Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тесты по дисциплине (обучающие, контролирующие)






1. Слово «философия» первым употребил:

а) Фалес;

б) Пифагор;

в) Сократ;

г) Диоген.

2. Что такое философия:

а) мировоззрение;

б) теоретическое мировоззрение;

в) наука;

г) методология познания.

3. Специфическая черта научности философского знания:

а) объективность;

б) истинность;

в) всеобщность;

г) теоретическая форма осмысления проблем.

4. Две специфические составляющие философского знания:

а) научность и ценностность;

б) объективность и истинность;

в) доказательность и проверяемость;

г) доказательность и истинность.

5. Основной вопрос философии есть:

а) проблема соотношения материи и сознания;

б) важнейшая проблема эпохи;

в) система нравственных норм;

г) проблема первоначал.

6. В чем отличие материализма и идеализма:

а) в ценностном отношении к миру;

б) в подходе к соотнесению материи и сознания;

в) в различных идеалах жизни.

7. Определите, какие из приведенных ниже суждений верны:

а) если мысль истинная, то она материалистическая;

б) если мысль материалистическая, то она истинная;

в) если мысль идеалистическая, то она ложная;

г) если мысль ложная, то она идеалистическая;

д) истинными или ложными могут быть как материалистические, так и идеалистические мысли, суждения, теории.

8. Согласие, с каким из нижеследующих положений означает агностицизм:

а) некоторые вещи никогда не станут объектами нашего знания;

б) процесс познания бесконечен;

в) человек никогда не сможет до конца исчерпать всех тайн природы;

г) все научные теории неполны и не отражают объект абсолютно точно;

д) сущность вещей принципиально непознаваема;

е) в науке есть неразрешимые задачи;

ж) чем больше познаем, тем меньше знаем.

9. Религию можно определить как мировоззрение, которое полагает наличие:

а) акта веры;

б) мистического содержания;

в) всеобщего мирового закона;

г) сверхъестественного начала.

10. Философию отличает от религии:

а) теоретическое осмысление мировоззренческих проблем;

б) отсутствие акта веры;

в) отказ от сверхъестественного начала;

г) идея совершенной мудрости.

11. Выделите признаки, обязательные для философского мировоззрения:

а) системность;

б) абстрактность;

в) логическая непротиворечивость;

г) простота;

д) эмпирическая обоснованность;

е) наглядность;

ж) конкретность;

з) максимальная общность;

и) оценочный характер.

12. Какие из перечисленных вопросов имеют философский характер:

а) в чем смысл существования человека;

б) каковы пути разрешения экологического кризиса;

в) что есть истина;

г) в чем сущность гравитации;

д) возможно ли создание искусственного интеллекта;

е) расширяется ли Вселенная;

и) что такое свобода.

13. Основную задачу первые греческие философы видели:

а) в поиске первоначала многообразного мира;

б) в исследовании сущности человека;

в) в познании общества;

г) в исследовании души человека.

14. Подлинное бытие в атомизме Демокрита – это:

а) пустота;

б) атомы;

в) вещи;

г) Космос.

15. Кто утверждал, что «все течет, все изменяется» и «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»:

а) Демокрит;

б) Гераклит;

в) Пифагор;

г) Протагор.

16. Антропологический поворот в античной философии связан с именем:

а) Демокрита;

б) Пифагора;

в) Сократа;

г) Гераклита.

17. Сущность концепции этического рационализма в учении Сократа состоит:

а) в поиске разумом общезначимых регуляторов поведения людей;

б) в отождествлении добродетели и знания о ней;

в) в осознанном следовании нравственным предписаниям;

г) в подчинении нравственных предписаний интересам государства.

18. Основоположником объективного идеализма является:

а) Аристотель;

б) Платон;

в) Плотин;

г) Пифагор.

19. Диалектика, по Платону, это:

а) общая теория развития мира;

б) учение о понятиях и методах логического мышления;

в) учение о развитии через противоположности;

г) учение о цикличности в развитии мира.

20. По мнению Аристотеля человек – это:

а) высшее природное существо;

б) разумное животное;

в) носитель идей;

г) общественное животное, наделенное разумом.

21. Добровольное следование судьбе, апатия, отношение к жизни и смерти как к естественно необходимому, характеризуют принципы человеческой жизни:

а) в стоицизме;

б) в скептицизме;

в) в эпикуреизме;

г) в платонизме.

22. С точки зрения христианства, тело человека:

а) темница души;

б) источник греха;

в) ничто, а душа – все;

г) подчинено душе.

23. Человек является образом и подобием Бога:

а) по происхождению от Бога;

б) по воле Божьей;

в) благодаря единосущности с Богом.

24. С точки зрения христианской философии, Бог является:

а) безличным перводвигателем мира;

б) универсальным принципом бытия;

в) абсолютной личностью.

25. Познание человеком Бога, с точки зрения патристики, возможно:

а) через познание гармонии и целесообразности всего сущего;

б) через познание самого себя как единства души и тела;

в) через познание собственной души.

26. Главной целью схоластики является:

а) философско-теологическое обоснование христианских догматов;

б) рационалистическое, логическое обоснование христианской догматики;

в) критика христианской догматики.

27. С точки зрения А. Августина, познание Бога достигается:

а) разумом;

б) чувствами, созерцанием;

в) верой.

28. Какое суждение истинно для учения А. Августина:

а) вера основывается на разуме;

б) вера является самостоятельным источником истины и исключает ценность разумного познания;

в) разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может.

29. В философии А. Августина свобода является:

а) свойством воли;

б) свойством разума;

в) социальной характеристикой человека.

30. Учение Ф. Аквинского опирается на философию:

а) Аристотеля;

б) Сократа;

в) Платона.

31. С точки зрения Ф. Аквинского, общее существует:

а) как самостоятельная реальность наряду с единичными вещами;

б) как сущность единичных вещей;

в) в Боге как полноте бытия и в связи единичных вещей через Бога.

32. В философии Ф. Аквинского зло в мире идет:

а) от человеческой деятельности;

б) от Бога;

в) от природы.

33. В гуманизме Возрождения доминирует:

а) предметно-практическая ориентация;

б) этическая ориентация;

в) эстетическая ориентация.

34. Гуманистическая система ценностей основывается на принципе:

а) теоцентризма;

б) антропоцентризма;

в) космоцентризма.

35. С точки зрения гуманистов главная цель жизни человека:

а) самореализация;

б) служение Богу;

в) служение обществу.

36. У гуманистов взгляд на природу является:

а) генетическим;

б) атеистическим;

в) материалистическим;

г) пантеистическим.

37. В обосновании пантеизма философы Возрождения опираются на:

а) неоплатонизм;

б) материализм;

в) дуализм.

38. Тождество Бога и природы утверждает:

а) теоцентризм;

б) пантеизм;

в) космоцентризм;

г) антропоцентризм.

39. Кому принадлежит следующая мысль: «Мир имеет свой центр повсюду, а окружность нигде в результате уподобления мира Богу»:

а) Н. Копернику;

б) Т. Кампанелле;

в) Н. Кузанскому;

г) П. делла Мирандоле.

40. Кто является автором следующего высказывания: «Как Бог развертывает из себя многообразное богатство природных вещей, так и человеческий ум развертывает понятия, свернутые в нем»:

а) Плотин;

б) Н. Кузанский;

в) Дж. Бруно;

г) Л. да Винчи.

41. Главный принцип диалектики Бога и мира в учении Н. Кузанского:

а) совпадение противоположностей;

б) причинность;

в) гуманизм.

42. С точки зрения Дж. Бруно, мир – это:

а) объективная реальность;

б) самодвижущаяся природа;

в) развернутая сущность Бога.

43. В эпоху Нового времени формируется картина мира:

а) космоцентрическая;

б) эволюционистская;

в) субъект-объектная;

г) антропоцентрическая.

44. В философии на первый план выходит проблематика:

а) гносеологическая;

б) аксиологическая;

в) онтологическая;

г) социальная.

45. Основоположником эмпиризма является:

а) Декарт;

б) Бэкон;

в) Локк;

г) Юм.

46. Какого рода заблуждения Бэкон считал порождением слепой веры в авторитеты:

а) идолы пещеры;

б) идолы рода;

в) идолы театра;

г) идолы рынка.

47. Метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, называется:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) рационалистическим;

г) эмпирическим.

48. Метод познания, основанный на выведении частных положений из общих, называется:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) анализом;

г) синтезом.

49. Высказывание «Мыслю, следовательно, существую» принадлежит:

а) Декарту;

б) Бэкону;

в) Юму;

г) Локку.

50. Тезис о том, что в разуме нет ничего, что предварительно не прошло бы через чувства, характеризует:

а) рационализм;

б) эмпиризм;

в) сенсуализм;

г) номинализм.

51. Учение о первичных и вторичных качествах развито:

а) Локком;

б) Бэконом;

в) Декартом;

г) Беркли.

52. Философия Беркли характеризуется как:

а) материалистический сенсуализм;

б) идеалистический сенсуализм;

в) дуализм;

г) материализм.

53. Позиция Д. Юма по вопросу об источнике наших ощущений:

а) Бог;

б) этот вопрос неразрешим;

в) материальный мир.

54. Какая идея объединяет всех философов Просвещения:

а) перестройка жизни на разумных началах, путем распространения знания и воспитания;

б) материалистическое мировоззрение;

в) необходимость юридического равенства всех граждан;

г) идея собственности как естественного свойства человека.

55. История, с точки зрения Вольтера, это арена борьбы:

а) просвещения и невежества;

б) классов;

в) этносов и разных культур;

г) великих личностей.

56. Монтескье предлагал:

а) отделить церковь от государства;

б) разделить поровну между гражданами частную собственность;

в) уравнять в правах женщин и мужчин;

г) разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную.

57. Кто высказал идею об отрицательном воздействии научно-технического прогресса на состояние нравственности:

а) Вольтер;

б) Дидро;

в) Руссо;

г) Гельвеций.

58. В чем усматривал Руссо источник социального неравенства и отчуждения людей:

а) в правлении непросвещенных людей;

б) частной собственности;

в) физическом неравенстве;

г) отсутствии свободы.

59. Вольтер трактует человека как:

а) социальное животное;

б) разумное существо;

в) природное существо;

г) ощущающее существо.

60. В этической теории Гельвеций определяет добродетель через:

а) общий интерес;

б) частный интерес;

в) потребности;

г) разум.

61. Гольбах и Гельвеций пришли к выводу, что интересы людей зависят:

а) от реальных потребностей;

б) от их ментальности;

в) от обстоятельств;

г) от формы их деятельности.

62. Преодолеть социальное неравенство людей, говорит Руссо, можно путем:

а) отказа от государства и возврата человека к «естественному состоянию»;

б) отмены частной собственности;

в) уравнивания собственности людей;

г) просвещением людей.

63. Согласно Канту субъект:

а) является источником знания;

б) определяет форму знания;

в) интуитивно познает объект.

64. Объективность знания по Канту означает:

а) всеобщность и необходимый характер знания;

б) независимость знания от субъекта;

в) отражение свойств вещей самих по себе.

65. Связующее звено между рассудком и чувственностью, по Канту:

а) практика;

б) опыт;

в) воображение.

66. Свобода человека, согласно Канту, проявляется:

а) в следовании познанной необходимости;

б) в возможности выбора действий;

в) в следовании нравственному императиву.

67. Кантовские идеи о безусловном – это:

а) обобщения опыта;

б) конечные цели стремлений че-ловека;

в) сверхчувственные сущности.

68. Высшей формой развития абсолютного духа, по Гегелю, является:

а) философия;

б) искусство;

в) религия.

69. С точки зрения Гегеля, всеобщая причина развития находится:

а) в воздействии одних факторов, систем на другие;

б) во взаимодействии внутренних противоположностей систем;

в) в спонтанных переходах от одного состояния системы к другому.

70. Условием могуществ разума является, согласно Гегелю:

а) опора разума на опыт;

б) непротиворечивость мышления;

в) способность разрешать противоречия.

71. Диалектика у Гегеля является:

а) отражением развития объективного мира;

б) саморазвитием идеи;

в) методом познания и преобразования объективного мира.

72. Сущностным свойством человека, по Фейербаху, выступает:

а) врожденное стремление к счастью;

б) разумный эгоизм;

в) нравственный долг.

73. Выход из отчужденного состояния человечества Фейербах видит

а) в изменении отношений человека к природе;

б) в изменении отношений человека к человеку;

в) в изменении общественных условий жизни.

74. В какой работе Маркс сформулировал тезис о необходимости философии не только объяснять, но изменять мир:

а) Тезисы о Фейербахе;

б) Экономическо-философские рукописи 1844 г.;

в) Немецкая идеология;

г) Предисловие «К критике политической экономики».

75. Какая проблема находится в центре внимания Маркса в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.»:

а) отчуждения человека;

б) потребностей человека;

в) духовного производства;

г) материального производства.

76. Что, по мысли Маркса, лежит в основе отчуждения человека в обществе:

а) частная собственность;

б) характер труда;

в) социальное устройство общества;

г) нравственные отношения.

77. В чем Маркс увидел источник развития общества:

а) в развитии потребностей людей;

б) в развитии производительных сил общества;

в) в научно-техническом прогрессе;

г) в противоречии субъекта и объекта.

78. Что лежит в основе формационной концепции истории:

а) различие в культурных ценностях;

б) способ производства;

в) уровень духовного развития общества;

г) тип государственного устройства.

79. По Марксу, сущность человека определяется:

а) совокупностью всех общественных отношений;

б) природой;

в) духовностью;

г) разумностью.

80. Что выделяется в качестве причины смены общественно-экономических формаций:

а) материальные потребности людей;

б) противоречие в способе материального производства;

в) духовные потребности.

81. Материалистическое понимание истории есть:

а) отрицание влияния идейных факторов на общественное развитие;

б) утверждение о том, что материальные потребности людей являются движущими силами развития общества;

в) выдвижение в качестве идеала развития такого общества, которое полностью удовлетворит материальные потребности людей;

г) утверждение об определяющей роли материального производства в жизни общества.

82. Согласно учению Г.С.Сковороды, Вселенную и человека связывает:

а) практическая деятельность;

б) божественное происхождение Вселенной и человека;

в) мир символов.

83. Кто из русских философов считал, что существует три мира: макрокосм, микрокосм и мир символов:

а) митрополит Илларион;

б) Г.С. Сковорода;

в) А.С. Хомяков.

84. Кому принадлежит высказывание о том, что Россия не имеет внутреннего стержня культурного развития, не дала миру ни одной идеи, оставшись в стороне от культурного прогресса:

а) А.И. Герцену;

б) П.Я. Чаадаеву;

в) Ю.Ф. Самарину.

85. Сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям характеризует понятие:

а) софийности;

б) всеединства;

в) соборности.

86. Представители славянофильства:

а) И.В. Киреевский;

б) А.И. Герцен;

в) А.С. Хомяков;

г) Ю.Ф. Самарин;

д) В.Г. Белинский;

е) К.С. Аксаков.

87. Социально-культурное многообразие удерживается, по мнению К.Н. Леонтьева, прежде всего:

а) развитием науки и техники;

б) государственной политикой;

в) религией.

88. Социальный идеал В.С. Соловьева:

а) демократия;

б) самодержавие;

в) свободная теократия.

89. Какую форму государственного устройства считали приемлемой для России И.А. Ильин и И.Л. Солоневич:

а) монархию;

б) республику;

в) диктатуру.

90. Представитель религиозного космизма:

а) Н.Ф. Федоров;

б) П.А. Флоренский;

в) В.И. Вернадский;

г) А.Л. Чижевский.

91. Мысль о том, что свобода предшествует бытию, принадлежит:

а) Н.А. Бердяеву;

б) А.С. Хомякову;

в) В.С. Соловьеву;

г) Н.Ф. Федорову.

92. Согласно Н.А. Бердяеву, путь человека в Царство Божие лежит через:

а) веру;

б) познание;

в) творчество.

93. В позитивизме Конта главной задачей философии является:

а) выяснение всеобщих законов бытия;

б) систематизация научного знания;

в) анализ истории развития науки;

г) анализ языка науки.

94. Важнейшая функция философии с точки зрения неопозитивизма:

а) систематизация научного знания;

б) осмысление истории развития науки;

в) логический анализ научных понятий;

г) выявление значения социокультурных факторов в развитии науки.

95. В структурализме культура исследуется в качестве:

а) системы ценностей;

б) преобразования природы;

в) меры развития человека;

г) знаковой системы.

96. В философской герменевтике под познанием понимается:

а) отражение объективных свойств мира;

б) способ бытия человека в мире;

в) средство преобразования мира;

г) главный вид человеческой деятельности.

97. Представителем «философии жизни» является:

а) А. Бергсон;

б) Т. Кун;

в) А. Камю;

г) Г. Гадамер.

98. Источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом в структуре психики человека (по З. Фрейду) является:

а) «Я»;

б) «Сверх-Я»;

в) «Оно».

99. Критерий подлинности человеческого бытия в экзистенциализме:

а) его направленность к будущему;

б) его прикованность к настоящему;

в) его обращенность в прошлое;

г) его служение идеалам.

100. Балансирование на грани жизни и смерти, ощущение хрупкости своего бытия характеризует существование человека с точки зрения:

а) неотомизма;

б) герменевтики;

в) экзистенциализма;

г) философии жизни.

101. Современный неотомизм отвергает:

а) рационализм;

б) гармонию веры и разума;

в) иррационализм.

102. Образ «лабиринта» в постмодернизме – символ:

а) равнозначной множественности путей, истин.

б) системности мира;

в) отказа от рационального постижения мира.

 

5. Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

1. Истоки философии. Религия и мифология.

2. Философское мировоззрение. Специфика философского знания.

3. Основные разделы философского знания.

4. Место философии в системе культуры.

5. Проблема человека в буддизме, конфуцианстве, даосизме.

6. Общая характеристика философии Античности. Человек в учениях Сократа, Платона, Аристотеля.

7. Общая характеристика средневековой философии. Природа и человек как творения Бога.

8. Принципы философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.

9. Научная революция XVII века и проблема обоснования достоверности знания. Ф. Бэкон и Р. Декарт.

10. Социально-исторические предпосылки философии Просвещения. Трактовка человека и общества в философии Просвещения.

11. Немецкая классическая философия: основные идеи и представители.

12. Основные черты философии марксизма.

13. Традиции и особенности русской философии XI-XIX веков.

14. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX- начала XX века.

15. Общая характеристика философии XX века. Мир человека в современной западной философии.

16. Экзистенциализм о сущности, существовании и свободе человека.

17. Неопозитивизм, структурализм, герменевтика.

18. Религиозная философия XX века: «антропологический поворот».

19. Философская категория бытия и ее смысл. Бытие и субстанция.

20. Основные формы бытия. Материальное и идеальное.

21. Понятие движения, формы движения.

22. Пространство и время.

23. Проблема сущности человека. Соотношение социального, биологического и духовного в человеке.

24. Понятие сознания. Концепции сущности и происхождения сознания в современной философии.

25. Сущность и существование в бытии человека. Проблема смысла человеческой жизни.

26. Понятие процесса познания. Структура процесса познания.

27. Проблема истины в философии. Критерии истины.

28. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.

29. Структура научного знания.

30. Общество как целостная и развивающаяся система.

31. Понятие гражданского общества.

32. Понятия «культура» и «цивилизация». Многообразие цивилизаций и культур.

33. Религиозные ценности и их роль в современном мире.

34. Добро и красота, их соотношения в духовном мире современного человека.

35. Социальные и философские проблемы информатики.

36. Понятие компьютерной революции, противоречия компьютеризации.

37. Понятие личности. Процесс социализации личности.

38. Проблема свободы и ответственности личности.

39. Современная цивилизация и ее особенности.

40. Глобальные проблемы современности, их происхождение и пути решения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.