Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отдаленная проходная пешка






В следующей позиции на королевском фланге пешки рас­положены совершенно одинако­во, а на ферзевом - у белых пешка " а", у черных - пеш­ка " с" (диаграмма 158).

MKKKKKKKKN
I? @? @? @? @J
I@? @? @? @? J 158
I? @? @? @? @J
I@? $? @? $? J
I7@? @? $? $J
I"? 6? @! @! J
I? @? @? @! @J
I@? @? @? @? J
PLLLLLLLLO

Ход чёрных. Белые выигрывают.

О таких позициях гово­рят, что у белых отдаленная проходная. Имеется в виду, что проходная пешка " а" располо­жена дальше от пешек королев­ского фланга, чем проходная пешка " с".

Преимущество имеет тот, у кого отдаленная проходная. План выигрыша прост: белые от­дают пешку «а», забирают пешку «с», оба короля движутся к пешкам королевского фланга, но белый король первым начинает бить пешки противника.

1.... Кр: а3 2. Крс4 Kpb2 3. Кр: с5 Крс2 4. Kpd5 Кр: d2 5. Кре5 Кре2 6. Kpf5 Kpf2 7.Kp: g5 Kp: g2 8. Kpg4! (только этим ходом, занимая оппозицию, белые обеспечивают победу. Теперь очередь хода за чёрными, и они вынуждены сделать проигрывающий ход) 8.... Kpf2 (Или 8.... Kph2 9. Кр: h4) 9. Kp: f4 Kpg2 10. Kpg4 Kph2 11. f4, и белые выигрывают.

«Прибежали санитары – зафиксировали нас» (как малыми силами удержать превосходящие силы противника)

Рассмотрим два примера из книги чемпиона мира Рауля Капабланки " Учебник шахматной игры", в которых иллюстрируется " один из наиболее ценных шахматных принципов, а именно принцип силы — одна пешка удерживает две неприятельских" (Капабланка).

MKKKKKKKKN
I? @? @7@? @J
I@#@? @? @? J 159
I? @? @? @? $J
I$? @? @? @? J
I? @? @? @? @J
I@? @? @? @? J
I! @? @5@! " J
I@? @? @? @? J
PLLLLLLLLO

Ход белых

В этой позиции (диаграмма 159) - полное материальное равенство.

Белые имеют лишнюю пешку на королевском фланге, черные - на ферзевом.

Но у белых есть два по­зиционных преимущества. Во-первых, их король на один ход ближе к центру. Во-вторых, на ферзевом фланге черная пешка-кандидат отстала от своей соседки -пешки " а". Это последнее обстоятельство имеет решающее значение для результата пар­тии, так как ход белых, и они могут одной пешкой " а" зафик­сировать (сделать неподвижны­ми) две пешки противника. Но сначала заметим, что если бы был ход черных, они могли ис­править недостатки своего по­ложения, играя Kpe8-d7-c6 и затем надвигая пешку-канди­дата b7-b5.

При ходе белых они вы­игрывают 1. а4! Kpd7 2. Kpd3 Крс6 3. Крс4 (Позиция прояс­нилась. Белые удерживают пре­восходящие силы противника на ферзевом фланге и готовы приступить к образованию про­ходной на королевском) 3.... b5 (Черные подготовили ловушку) 4. g3 (Только так! Первой начи­нает движение пешка-канди­дат. Ошибочно было бы 4. h3?? из-за 4.... h4, белые пешки не сдвинутся с места). 4.... b6 5. h3 Kpd6 6. Крb5 Крс7 7. g4, и белые выигрывают.

MKKKKKKKKN
I? @? @? @? @J
I@? @? @? @#J 160
I? $? 8? @#@J
I$? $? @#@? J
I? @? @? @? @J
I@! @? "? @! J
I! @? @5"! @J
I@? @? @? @? J
PLLLLLLLLO

Ход белых.

Вторая позиция Капа­бланки более сложная, так как на ферзевом фланге две пешки белых борются с тремя пешка­ми черных (диаграмма 160).

Пользуясь тем, что чер­ная пешка " b" отстала от своих соседок, белые первым же хо­дом спешат застопорить все пешки ферзевого фланга: 1. а4! (теперь черные пешки " а", " b", " с" самостоятельно не в состоя­нии двинуться. Поэтому чер­ный король спешит им на по­мощь) 1.... Крс6 2. Kpd3 b5 3. ab+ Kp: b5 4. Крс3 (Здесь Капабланка прерывает анализ, пре­доставляя ученикам возмож­ность закончить его самостоя­тельно. Думается, что для боль­шинства начинающих позиция остается неясной, поэтому про­должим вариант) 4.... с4 (Или 4.... а4 5. ba+ Kp: a4 6. Крс4, и белые выигрывают) 5. bс+ Крс5 (Теперь у черных отдаленная проходная " а", к которой дол­жен будет отвлечься белый ко­роль. Поэтому белые должны спешить организовать две проходные, с которыми черный король не справится). 6. f3! a4 7. e4! a3 8. е5! (Так как белый король - в квадрате черной пешки " а", белые успевают сде­лать этот выигрывающий ход - теперь белые проходные " с" и " е" неуязвимы) 8.... а2 9. Kpb2 f4 10. Кр: а2 g5 11. Крb3, и бе­лые выигрывают.

В одной из партий дет­ского турнира второго разряда возникла следующая позиция (диаграмма 161).

MKKKKKKKKN
I? @? @? @? @J
I$? @? @? $? J 161
I? @? 8? @? $J
I@#@#@? @? J
I? @? 6? "? " J
I"! @? @? "? J
I? @? @? @? @J
I@? @? @? @? J
PLLLLLLLLO

Ход белых.

На доске - материальное равенство, по пять пешек. Но если белым удастся на королев­ском фланге разменять две пешки и организовать проход­ную, то черный король вынуж­ден будет отвлечься на королев­ский фланг, и белые легко вы­игрывают, уничтожая все чер­ные пешки на ферзевом фланге.

Итак, белые начинают движение пешек королевского фланга: 1. f5?? (Прекрасная ил­люстрация важнейшей шахмат­ной мысли: нельзя играть по шаблону, на основании заучен­ных общих правил, а необходи­мо вникать в каждую конкрет­ную позицию. В данном случае движение пешки-кандидата - грубая ошибка. Надо было обра­тить внимание, что белая пешка " g" отстала. Белые выигрывали путем 1. g4 или 1. h5) 1.... h5! (Вот в чем дело! Теперь на королевском фланге две черные пешки удерживают три неприятельских, и белые пе­шечки " h", " g" и " f” могут хором спеть отрывок из песни Владимира Высоцкого " Прибе­жали санитары - зафиксировали нас". Однако на этом приклю­чения в партии еще не закон­чились. Видимо, обрадовавшись, что удалось спасти партию, черные, сделав ход 1.... h5, предложили ничью, которая и была принята соперником. А между тем, после 2. b4 (Не помогает и 2. а4 bа 3. bа а5) 2.... а6 черные легко выигрывали благодаря проходной пешке " d".

Защищённая проходная

Несмотря на одинаков число пешек у обеих сторон, в следующей позиции белые выигрывают, так как у них защищённая проходная пешка (диаграмма 162).

MKKKKKKKKN
I? @? @? @? @J
I@? @? @? @? J 162
I? @#@? 8? @J
I$#@? @! $? J
I? @? @? @! @J
I" 5"? @? @? J
I? @? @? @? @J
I@? @? @? @? J
PLLLLLLLLO

Ход белых.

Защищенная проходная часто еще опаснее, чем отдалённая проходная, так как король противника не может её уничтожить, даже находясь рядом.

План выигрыша для белых прост – организовать проходную на ферзевом фланге, а если не удастся сохранить пешки " а" и " с", то после разменов подойти к королевскому флангу и выиграть пешку g5.

1. а4 Кре5 2. ab коем случае не 2. с4??, так как черные отвечают 2.... b4, образуя свою защищенную проходную, и получается ничья) 2.... cb 3. с4 b4 4. с5, и черный роль не может задержать проходные " с" и " f".

Чья пешка первая проходит в ферзи

Шахматистам во время партии часто приходится рассчитывать, чья пешка первая проходит в ферзи. Если пешки достигают последней горизонта­ли одновременно, необходимо внимательно посмотреть - не может ли ферзь, появившийся на доске первым, выиграть (поставить мат или выиграть фер­зя или другую фигуру) с помо­щью шахов.

Прежде всего надо опре­делить, пользуясь правилом квадрата, могут ли короли дог­нать проходные пешки. Если пешки вне досягаемости коро­лей, посчитать сначала для бе­лых, а потом для черных, сколько ходов требуется, чтобы пешка превратилась в ферзя (диаграмма 163).

MKKKKKKKKN
I? @? @? @? @J
I$? @? @? 8#J 163
I? @? @? @? @J
I@? @? @? @? J
I! "? @? @? @J
I6? @? @? @? J
I? @? @? @? @J
I@? @? @? @? J
PLLLLLLLLO

Ход черных. Черные выигрывают.

Белым для превращения пешки в ферзя требуется пять ходов - 4 хода пешкой " b" и одни ход пешкой " а" (размен пешек на поле b6 можно не учитывать, так как на размен и белые, и черные затрачивают по одному ходу). Черным для появления ферзя нужны пять ходов пешкой " h". Итак, ферзи появляются одновременно (точнее сказать, один за другим). Но в начальной позиции - ход черных, поэтому после появле­ния двух ферзей - черного на h1 и белого на b8 - очередь хо­да будет за черными. Посмот­рим, не могут ли черные выиг­рать с помощью шахов. Оказы­вается, могут! Сначала черные дают шах ферзем на поле а1, белый король вынужден перей­ти на линию " b", шах на b1 - и выигрывается ферзь b8.

Расчет закончен - чер­ные выигрывают! Поехали:

1.... h5 2. b5 h4 3. а5 h3 4. b6 ab 5. ab h2 6. b7 b1Ф 7. b8Ф Фа1+ 8. Крb4 Фb1+ 9. Крс5 Ф: b8, и чёрные выигрыва­ют.

Начинающие приобретут опыт подобных расчетов в практических партиях. Но тре­неру и родителям рекомендуем ставить для детей побольше уже готовых подобных оконча­ний со взаимными проходными пешками с заданием - сначала рассчитать окончание, не пере­ставляя фигур, а затем проде­монстрировать решение - устно или на доске.

Как король гонится " за двумя зайцами" (этюд Рети)

Р.Рети, 1921

MKKKKKKKKN
I? @? @? @? 6J
I@? @? @? @? J 164
I7@! @? @? @J
I@? @? @? @#J
I? @? @? @? @J
I@? @? @? @? J
I? @? @? @? @J
I@? @? @? @? J
PLLLLLLLLO

Ход белых. Ничья.

Сделать белыми ничью в этой позиции кажется совер­шенно невероятным. Ведь чер­ный король находится в квад­рате белой пешки, а белый король на два хода отстает от чер­ной пешки)

И все-таки белые делают ничью. " Чудо", придуманное чешским гроссмейстером Рихардом Рети, становится воз­можным благодаря движению белого короля по диагонали b8-е5, при этом король с каждым ходом приближается и к чу­жой, и к своей пешкам. В нуж­ный момент король резко сво­рачивает с этой диагонали, или обеспечивая своей пешке пре­вращение в ферзя, или догоняя пешку " h".

Вот уж действительно, за двумя зайцами погонишься и одного поймаешь!

1. Kpg7! (Спасение толь­ко в движении по этой диагона­ли) 1.... h4 2. Kpf6! (Куда идет король - пока большой секрет!) 2.... Kpb6 3. Кре5! b3 (Или 3.... Кр: с6 4. Kpf4, и чудо свер­шилось - король в квадрате пешки " h"!) 4. Kpd6 (На по­мощь своей проходной!) 4.... h2 5. с7 Крb7 6. Kpd7 b1Ф 7. с8Ф+, и ничья.

Изумительный этюд, до­ставляющий величайшее эсте­тическое наслаждение и начи­нающим, и высококвалифици­рованным шахматистам.

Из этого этюда изучаю­щему шахматы полезно усвоить две практически важные идеи:

1) двигаясь по диагонали, король несет с собой двойную угрозу (в данном примере — и в направлении ферзевого фланга, и в направлении королевского фланга);

2) количество ходов королем от одного поля до другого по одной горизонтали равно коли­честву ходов по двум диагоналям (по ломаной линии). В пример, если надо идти королем от поля h8 до поля b8, количество ходов по горизонтали равно 6 (g8, f8, e8, d8, с8, b8). Если король идет по диагоналям g7-f6-e5-d6-c7-b8, то количество ходов тоже равно шести. Поэтому с учетом первой идеи (двойной угрозы) во многих позициях полезно двигаться королем по диагонали.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.