Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Философия науки и техники (2 часа)






 

1. Понятие науки. Периодизация истории науки.

Существенные черты и признаки науки. Научное и вненаучное знание.

Основные периоды в развитии науки. Научные революции и смена типов рациональности.

2. Уровни, формы и методы научного познания.

2.1.Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их особенности.

2.2.Проблема, гипотеза, теория как формы научного познания.

2.3. Понятия метода и методологии. Основные методы научного познания.

3. Основные проблемы философии техники.

3.1.Происхождение и природа техники.

3.2.Философские аспекты техники.

3.3.Человек в техногенной цивилизации.

4. Этические проблемы науки и техники.

 

Основные понятия темы: наука, критерии научности, научное знание, вненаучное знание, научная рациональность, научная революция, эмпирическое, теоретическое, формы научного познания, методы научного познания, методология, техника, технология, инженерия, техническое творчество, инженерная деятельность и проектирование, социальная оценка техники, техногенная цивилизация, информационное общество, философия техники.

 

Методические указания

 

Приступая к изучению первого вопроса, обратите внимание на три стороны бытия науки, на роль научного знания в системе мировоззренческих ориентиров человека. Внимательно рассмотрите вопрос о критериях науки, имея в виду, что последние видоизменяются в ходе исторического развития науки.

При подготовке второго вопроса выделите основные черты эмпирического и теоретического познания, покажите их взаимосвязь, особое внимание обратите на специфику форм научного познания, методов эмпирического и теоретического познания. Изучая структуру научного познания, следует познакомиться с основаниями науки, которые включают идеалы и нормы исследования, научную картину мира, философские основания.

Рассматривая третий и четвертый вопросы, необходимо выяснить предмет философии техники, ее основные проблемы, почему в современной науке возрастает роль ценностных и этических оснований научной деятельности.

 

Литература

 

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.

Канке В.А. Философия. – М., 1996.

Современная философия науки: Хрестоматия. – М., 1994.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995.

Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук.- М., 2004.

Философия и методология науки/Под ред. В.И. Купцова и С.В. Девятовой. - М. 1996.

Философия техники//Вопросы философии. – 1993. - N10.

Хюбнер К. Критика научного разума. – М., 1994.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.