Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание участникам игры.






Задание 1-й группе. Излагает и отстаивает позицию Вольтера и энциклопедистов (Монтескье, Дидро, Д'Аламбер, Гельвеций). Студенты должны обратить внимание на следующие моменты: проповедуя просвещение, распространяя его, расчищая путь для свободного развития цивилизации, подавленной деспотизмом господствующих классов, Вольтер и энциклопедисты верили, что тем самым они расчищают путь для всеобщего счастья, для народного блага и свободы. Просвещение и цивилизация были для них синонимами прогресса.

Задание 2-й группе. Излагает и отстаивает позицию Руссо, которую коротко можно обозначить так: люди по природе добры, но людские учреждения делают их злыми; добродетель – это естественное состояние человека, порок и преступление – это порождение учреждений, принесенных цивилизацией; поэтому первобытное естественное состояние является состоянием справедливым и благим, а цивилизация есть главный источник зла, порока и несчастья.

Если мы обратимся к временам, когда науки и искусство еще не успели повлиять на нравы, то увидим, что люди тогда были грубы, но искренни и правдивы. Различия диктовались природой – теперь же все определяется общественным положением. С развитием цивилизации появилось социальное неравенство, породившее социальные антагонизмы. Столкновение интересов уничтожило правдивость, под деликатностью скрывается лживость. Родилась вражда, недоверие, клевета, разные пороки и преступления. Растление нравов – удел цивилизованного общества.

Из неравенства возникает богатство. Из богатства родится роскошь и праздность. Искусства же пробуждаются роскошью, а науки – праздностью. Что будет с нравственностью, если общество стремится к богатству? Оно будет уничтожено. Общество может прожить без богатства, но без нравственности – никогда.

Для активизации дискуссии и подведения итогов Совет может задать участникам и слушателям следующие вопросы.

Ø Действительно ли в развитии культуры и заключается вся задача и весь интерес человечества?

Ø Действительно ли культура всегда благодетельна и ведёт человечество к добру и правде?

Ø Действительно ли программа, провозглашенная Вольтером и просветителями, есть программа народного блага и справедливости?

Ø Каковы последствия научно-технического прогресса в современном мире, в чем его противоречивость?

Ø Существует ли общественный прогресс?

Список литературы

1. Введение в философию (рук. авторского коллектива Фролов И.Т.) Изд.2-е. М., 2002. Гл. 5, 12.

2. Южаков С.Н. Жан-Жак Руссо. Библиотека Флорентия Павленкова. Биографическая серия. Т. 13. Челябинск, 1996.

3. Кузнецов В.Н., Мировский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.

4. Вольтер Ф. Философские сочинения. М., 1988.

5. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И ЗАПАДНИЧЕСТВО – ВЕЧНЫЙ СПОР

Цель игры: усвоение методологических основ теоретических построений представителей разных социально-философских направлений в полемике о путях развития России и осмысление актуальности вопроса в XXI веке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.