Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Данная тема посвящена одному из важнейших философских вопросов, касающихся отношений между человеком и миром






Данная тема посвящена одному из важнейших философских вопросов, касающихся отношений между человеком и миром, а именно вопросу о ценностях, которые лежат в основе человеческого существования и рассматриваются обычно как части единого целого – духовной культуры. Ценности изучает специальный раздел философии – аксиология.

Начиная рассмотрение первого вопроса данной темы, необходимо дать определение понятию «ценность», для чего нужно кратко проследить историю становления понятия и его содержания в рамках различных теоретических подходов: натуралистического, объективно-идеалистического, субъективно-идеалистического, диалектико-материалистического, социологического и пр. Далее нужно раскрыть положение об иерархическом строении системы ценностей и перейти к вопросу классификации ценностей, показав, какие основания (критерии) могут использоваться для выделения различных видов ценностей. При этом можно более подробно остановиться на ставшем традиционным делении ценностей на нравственные (этические), религиозные, социальные, эстетические и т.д.

Во втором вопросе, где речь идет о способах нормативного регулирования общественных отношений, необходимо дать определение понятию «норма», показать взаимосвязь между нормами и ценностями, рассмотреть разнообразие видов норм (формальные и неформальные, выраженные и латентные, нормы-запреты и нормы-предписания). Особо следует сказать о регуляции, осуществляемой посредством норм морали, и в этой связи остановиться на понятии «идеал», в котором общественное сознание фиксирует совокупное представление о важнейших ценностях, выражает главные цели и смысл существования. В заключение нужно остановиться на вопросе соотношения идеала и действительности, показать возможные варианты их взаимодействия.

В третьем вопросе необходимо показать, что ценности формируются на основе общественной практики, и потому всегда связаны с определенной исторической эпохой и конкретным типом общества. В силу этого, даже оставаясь весьма инертным компонентом общественного сознания, ценности подвержены изменениям – вслед за изменением социально-исторических условий. Но наряду с изменчивыми, преходящими и частными ценностями, существуют такие ценности, которые неизменны, сохраняют свою значимость в любом обществе и в любое время. Такие ценности принято называть универсальными или общечеловеческими ценностями, они составляют ядро человеческой культуры. О содержании общечеловеческих ценностей и их значении необходимо рассказать подробнее.

 

Литература

 

Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2002..

Гусейнов А.А. Этика. – М., 1999.

Леонтьев Д.А. Ценность как междудисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопросы философии. –1996.- N4.

Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. - М., 1990..

Философия. / Под редакцией О.А.Митрошенкова. - М., 2002.

Философия. / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П.Ратникова. – М., 2002.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.