Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика мышления.






Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Компонентами мышления являются операции:

- анализа,

- синтеза,

- обобщения,

- сравнения,

- установления причинно-следственных связей.

Развитие мыслительной деятельности и познавательной активности учащихся - одна из главных задач учителя.

Методика " Исключение слов" (диагностика мышления)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития. Методика " Исключение слов" направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности больных, их умения обобщать. Она аналогична методике " Классификация", поскольку исключение предполагает предварительную классификацию. Отличие состоит лишь в том, что методика " Исключение слов" в меньшей степени выявляет работоспособность и устойчивость внимания, а в большей степени — логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений. В патопсихологии выделяют три вида патологии мышления: 1) нарушение операционной стороны мышления, 2) нарушение динамики мышления, 3) нарушение мотивационного компонента мышления. Методика наиболее чувствительна к нарушениям операционной стороны мышления — к снижению уровня обобщения и искажению процесса обобщения. Первое проявляется в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях и оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей. Второе состоит в том, что хотя больные выделяют общие признаки и способны выйти за пределы конкретных ситуационных связей, но эти связи являются несущественными, случайными, поверхностными, нередко парадоксальными. Менее чувствительна методика к. нарушениям динамики мыслительной деятельности — лабильности и инертности. Третий вид патологии мышления — нарушение мотивационного компонента — можно выявить прежде всего в объяснениях больными своих ответов, в типичных для них разноплановости и резонерстве.

56. Критериально-ориентированные методы психологической диагностики умственного развития. Интеллект (от лат. Intellect us - познание, понимание, рассудок) - способность мышления, рационального познания в отличие от таких, например, душевных способностей как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п. Термин интеллект представляет собой перевод латинский перевод древне-греческого понятия - нус (ум) и по своему смыслу тождественен ему. В схоластике он употреблялся для обозначения высшей познавательной способности. В обратном значении эти термины употреблены у Канта. Интеллект (нем. Verstand рассудок) - как способность образования понятий, разум - как способность образования метафизических идей.Интеллект является основной формой познания действительности.
Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: 1.способность к обучению, 2.оперирование символами, 3.способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности. \\ Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.На протяжении XX в. были подвергнуты проверке и анализу следующие подходы к пониманию сущности интеллекта: 1.способность обучаться (А. Бине, Ч. Спирмен, С. Колвин, Г. Вудроу и др.); 2.способность оперировать абстракциями (Л. Термен, Р. Торндайк, Дж. Петерсон); 3.способность адаптироваться к новым условиям (В. Штерн, Д. Терстоун, Эд. Клапаред, Ж, Пиаже). 2. Методики для диагностики интеллекта.2.1. Диагностика умственного развития и общих способностей
Умственное развитие характеризуется совокупностью знаний, умений и набором умственных действий, которые сформировались в процессе приобретения этих знаний. Таково общепринятое в отечественной психологии понимание умственного развития. По существу, умственное развитие - это характеристика способов, форм и содержания мышления человека.
Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием выполнения той или иной успешной деятельности, равно как и организации взаимодействия людей друг с другом и их общения, называются способностями. Тесты достижений — тесты, служащие для выявления учебных или профессиональных знаний, умений и навыков, включающие в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное содержание. Их использование обосновано при отборе, аттестации, экзамене.Выделяют две группы тестов достижений: широкоориентированные тесты достижений, тесты достижений по конкретным учебным предметам.Широкоориентированные тесты достижений ориентированы на оценку навыков по основным целям обучения (например, тесты на понимание научных принципов).Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными). Тесты интеллекта, или тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека.Полученные с помощью тестов интеллекта результаты выражаются количественно в виде коэффициента интеллекта (IQ).Итак, под интеллектом как объектом измерения в психодиагностике понимается структура познавательных свойств человека, возникающая на основе наследственно закрепленных задатков, формирующаяся во взаимодействии с ними. Тест КОТ (Краткий ориентировочный тест), относится к категории тестов умственных способностей (IQ). Тесты IQ свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида. КОТ предназначен для определения интегрального показателя “общие способности”. Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков - учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-м классам в современном исчислении).ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Шкала Векслера — тест для измерения интеллекта, разработанный Д. Векслером. В l937 г. на основании исследований интеллекта правонарушителей в Белвью им была создана „Шкала Векслера – Белвью“ (второе издание — 1946 г.). В 1949 г. эта шкала была кардинально переработана и издана как „Шкала Векслера для измерения интеллекта у детей“, предназначенная для диагностики интеллекта детей от 5 до 15 лет. В 1955 г. была создана „Шкала Векслера для измерения интеллекта у взрослых“, предназначенная для возрастов от 16 до 75 лет. Для того, чтобы максимально устранить влияние уровня школьного образования, в этих тестах вместе с вербальными тестами были использованы тесты „действия“ и невербальные тесты. Тест прогрессивных матриц (Raven Progressive Matrices) разработан в 1936 г. в Англии Дж. Равеном (совместно с Л. Пенроузом). Предназначен для измерения фактора общего интеллекта (фактора g по Спирмену). Состоит из 5 серий по 12 заданий: — серии A (взаимосвязи в матрице, состоящей из единого изображения); — серии B (аналогия между парами фигур матрицы); — серии C (прогрессивные изменения в фигурах матрицы по вертикали и горизонтали); — серии D (перегруппировка фигур матрицы); — серии E (разложение фигур матрицы на составные элементы).
В каждой серии подобраны однотипные задания, выстроенные по все более возрастающей сложности. Каждая из 60 матриц черно–белого варианта теста представляет собой геометрическое изображение с отсутствующим фрагментом, который необходимо выбрать из 6–8 предложенных вариантов.
Время проведения теста не ограничено и в среднем занимает 30 мин. В тестировании могут участвовать испытуемые от 8 до 65 лет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.