Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический эксперимент и его основные виды.






Эксперимент –метод научн познания, психологич исследов, отлич активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, он фиксирует изменения в его состояниях. Виды: Лабораторный - исследовательская стратегия, деятельность индивида моделируется в специальных условиях.проводится в специально оборудованных помещенияях.В него включаются лиц, которые сознательно участвуют в эксперименте. Естественный эксперимент проводится в условиях, которые максимально приближены к обычной деятельности людей, однако они не знают о том, что есть участник исследования Психолого-педагогический эксперимент - экспериментальное обучение, при котором разворачивается процесс обучения и воспитания и одновременно исследуются те психические свойства, которые при этом формируются Производственный в привычных для исследуемого лица условиях профессиональной деятельности, однако участники могут не знать об организации исследования или принимать в нем активное участие Обучающий изучение психических особенностей происходит в условиях целенаправленного формирования именно этих особенностей. Вначале исследуют уровень знаний, умений и навыков, в дальнейшем фиксируют и анализируют изменения в их развитии.

15Психодиагностический метод: основные подходы.

Психодиагностические методы:

1.Тестирование. обследуемый выполняет заданную деятельность. На основании результатов испытаний исследователь делает выводы о наличии, особенностях, уровне развития тех или иных свойств у испытуемого. тесты вербальные (словесные) и невербальные (рисунчатые).; стандартизированные(ориентир-й на оценку) и проективные).

распространены: тесты интеллекта; специальныхспособностей, креативности,

2. Опросники. методики, материал которых представляют вопросы, на которые обследуемый должен ответить, либо утверждения, с которыми он должен или согласиться или не согласиться." открытого типа" (да нет), " закрытого типа" (ответы готов) Опросники-анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Личностные опросники предназначены для измерения личностных особенностей. Среди них выделяют несколько групп: опрос мотивов, ценностей, интересов
Основные диагностические подходы: 1. Номотетический подход предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой. 2.Идеографический подход основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. 3.Инструментальный подход рассматривает психодиагностику как совокупность методов и средств для измерения психических состояний и свойств, как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов.

16 Группы методов в психодиагностике: обсервационные методы, метод измерения функциональных показателей и т. д.

1. Психофизиологические методы – методы измерения функциональных показателей, использования психофизиологических индикаторов психических явлений.2. Обсервационные методы – методы наблюдения и самонаблюдения.3. Праксиметрические основанные на анализе продуктов деятельности.4. Субъективно-оценочные, на анализе ответов испытуемых на вопросы и суждения опросников, анализе выборов альтернативных суждений, 5. Проективные, связанные, с анализом особенностей интерпретации внешне неопределенного материала, становящегося объектом проекции.6. Ассоциативные, основанные на анализе ассоциативных ответов и выборов испытуемых.

психофизиологические данные • дают излишне глобальную информацию об активации, о мере психического напряжения и других сдвигах в организме; • чувствительны к побочным явлениям, • трудно или невозможно проводить одновременно обследование нескольких лиц; • трудоемки, нуждаются в сложном, высококвалифицированном анализе,. Обсервационные методы. достоинствам: широта охвата проявлений психики и большие потенциальные возможности опознать влияние симуляции. Недостатками: •описываются, опосредованно по наблюдаемому поведению (внешнему облику, движениям ит. д.), в котором напрямую переживания, характеристики процессов не отражаются; • сложная система критериев оценки. Праксиметрически е: могут давать данные достаточно объективные, надежные. точность измерения многих параметров мала. В субъективно-оценочных методах индивидуум сообщает о своих переживаниях, чувствах, телесных ощущениях и т. пОписание основывается на личностных смыслах, в описаниях и оценках человек всегда опирается на свое понимание слов. преимущества: • возможность охватить внутреннюю картину психического процесса или состояния по многим аспектам; • ранняя диагностика изменений в протекании психических явлений • значительно более простая обработка результатов обследования. Проективные методы позволяют дать либо очень общую характеристику личности, либо несут информацию об отдельных переживаниях, желаниях, индивида эффективны в соотнесении с результатами других методов – обсервационных, субъективно-оценочных, и др. Ассоциативны е позволяет осуществлять достаточно строгую количественную оценку диагностируемых качеств.

17. Типы диагностических методик: малоформализованные и высокоформализованные

2) методики малоформализованные.

. К малоформализованным: Наблюдение; беседу; анализ продуктов деятельности.дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний. Они очень трудоемки и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста.

методики, взаимно дополняют друг друга.

18.Характеристика малоформализованных методов: наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности

Под наблюдением понимается целенаправленное систематич восприятие объекта без вмешательств в его процессы.

виды наблюдения: Полевое – в обычной жизни; Лабораторное – в особых условиях; Включенное; Невключенное; Прямое; Систематич;

особенности наблюдения Невозможность или сложность повторного наблюдения; Эмоциональная окрашенность наблюдения; Связь наблюдаемого объекта и наблюдателя.

Цель наблюдения. Наблюдение может носить поисковый и конкретный характер.

Требования:

Наблюдения не должны влиять на естественный ход событий;

Наблюдения следует проводить повторно и систематично, а также учитывать уже полученные в ходе прошлых наблюдений результаты.

этапов:

Определение предмета (ситуация, объект и т.п.);

Определение способа наблюдения;

Выбор способа регистрации данных;

Создание плана;

Выбор способа обработки результатов;

Наблюдение;

Обработка полученных данных и их интерпретация.

2. Метод беседы, интервью.Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьера с респондентом.По форме оно бывает: а) свободным – беседа без стогой детализации вопросов, но по общей программе; б) стандартизированным (с разработкой общего плана, последовательности вопросов, вариантов ответов и т.д.);

В зависимости от цели интервью делятся:. Диагностически е – получение информации общего содержания, выявление различных аспектов поведения, свойств личности, характера, выяснение интересов и тд. Клинические – метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознавать свои внутренние затруднения, скрытые мотивы поведения. Вопросы делятся на три группы: 1) прямые (Ты боишься грозы?); 2) косвенные (что ты делаешь во время грозы?); 3) проективные (Дети боятся грозы. А ты?).

3. Анализ продуктов деятельности.Количественно -качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.(рисунки, схемы). специальный метод – КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ( анализ содержания) –формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем просчитывается частота их употребления.основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц. является дополнительным при обработке данных, полученных с помощью других методов.

19. Особенности высокоформализованных методов: тесты, опросники, проективные техники, психофизиологические методики. Психодиагностика определяется как область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Она измеряет определенные качества, ставит диагноз и на этой основе определяет положение диагностируемого среди других, исходя из выраженности изучаемых особенностей. Психодиагностические методы достаточно быстро и надежно обеспечивают сбор данных для формирования психологического диагноза, они предполагают обязательное сравнение, сопоставление получаемых данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение о выраженности психологических или психофизиологических особенностей одного испытуемого или групп. Высокоформализованные методы – это тесты, анкеты, проективные методики и психофизиологические методики. Показатели качества психодиагностических методик – надежность и валидность. Надежность показывает, насколько точно проводится измерение и насколько можно доверять получаемым результатам, а валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств и насколько она эффективна. тест – это проба, испытание, кратковременное, стандартизированное задание, позволяющее измерить уровень развития определенного психологического качества личности. Тесты позволяют за короткое время получить индивидуально-психологические характеристики личности по определенным параметрам.В зависимости от способов предъявления материала и испытуемых вспомогательных средств выделяют и различные типы тестов. Различают тесты, выполняемые:

• индивидуально и группой; • устно и письменно; • вербально и невербально.

Вербальные тесты осуществляются в словесно-логической форме, невербальные представлены чертежами, графиками, картинками.

Различают тесты : • интеллекта (предназнач.для измерения уровня интеллектуального развития человека ); • способностей (Способностями назыв.индивид.-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности. Способности проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности. Выделяют общие и частные способности. Общие и частные делятся на элементарные и сложные.Способности общие элементарные присущи всем людям. Основные формы психического отражения таких способностей: ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить.Способности общие сложные в большей или меньшей степени также присуще всем людям, это способности к общечеловеческим видам деятельности (игре, учению, труду, общению).Способности частные элементарные присущи не всем людям. Это такие способности, как музыкальный слух, точный глазомер, настойчивость, смысловая память. Способности частные сложные также присущи не всем людям. Это способности к профессиональной и другой специфической деятельности. Способность характеризуется успешностью в приобретении знаний, умений и навыков и их переносе с одного класса задач на другой. Способность по сути не есть одно-единственное качество, а составляет целостный комплекс качеств. Например, изобразительную способность составляют хорошая зрительная память, острота зрительного восприятия и др .); • достижений( тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершению обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени. ); • личностные тесты( В психологии выделяют следующие направления исследования личности: 1) получение информации о ней путем регистрации ее реального поведения в повседневной жизни; 2) получение информации о ней с помощью опросников либо объективных тестов. ). \\ Опросники -анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники, опросники интересов и установок (например, опросник, выявляющий предпочтительный выбор из перечня профессий, или опросник, выявляющий установку-отношение к определенной социальной группе).Личностные опросники предназначены для измерения личностных особенностей. Среди них выделяют несколько групп: а) Типологические опросники разрабатываются на основе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями (в контексте темы " Личность" Вы познакомитесь с такими опросниками).б) Опросники черт личности, измеряющие выраженность черт - устойчивых личностных признаков.в) Опросники мотивов.г) Опросники ценностей.д) Опросники установок.е) Опросники интересов.\\ Проективные техники - методики, основанные на феномене проекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых переживаний».Важнейшая отличительная особенность проективных методик заключается в том, что в них используют неопределенные или слабоструктурированные стимулы, создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека. \\ Психофизиологические методики составляют особый класс психодиагностических методов, позволяющих диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. психофизиологических методик, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду. Проводя тесты интеллекта или способностей, исследователь дает в конечном счете оценочное заключение: один испытуемый выше или лучше другого, один ближе к нормативу, другой дальше.

20. Стандартизированные методы в психодиагностике. Определение понятия психологического теста. Общие признаки тестов, виды психологических тестов. Психологический тест в сущности есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения". " Тест – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий. Этапы стандартизации: На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации: условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д. Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка " правильного ответа" и др.Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста.Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм. \\ На этапе создания теста формируется некоторая группа испытуемых, на которой проводится данный тест. Средний результат выполнения этого теста в данной группе принято считать нормой. Средний результат – это не единственное число, а диапазон значений. Существуют определенные правила формирования такой группы испытуемых, или, как ее иначе называют, выборки стандартизации.\\ Валидность по объему отражает степень, в какой объем теста выборочно репрезентирует тот класс ситуаций или учебного материала, относительно которого должны быть сделаны выводы. Валидность по объему показывает, в каком объеме, в какой мере психическое свойство отражено в методике.\\

21. Понятие о стандартизации. Этапы стандартизации. Стандартизаци я — это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Этапы стандартизации: На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации: условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д. Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка " правильного ответа" и др.Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста.Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм.\\ Надежность теста – характеристика методики, отражающая точность психологических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию случайных факторов.

22. Понятие о норме. Виды норм. П сиходиагностические нормы позволяют выносить диагнотические заключения (относить испытуемого к определенной диагностической категории), что не возможно сделать просто на основании подсчета сырого тестового балла по ключам. Нормативные границы разделяют весь диапазон тестовых баллов на интервалы, соответствующие определенным уровням выраженности измеряемого признака. В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид — для оценки способностей и достижений (знаний и умений). Статистическая норма — это средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства. Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. Значимое отклонение от нормы в этом случае (выход за пределы среднего диапазона) называется акцентуацией, а данная личностная черта называется «акцентуированной». Чем сильнее выражено это отклонение, тем более сильной считается акцентуация, вплоть до появления Социокультурная норма - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Психодиагностические нормы психометрического теста должные обладать свойством репрезентативности, то есть нормы выработанные на выборочной совокупности должны соответствовать нормам для оценки генеральной совокупности испытуемых.

23. Психометрические основы психодиагностики. Показатели качества психологического обследования: надежность, валидность, достоверность, репрезентативность. Психометрия – математико-статистическая технология создания измерительных процедур. Психометрия обосновывает требования, которым должны удовлетворять тесты, правила их разработки и применения. Данные требования в первую очередь касаются качества того инструмента (теста), посредством которого собираются данные. Надежность теста – характеристика методики, отражающая точность психологических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию случайных факторов. Общий разброс (дисперсию) результатов произведенных измерений можно представить как результат суммирования двух источников разнообразия: самого измеряемого свойства и нестабильности измеряемой процедуры, обусловливающей наличие ошибки измерения. «Валидность — понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает».Валидность по своей сути — это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

24. Понятие о надежности психологического теста. Основные типы надеж-ности, коэффициент надежности. Надежность теста – характеристика методики, отражающая точность психологических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию случайных факторов. Общий разброс (дисперсию) результатов произведенных измерений можно представить как результат суммирования двух источников разнообразия: самого измеряемого свойства и нестабильности измеряемой процедуры, обусловливающей наличие ошибки измерения.

К числу таких факторов следует отнести: - Нестабильность диагностируемого свойства.- Несовершенство диагностических методик (неправильно составлена инструкция, задания разнородны по своему характеру, нечетко сформулированы методические указания и т.д.).- Меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводится экспериментальные серии, разная освещенность помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и др.).- Различия в манере поведения экспериментатора (от серии к серии по-разному предъявляет инструкцию, по-разному стимулирует выполнение задания и т.п.).- Колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечается хорошее состояние, в другом – утомление).- Элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведется протоколирование ответов испытуемых, оцениваются ответы по степени полноты, оригинальности и т.д.).

Если все эти факторы иметь в виду и постараться в каждом из них устранить условия, снижающие точность измерения, то можно добиться приемлемого уровня надежности теста. Поэтому одним из важнейших средств повышения надежности психодиагностической методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация. При такой стандартизации процедуры исследования можно существенно уменьшить влияние посторонних случайных факторов на результаты теста и таким образом повысить их надежность.

Надежность методики определяется в трех вариантах: 1 – надежность самого измерительного инструмента; 2 – стабильность изучаемого признака; 3 – константность (относительная независимость результатов от личности экспериментатора).

Надежность при повторном тестировании по прошествии времени называется ретестовой надежностью.Внутренняя согласованность – это характеристика теста, указывающая на степень однородности состава заданий с точки зрения измеряемого качества. Однородность, в свою очередь, характеризует степень соответствия всех заданий измеряемой черте или свойству. Измерение надежности теста по внутренней согласованности представляет собой корреляцию параллельных форм теста.

Математико-статистическим приемом, с помощью которого устанавливается надежность, является корреляционный анализ (по Пирсону или Спирмену). Удовлетворяющим значением для ретестовой надежности является коэффициент – 0, 7.

Источники неудовлетворительной надежности:

- Субъективное оценивание. Субъективное оценивание является общим источником ошибок. При таком оценивании допускаются различия между результатами различных экспериментаторов и между результатами работы одного и того же экспериментатора в разных случаях. Решением этой проблемы будет использование только тех типов заданий, результаты выполнения которых могут быть обработаны объективно. При использовании таких типов заданий источником неудовлетворительной надежности может стать только случайная ошибка при подсчетах.- Угадывание. Влияние угадывания испытуемыми правильного ответа снижается с увеличением общего количества заданий теста.- Понятие заданий. Использование понятных недвусмысленных заданий улучшает надежность теста.- Величина теста. Чем длиннее тест, тем он надежнее.- Инструкция к тесту. Инструкции к тесту должны быть однозначными и понятными. При помощи инструкций можно легко изменить уровень трудности заданий.- Неудовлетворительная ретестовая надежность. Ошибки, допускаемые при проведении повторного тестирования обычно являются источником неудовлетворительности ретестовой надежности.На уровень надежности методики оказывает влияние исследуемая выборка. Она может снижать или, наоборот, завышать показатель. В связи с чем в последнее время надежность определяется на однородных выборках (схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.д.).

25. Понятие о валидности в психодиагностике. Типы валидности. Вали́ дность (англ. validity, от лат. validus — «сильный, здоровый, достойный») — мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам. Валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии и психодиагностики. Как в экспериментальной психологии, так и в статистике валидное измерение — такое измерение, которое измеряет то, что оно должно измерять.Валидность по своей сути — это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.По этой причине не существует какого-то единого универсального подхода к определению валидности. В зависимости от того, какую сторону валидности хочет рассмотреть исследователь, используются и разные способы доказательства. Другими словами, понятие валидности включает в себя разные ее виды, имеющие свой особый смысл. Проверка валидности методики называется валидизацией.Валидность в первом ее понимании имеет отношение к самой методике, т. е. это валидность измерительного инструмента. Такая проверка называется теоретической валидизацией. Валидность во втором понимании уже относится не столько к методике, сколько к цели ее использования. Это прагматическая валидизация. Классификация типов валидности: 1) конструктная; 2) дифференциальная; 3) конвергентная; 4) дискриминативная (дискриминантная); 5) факторная; 6) валидность по возрастной дифференциации; 7) критериальная; 8) диагностическая (конкурентная); 9) текущая; 10) прогностическая; 11) инкрементная; 12) синтетическая; 13) ретроспективная; 14) эмпирическая; 15) содержательная; 16) лицевая (очевидная). Другие виды валидности: 1) иллюзорная; 2) экологическая.\\ Реальная валидность раскрывается только в результате накопления значительного опыта работы с тестами. Получение новых, расширенных данных о валидности может радикально изменить представление о сфере применения и эффективности методики. Некоторые методики, разработанные для диагностики вербальных факторов интеллекта, с достаточной валидностью отражают лишь уровень осведомленности. Сфера применения теста в ходе его длительной валидизации может быть, напротив, расширена. В качестве примера можно привести прогрессивные матрицы Равена, которые оказались в значительной степени насыщены фактором, общим для тестов интеллекта. Реальная валидность ряда психодиагностических методик, особенно тестов интеллекта, достижений в обучении, профессиональной пригодности, личностных опросников, изменяется со временем. Это объясняется устареванием возрастных статистических норм, изменением социальных норм и образцов поведения, методов обучения и содержания заданий, требований к профессиям.
26. Достоверность и репрезентативность психологического теста. Репрезентати́ вность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана. Также репрезентативность можно определить как свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования. Пример. Предположим, совокупность — это все учащиеся школы (600 человек из 20 классов, по 30 человек в каждом классе). Предмет изучения — отношение к курению. Выборка, состоящая из 60 учеников старших классов, гораздо хуже представляет совокупность, чем выборка из тех же 60 человек, в которую войдут по 3 ученика из каждого класса. Главной причиной тому — неравное возрастное распределение в классах. Следовательно, в первом случае репрезентативность выборки низкая, а во втором случае репрезентативность высокая (при прочих равных условиях). Достоверность – правильное, точное, не вызывающее сомнений, отображение мыслью предметов и явлений окружающего мира. Достоверный – не подлежащий сомнению, истинный. Достоверное - там, где истина твердо установлена.Достоверность выступает в качестве критерия истинности полученного в результате исследования знания: «… достоверность выражает наивысшую степень уверенности в истинности …»Достоверность психологического эксперимента - это уверенность в его объективности, надежности и валидности. Достоверное знание достигается в результате исследования, в котором контролируются все угрозы объективности, надёжности и валидности, а также контролируются способы осуществления выводов из полученных знаний: «… достоверность того или иного знания (суждения или системы суждений, сведений и пр.) достигается посредством наблюдения в нормальных условиях восприятия или экспериментального исследования объектов познания и логически правильной обработки полученных таким путём опытных данных, а также посредством логических выводов из имеющегося знания, достоверность которого уже была установлена заранее …». Одним из самых главных показателем, обеспечивающим достоверность получаемых в эксперименте результатов, является валидность - уверенность в том, что эксперимент измерил именно то, что исследователи хотели измерить. Достоверность плюс предсказательная сила = равно истинности. В этом случае можно уверенно утверждать, что описываемое действительно существует в том виде, как описано. Сознание как высшая форма психики его основные характеристики. Психофизиологический подход к определению сознания. Нейрофизиологические основы сознания. Сознание и бессознательное. Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности — знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи. “Сознание” буквально и означает “совокупность знаний”. Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.

27. Статические (теории черт и теории типов) и динамические (теории ин-станций) теории личности. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

28. Психоаналитический подход к диагностике личности.Разработанная З. Фрейдом психоаналитическая теория личности, которая достаточно популярна в Западных странах, относится к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его личности внутренние психологические свойства, его потребности и мотивы. Фрейд считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.По Фрейду, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы.По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции).Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

29. Бихевиористический подход основан на «теории научения», которая выросла из опытов над животными.Б. Ф. Скиннер изучал поведения животных, а первым результатом стало открытие им «законов научения», или теории укрепления при создании оптимальных условий.Бихевиористы подчеркивают, что окружающая среда создает «условия», которые провоцируют нас вести себя по-разному, и что мы изменяем наше поведение, чтобы соответствовать этим условиям. Бихевиористическая терапия использует эти простые факты, чтобы поощрить правильное поведение и препятствовать плохому поведению. Хороший пример этому — капризный ребенок, который научился привлекать внимание своих родителей истериками. Если родитель проигнорирует капризы ребенка, т. е. поведение малыша окажется оставленным без внимания (что равнозначно отсутствию награды), поведение ребенка изменится.; полезна при лечении фобий, борьбе с вредными привычками, истериками и даже энурезом. Формамы терапии: гипосенсибилизация и метод «затопления» для определенных фобий: в первом случае легкий гипноз — и пациент глубоко расслабляется и воображает все усиливающийся ряд пугающих его стимулов; во втором — пациент «устраивает очную ставку» наиболее пугающему его стимулу либо в действительности, либо в воображении в течение 20 минут или около того.

30. Когнитивный подход.По сути своей когнитивный подход- это общий (универсальный) эмпирический подход, а также совокупность тем, связанных с переработкой людьми информации о себе и окружающем мире. Теория личностных конструктов Келли.Он полагал, что целью на самом деле должно быть открытие тех параметров, которые используются самими индивидами для интерпретации, или построения, себя и своего социального мира. Эти параметры представляют собой базовые элементы анализа в теории личностных конструктов Келли; полагал, что индивида следует рассматривать как ученого, движимого интуицией. Как и представитель формальной науки, индивид наблюдает мир, формулирует и проверяет гипотезы о нем и строит о нем теории. Подобно изучающим их психологам, люди, будучи субъектами, также толкуют или абстрагируют поведение — классифицируют, интерпретируют, дают названия и судят о себе и своих мирах.Келли утверждал, что каждый индивидуум использует уникальный набор личностных конструктов для интерпретации и предсказания событий.Реп-тест- очень общая процедура и не ограничивается построением личности. Например, индивида могут попросить рассмотреть триады, связанные с ситуациями или событиями (какие две из них сходны между собой, но отличаются от третьей: сдача экзамена; поход на встречу с незнакомым человеком; встреча с пауком). Я-схемы.Схемы-это когнитивные структуры, с помощью которых мы воспринимаем, организуем, перерабатываем и используем информацию. Благодаря использованию схем у каждого индивидуума формируется система, позволяющая ему идентифицировать значимые для него компоненты окружения, игнорируя все остальные. Схемы также обеспечивают структуру, в рамках которой организуется и перерабатывается информация.Теория гендерных схем, предложенная Сандрой Бем. Данная теория рассматривает особенности половой принадлежности индивидуумов как основу их способа организации информации об окружающем мире.Согласно теории Бем, индивидуумы, испытавшие влияние половой типизации, используют гендерные схемы в большей степени, чем индивидуумы, не подверженные этому культурному процессуОценка когнитивного подходаПриведенные выше описания психологических экспериментов являются свидетельством того, что многие когнитивные структуры стали предметом широкомасштабных исследований, проводимых в строго контролируемых лабораторных условиях. Другой сильной стороной когнитивной теории является то, что она не ограничивается теорией черт при объяснении личностных характеристик. С другой стороны, трудно дать строгое определение того, что такое конструкт, или быть уверенным в том, что используется та или иная схема; кроме того, не вполне ясно, чем личностный конструкт отличается от схемы и каким образом любой из когнитивных конструктов связан с памятью и другими аспектами переработки информации.

31. Гуманистический подход. Гуманистический подход, сосредоточенный на субъективном опыте индивидуума, был создан как альтернатива психоаналитическому и бихевиористскому подходам. Психологи гуманистического направления, такие как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, считают, что понятие человека о себе определяет его стремление к росту и самоактуализации..Карл Роджерс развил свою теорию на основе работы с пациентами клиники Он пришел к убеждению, что основная сила, мотивирующая человеческий организм, — это тенденция к актуализации всех способностей организма. Растущий организм стремится реализовать свой потенциал в пределах своей наследственности. Человек может не всегда четко видеть, какие действия ведут к росту а какие — к регрессии. Но когда путь ясен, индивид предпочитает расти, а не регрессировать. Роджерс не отрицал, что есть и другие потребности, в том числе и биологические, но считал их вспомогательными по отношению к мотиву совершенствования.Центральным в теории личности Роджерса является понятие «Я». К «Я» относятся все идеи, восприятия и ценности, характеризующие «Я»; в него входит осознание того, «что я есть» и «что я могу.В теории Роджерса есть еще одно «Я» — идеальное.Чем ближе идеальное «Я» к реальному, тем более полноценным и счастливым становится человек. Большое расхождение между идеальным и реальным «Я» делает человека несчастным и неудовлетворенным. Абрахам Маслоу.он предложил иерархию потребностей, восходящую от основных биологических нужд к более сложным психологическим мотивам, которые обретают важность только после удовлетворения основных нужд.Потребности одного уровня должны быть хотя бы частично удовлетворены, прежде чем потребности следующего уровня станут существенно определять действия. Если пищу и безопасность получить трудно, то удовлетворение этих потребностей будет преобладать в действиях человека и более высокие мотивы не будут иметь большого значения. Только когда органические потребности можно удовлетворить легко, у индивида появится время и энергия для эстетических и интеллектуальных интересов. Художественные и научные инициативы не процветают в обществах, где люди вынуждены бороться за пищу, кров и безопасность. Наивысший мотив — самоактуализация — может быть реализован только после удовлетворения всех остальных потребностей.1.Потребности самоактуализации: найти самореализацию и реализовать свой потенциал.2.Эстетические потребности: симметрия, порядок, красота.3.Когнитивные потребности: знать, понимать, исследовать.4.Потребности самоуважения: достигать, быть компетентным, получать одобрение и признание.Гуманистический портрет человека: люди в основном добры, стремятся к росту и самоактуализации. Они также могут меняться и активны.

33. Деятельностный подход. В 20-30 годах ХХ века создается деятельностная теория(А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштей). Деятельностный подход предполагает изучение личности, ее социальных и психических качеств непосредственно в контексте той деятельности, которой она занимается. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.Деятельность – это универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного, преобразующего отношения к миру. Она представляет собой совокупность действий, направленных на достижение целей.Согласно данной теории, личность является продуктом деятельности, деятельностным существом, а сама деятельность выступает в качестве родовой сущности человека. Принципиальное отличие деятельности человека от приспособительной активности животных состоит в том, что деятельность, вообще говоря, не наследуется вместе с биологической структурой тела, а является результатом социального наследования: воспитания, обучения, собственного практического опыта. Однако деятельность неотделима от биологического базиса человека: она существует в тесном единстве с ним. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека в окружающем мире, называется жизнедеятельностью. Этот вид деятельности направлен на удовлетворение физиологических потребностей.Однако понятие «деятельность» является более широким, включающим понятие «труд» как свою составную часть. Труд представляет собой человеческую деятельность, направленную на создание материальных благ, т.е. на удовлетворение материальных потребностей. Это ни в коем случае не умаляет роли труда в жизни человека и общества. Именно труд создает объективные условия для осуществления других видов деятельности, потенциальную возможность свободы человека.

35. Интегральный подход связывает воедино теоретическую и практическую психологию. По отношению к методам психологического исследования выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практической реализации. В этом плане психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах и занимающееся теоретическими и практическими проблемами постановки психологического диагноза. Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.