в семье старшие, а кто младшие? Кто родители, кто дети?» Педагог записывает ответы детей. В ответах должен использоваться материал, знакомый по предыдущим занятиям.

Текст рассказа может быть примерно таким: «Это семья. Вечером семья дома. Папа читает сыну книгу. Дедушка и внучка смотрят телевизор. Мама ставит посуду на стол (накрывает на стол). Бабушка вяжет внучке шарф. Скоро все будут ужинать». Дети прочитывают текст. Педагог: «Мы составили рассказ. О чем этот рассказ? Придумайте название. Как по-другому? Кто придумал по-другому?» Название записывается («Семья». «Семья дома»).

3. Дети с опорой на текст пересказывают его. Более сильных детей побуждать к варьированию высказываний, отходу от образца: «Как сказать по-другому?» — «Папа с сыном смотрят книгу. Дедушка и внучка смотрят по телевизору мультфильм» и т. д.

 

 

 

Приложение

 

4. Педагог предлагает прочитать фразу бабушка вяжет и записать.

Пятый год обучения (подготовительная группа)

Занятие 1

Тема: ГОРОД, УЛИЦЫ, ТРАНСПОРТ

Цели: уточнить представления детей об улицах города, включать в речь слова, связанные с данной темой, учить составлять рассказ по плану.

Оборудование: картина «Улицы города». Город, построенный детьми из конструктора.

План

1. Организационный момент.

2. Составление рассказа по картине по плану.

3. Игра «Экскурсия».

4. Итог занятия. Ход занятия

 

1. Педагог задает детям вопросы: «В каком городе ты живешь? На какой улице ты живешь? Назови свой адрес».

2. Перед детьми картина «Улицы города». На доске написан вопросный план: Какие бывают улицы? Что есть на улице? Где ходят люди? Где едут машины, (транспорт)? Где стоит светофор? Дети составляют рассказ, педагог уточняет значения слов: тротуар, мостовая, переход, светофор, регулировать движение. Рассказ может иметь примерно такой вид. «Это широкая (узкая) улица. На улице есть тротуар и мостовая. По тротуару ходят люди, по мостовой едет транспорт. На улице есть переход. По переходу люди переходят на другую сторону улицы. Около перехода стоит светофор. Когда светофор показывает красный свет, идти нельзя. Когда он показывает желтый свет — нужно ждать. Когда горит зеленый свет, можно идти. Около улицы стоят дома, магазины, аптека, ателье». Дети прочитывают текст, соотносят его с картиной.

 

 

 

Приложение

 

3. Педагог выбирает «экскурсовода». Дети «садятся» в автобус и едут по улицам города. (Город построен детьми из конструктора на занятиях по игре). Экскурсовод рассказывает детям, что есть на улицах: «Это магазин: «Овощи-фрукты». Здесь можно купить яблоки, апельсины... Это ателье. Здесь шьют одежду...» Педагог предлагает детям задавать вопросы экскурсоводу.

4. Подведение итогов занятия: «Мы говорили об улице. В воскресенье посмотрите, что есть на вашей улице. Нарисуйте, что есть на улице».

 

Занятие 2

Тема: УЛИЦЫ ГОРОДА И ТРАНСПОРТ

Цели: продолжать учить детей составлять связный рассказ по картине, варьировать высказывания; учить писать знакомые слова и фразы.

Оборудование: картина «Улицы города».

План

1. Организационный момент.

2. Рассказ по картине.

3. Составление рассказа о своей улице.

4. Диктант. Ход занятия

 

1. Дежурный задает детям вопросы: «Какой вы знаете транспорт? На чем ты едешь в детский сад?»

2. Перед детьми картина «Улица города» и план (см. предыдущее занятие). Дети устно составляют рассказ, 2-3 ребенка воспроизводят его. Педагог помогает построить предложения, побуждает варьировать высказывания: «Скажи по-другому».

2. Педагог просит детей рассказать про улицу, на которой они живут: «Как она называется?» Далее можно воспользоваться рисунками, которые сделали дети в выходные дни. Рассказывают 2-3 ребенка.

4. Дети пишут диктант. Педагог произносит предложения, дети устно воспроизводят. В случае правильного повторения фраз они записывают их. Речевой материал:

 

 

 

Приложение

 

лежит в больнице. Играть на улице нельзя*. Дети читают рассказ, соотносят предложения с событиями, представленными на картинках. 2-3 ребенка пересказывают составленный рассказ. Педагог побуждает использовать различные синонимические замены: «Машина сбила Колю. Можно сказать по-другому: Коля попал под машину» и т. д. Уточнить, как нужно вести себя на улице, почему играть на улице опасно, где нужно играть.

4. В конце занятий педагог беседует с детьми: «О чем мы говорили?» — «О нашей улице». — «Какой рассказ мы составляли?» — «О мальчике Коле». Педагог называет детей, активно участвовавших в занятии.

 

Занятие 5

Тема: ГОРОД (УЛИЦЫ, ТРАНСПОРТ)

Цели: учить читать и понимать прочитанный текст, включать в речь слова и фразы по данной теме, формировать элементарные представления о правилах уличного движения.

Оборудование: книга «Читаю сам», часть 3.

План

1. Организационный момент.

2. Беседа о правилах уличного движения.

3. Чтение текста «Светофор».

4. Анализ иллюстрации к тексту, беседа.

5. Итог занятия. Ход занятия

 

1. Занятие начинает «маленький учитель». Педагог: «Сегодня учитель — Коля, я — ученица» (занимает место среди детей). Коля задает детям вопросы: «Какой вы знаете транспорт? На чем ездят на улице? На чем едут в другой город? На чем летают по воздуху?» (Если данные вопросы трудны для «маленького учителя», вопросы записываются, он прочитывает их.)

2. Педагог: «На прошлом занятии мы составляли рассказ «На улице играть нельзя». Вспомните, о чем рассказ. Сначала правильно положите картинки». Дети раскладывают картинки в нужной последовательности, ориентируясь на вопросы педагога, восстанавливают последователь-

но

 

 

Приложение

 

ность событий: «Где играли ребята? Что случилось с мячом? Что сделал Коля? Что случилось потом? Почему Коля лежал в больнице? Почему нельзя играть на улице?» Педагог сообщает: «Будем читать рассказ. Откройте книги на стр. 158». (Номер страницы записан на доске.) Прочитайте, как называется рассказ?».

3. Дети самостоятельно дважды прочитывают рассказ. Затем педагог задает вопросы по содержанию текста: «Куда поехали Вадик о папой? На каком транспорте они поехали? Почему автобус остановился? Какой свет горел на светофоре? Когда автобус поехал?» После беседы по содержанию педагог предлагает прочитать текст по цепочке: каждый ребенок прочитывает последовательно одно предложение, дети следят за чтением друг друга. В процессе чтения педагог следит за техникой чтения, уточняет значение слов остановка, горит, зажегся. По ходу чтения уточняется значение местоимения нам.

4. После повторного чтения дети рассматривают иллюстрации к тексту. Педагог просит детей показать Вадика и папу, задает вопросы: «Автобус едет или стоит? Почему автобус не едет? Кто идет по улице? Какой свет горит на светофоре?»

5. Педагог за экраном задает вопрос: «Что вы делали на занятии?» Затем педагог подводит итоги: «Вы хорошо читали, внимательно рассматривали картинки».

Рекомендации

к составлению характеристики речевого развития дошкольника с нарушением слуха

В завершение работы по речевому развитию ребенка с нарушением слуха на каждой возрастной стадии анализируются достижения и особенности овладения словесной речью, выявляются трудности, которые преодолевались специальными методами обучения, определяются перспективы дальнейшего усвоения языка и адекватные возможностям ребенка условия обучения.

 

 

Приложение

 

Характеристика речевого развития является составной частью общей психолого-педагогической характеристики глухого или слабослышащего дошкольника. Но речь как опосредующая функция всех психических процессов составляет ядро личностного развития ребенка, обреченного без специального коррекционного воздействия на немоту или тяжелые речевые расстройства и отставание во всех сторонах психической деятельности. Поэтому анализ хода приобщения ребенка к естественным вербальным средствам коммуникации содержится в наибольшем объеме материала, отраженного педагогом в таком информативном документе, каким является педагогическая характеристика. В ней должны быть представлены вполне определенные ответы на целый ряд вопросов, касающихся главнейших аспектов речевого развития.

1. Развитие языковой способности

•Общая характеристика речевого поведения (контактность, интерес к речи, установка на запоминание речевых средств). Мотивация речевой деятельности. Встречная речевая активность.

• Какие предпосылки к овладению речью имелись у ребенка к началу обучения (голосовые реакции, артикулирование по подражанию, отнесенный или неотнесенный лепет, контур слова или фразы, отдельные слова, прослеживание и соотнесение предметных и речевых действий, элементарные жесты, ориентировка на лицо и жесты говорящего)?

• Какой способ восприятия речевого обращения является у ребенка превалирующим (зрительное с лица, с руки, слухо-зрительное, слуховое — с аппаратом или на голое ухо)?

•За счет чего происходит понимание обращенной речи (по реальной ситуации, по предметным или изобразительным опорам, по указательным или изобразительным жестам, по подражанию другим детям, по опорным речевым единицам)?

• Каким способом воспроизводятся речевые действия ребенком (сопряженно-отраженное проговаривание, повторение за взрослым после неоднократного предъявления образца, с опорой на табличку, по напоминанию взрослого, самостоятельно)?

 

 

 

Приложение

 

2. Овладение разными видами речевой деятельности

•Каковы продвижения в импрессивной речи (восприятие речевого материала с лица говорящего, с таблички — глобальное или аналитически, с руки — имитация действий или дактилирование, на слух, слухо-зрительно)?

• Какова динамика овладения экспрессивной речью (говорение — звукопроизношение, слитность, ритмическая структура, интонирование, темп речи; письмо — знание букв и воспроизведение их в знакомых словах, направление в написании слова или фразы, написание печатными буквами по образцу или самостоятельно; дактилирование — точность воспроизведения пальцевых движений, темп дактилирования складывание из разрезной азбуки знакомых слов, выбор нужной таблички вместо устного проговаривания)?

3. Усвоение системного устройства словесной речи

• Каков объем лексического и фразового материала, усвоенного за определенный период обучения, в соответствии с программными требованиями (примерное количество речевых средств в активе и пассиве)?

• Каково соотношение высказываний, усвоенных в готовом виде и построенных по усвоенной модели (их структурная характеристика с точки зрения формы предикативности (сказуемого), распространенности (наличия главных и второстепенных членов предложения); их семантическая вариативность — бытийность, номинация, характеризация; адекватность применения логических структур — вопросов, сообщений, побуждений, отрицаний)?

• Обнаруживается ли в речи ребенка поэтапное развитие лексического значения слов и смыслового содержания высказываний (развитие значений идет за счет формирования обобщений или на основе соотношения синтагматических, парадигматических, иерархических связей в системе языка)?

Общая оценка состояния речевых достижений и возможностей ребенка дается на каждой возрастной ступени с учетом данных о времени, причине и степени снижения слуха, используемых методах формирования словесной речи в условиях семьи и организации сурдопедагогической помощи, реальных сроков обучения.

 

 

 

Характеристика речевых умений составляется педагогом группы. В ней отражаются также сведения, полученные от воспитателей, психолога, родителей, изучающих продвижения ребенка в речевом развитии, оценивается любой интересный факт приобщения ребенка к языковой действительности, обобщается все позитивное, а также пути достижения реальных результатов обучения.

Итоговые данные о состоянии словесной речи включаются в психолого-педагогическую характеристику ребенка на конец дошкольной подготовки и вместе с личным делом дошкольника передаются в школу.

 

Учебное издание

Носкова Людмила Петровна,


Данная страница нарушает авторские права?

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.099 сек.)