Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психодиагностика мотивационно-потребностной сферы и направленности личности.




47. Психодиагностика индивидуального сознания и самосознания. Самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя. Но самосознание характеризуется также своим продуктом - представлением о себе, «Я-образом» или «Я-концепцией». Это различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познает, конечно, не сознание, а человек, обладающий сознанием и самосознанием; при этом он пользуется целой системой внутренних средств; представлений, образов, понятий, среди которых важную роль занимает представление человека о себе самом - о своих личностных чертах, способностях, мотивах, Представление о себе, таким образом, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса. Не случайно поэтому известный исследователь проблемы самосознания И. С. Кон пишет о растущем понимании относительности различий между действующим и рефлексивным «Я» как об одной из главных тенденций в современных исследованиях. Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания - представления о себе. При этом допускается, а затем доказывается, что «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельности, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми. Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе различные знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе - его «Я-концепцию». Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. И все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознается; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются ускользающими от сознания, неосознанными. \\ В настоящее время в психодиагностике оформились 2 подхода. Номатетический подход ориентирован на диагностику общего универсального, типичного для всех людей. Идеографический – ориентирован на диагностику уникальных особенностей, того, что делает человека не похожим ни на кого из других людей. Данный подход изучает индивидуальные особенности восприятия человека, особенности его оценки.

Номатетический подход представляет индивидуальные особенности человека как их отличия от других людей по каким-то общим параметрам. Здесь определяется степень похожести или непохожести людей по каким-либо общим характеристикам.Традиционная психометрика и психодиагностика охватывают преимущественно номотетический аспект изучения личности.Идеографический аспект охватывает так называемую теорию репертуарных решеток (ТРР) создал Келли (1956).ТРР позволяет выявлять и описывать качественные особенности индивидуального сознания, реконструировать систему индивидуальных смыслов, лежащую в основе восприятия данным человеком себя, других людей, объектов и отношений.До работ Келли в психодиагностике индивидуальному сознанию уделялось мало внимания. Для психодиагностики было характерно номотетическое мышление.На операциональном и концептуальном уровне экономней было представить индивидуальные особенности в качестве индивидуальных отличий по нескольким характеристикам, которые являются общими для какой-либо группы людей. Личность характеризовалась через степень ее похожести на какие-либо типичные личности. Недостаточность этого подхода для решения многих задач достаточно остро проявилась во второй половине 20 века. В целом ряде исследований было показано, что индивидуальные параметры оценок и самооценок у разных людей могут быть настолько различными, что возникает вопрос «не являются ли групповые шкалы математическим артефактом следственным усреднением индивидуальных данных». Это говорит о том. Что имеется объективная необходимость дополнить традиционные техники психодиагностики индивидуально-ориентированными методами. До недавнего времени такое дополнение было невозможно. Во-первых, традиционная психометрика опиралась на мощный статистический аппарат, который применяется для обработки групповых данных и определения групповых норм. Между тем идеографические техники были понимающими и опирались на проницательность исследования и не предполагали использование математического аппарата.Во-вторых, индивидуальное сознание человека характеризуется динамикой смысловых образований, а традиционная психометрика нацелена на выявление и описание устойчивых, воспроизводимых фактов.Традиционные тестовые опросники позволяют сделать удовлетворительный прогноз на длительные промежутки жизни человека (например: при выборе профессии). Но они приспособлены для предсказания поведения людей в конкретной ситуации.Индивидуальное сознание отличается гибкостью, динамичностью, тесной зависимостью, субъективной категоризацией от контекста, состояния, уникальности, целостности личности. Эти гибкость и динамичность не ухватываются номотетическими методами. А ТРР позволяет описывать и такие изменчивые характеристики. Репертуарные тесты не требуют отношения к групповым нормам, позволяют использовать статистические методы для анализа индивидуального сознания.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.