Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С окружающим миром






 

Задачами ознакомления с окружающим являются фор­мирование представлений об окружающих предметах, их свойствах и сфере их использования, уточнение знаний де­тей о жизни взрослых и детей, их взаимоотношениях; вос­питание навыков социально-бытовой ориентировки, усвое­ние норм и правил поведения в быту и общественных ме­стах; развитие интереса и формирование представлений о явлениях природы. Познание предметного мира ребенком дошкольного возраста с нарушенным слухом происходит на основе чувственного познания. Путем наблюдений за дей­ствиями взрослых и собственных действий с предметами,

 

 

Раздел III

 

их рассматривания, в некоторых случаях и привлечения других анализаторов (осязания, обоняния) дети запомина­ют их свойства, качества, назначение, учатся адекватно ис­пользовать в необходимых ситуациях. Привлечение внима­ния ребенка к различным объектам, накопление опыта дей­ствий с ними, формирование интереса к познанию окружающего мира являются важными условиями позна­вательного и социального развития плохослышащего ре­бенка. Предметная деятельность ребенка, которая явля­ется ведущей в раннем детстве, а у дошкольников с наруше­ниями слуха играет важную роль в плане формирования наглядной, чувственной основы речи.

Действия с предметами из различных тематических групп, связанных с условиями жизни детей и взрослых, ин­терес к растениям и животным, особенностям существова­ния людей — все это создает основу для усвоения речевого материала, формирует мотивацию словесного общения. Для слышащего ребенка познание окружающего, накопление представлений в виде чувственных образов тесно связаны с развитием речи. Однако формирующиеся спонтанно, без спе­циального руководства представления об окружающем мире у глухих и слабослышащих дошкольников оказываются не­полными, фрагментарными. Поэтому в программах воспи­тания и обучения дошкольников с нарушениями слуха раз­дел «Ознакомление с окружающим миром» выделен как са­мостоятельный, направленный на формирование, обогащение и уточнение представлений о разных сферах жизни. Именно поэтому процесс ознакомления с окружаю­щим не может полностью подчиняться задачам формирова­ния речи, он опережает речевое развитие детей с нарушен­ным слухом, стимулирует его.

Последовательная и систематическая работа по ознаком­лению с окружающим тесно взаимосвязана с фиксацией на­блюдений в речи, организацией речевого общения в связи с изучаемыми явлениями. Действия с предметами, познание их свойств, строения, назначения, совершаемые в практи­ческом плане в процессе знакомства с реальными или игру­шечными предметами, их изображениями на картинках, использованием в играх, продуктивной деятельности детей

 

 

Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей

 

(рисовании, конструировании, труде) предусматривает ис­пользование необходимого речевого материала. В условиях знакомства с окружающим введение слов и речевых конст­рукций базируется на широком привлечении разнообразно­го дидактического материала, результатах наблюдений и экскурсий, собственных предметных действиях детей.

Так как тематика занятий по ознакомлению с окружа­ющим и развитию речи совпадает, воспитателю необходи­мо подбирать речевой материал из общего словаря к про­грамме. Объем речевого материала, форма его предъявле­ния регулируются программными требованиями. Речевой материал используется в зависимости от необходимости: вос­питатель называет предметы и их свойства в процессе де­монстрации, характеризуя их назначение и функции, вво­дит новые слова, обеспечивая понимание значения в тесной связи с познанием явлений. Однако в процессе знакомства с разнообразными явлениями слова или словосочетания вы­ступают как средство закрепления вновь формирующихся представлений в речевом плане. Поэтому сначала важно обеспечить предметную отнесенность слова, т. е. установить связь между предметом и словом. По мере расширения опы­та действий с данными объектами формируется обобщаю­щая функция слова. Например, воспитатель на прогулке знакомит детей с жуком, они наблюдают за его перемеще­нием. В процессе наблюдений вводится слово жук, а затем и фраза: жук ползет. В процессе наблюдений за другими на­секомыми значение слова ползет будет содержать более вы­сокий уровень обобщения.

В качестве методических приемов введения новых слов и их усвоения в процессе ознакомления с окружающим ис­пользуются следующие: наблюдения, демонстрация пред­метов, действий, свойств, качеств; практические действия с предметами, дидактические игры и игровые приемы; бесе­ды, описания, рассказывание, использование естественных ситуаций; создание преднамеренных ситуаций.

Проводя работу по речевому развитию детей в процессе ознакомления с окружающим, воспитатель обеспечивает введение слов и выражений в связи с необходимостью фор-

 

Раздел III

 

мирования представлений о предметах и явлениях окружа­ющей жизни. Однако он не занимается длительной отработ­кой, заучиванием слов, проговариванием с каждым ребен­ком. Объектом его внимания являются объекты действи­тельности, а неречевые средства. В процессе предметных, игровых действий, рисования, лепки, подготовки лото и аль­бомов воспитатели формируют интерес к действительности, стремление к действиям с разнообразными объектами. Сло­ва и выражения, данные воспитателем в связи с ознаком­лением с окружающим, будут предметом специальной от­работки на занятиях по развитию речи, где этот материал будет систематизироваться и отрабатываться с точки зре­ния значения и формы, использоваться в разных видах ре­чевой деятельности (слухо-зрительное восприятие, говоре­ние, чтение, работа с разрезной азбукой, письмо, дактилирование), употребляться в разных коммуникативных высказываниях.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.