Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ




1. Почему законы мышления в логике получили название формальных законов!

1). Они обращают внимание на формы, в которых протекают мыслительные операции.

2). Они нацелены на раскрытие закономерностей мышления. 3). Они обращены на содержание мышления.

2. Под логической формой понимают:

1). Определенный порядок, в котором высказываются те или иные мысли.

2). Способ организации или способ связи входящих в состав кон­кретной мысли элементов.

3). Способ изложения.

3. Логика - это наука:

1) о формальности человеческого мышления;

2) о структуре рассуждения;

3) о формах и законах правильного мышления.

4. Что понимается под логическими законами!

1). Это - требования, нормы, которым мышление должно подчи­няться.

2). Они ставят целью показать, как совершается мышление. 3). Они дают истинное знание при любых обстоятельствах.

 

5. В процессе рассуждения возможна логическая ошибка, по­скольку:

1). Само мышление человека является малоизученной областью.

2). Человек в принципе не может познать мир.

3). Существуют логические парадоксы.

6. Почему необходимо изучать логику!

1) чтобы побеждать в любых спорах;

2) чтобы правильно судить о действиях своего и чужого мышле­ния;

3) чтобы уклониться от неприятных дискуссий и не вступать в спорс вышестоящими органами.

7. Что понимается под логической культурой?
1). Умение красиво излагать свои мысли.

2). Умение быстро и правильно совершать стандартные операции мышления.

3). Способность доказать что угодно и где угодно.

8. Логическая культура личности определяется:

1) окружающей человека средой;

2) только биологическими факторами, т. е. врожденным потен­циалом человека;

3) врожденным потенциалом человека, окружающей социальной средой.

9. В чем существенное отличие формально-логических законов
от законов природы?

1). Законы природы объективны, а законы логики - субъективны.

2). Законы природы в принципе не нарушены, а законы мышле­ния нарушаются.

3). Законы природы действуют сами по себе, а логические законы зависят от людей.

10. Какие высказывания имеют логическую форму «Некоторые S не есть Р»?

1). Графические средства отображения информации широко ис­пользуются во всех сферах жизни общества.

2). Некоторые репродуктивные операции человек передал ком­пьютеру.

3). Иногда молодые специалисты не умеют обосновать свои рас­суждения.

4). Большинство несчастных людей не имеют друзей. 5). Порой непонимание хуже всякой ненависти.

11. Какие из приведенных ниже примеров соответствуют дан­ным логическим схемам?

1). Волк. Хищное животное. Лев. Животное. Олень. Заяц. Траво­ядное животное.



2). Земляника. Черника. Ягоды. Ранние ягоды. Фрукты. Абрико­сы. Плоды.

3). Высочайшая вершина Кавказа. Эльбрус. Высочайшая вершина Памира. Высочайшая вершина Гималаев. Высочайшая вершина. Гора.

4). Месяц. Летний месяц. Июль. Дождливый месяц. Осенний месяц.

5). Врач. Хирург. Женщина. Хирург-офтальмолог. Домохозяйка.

6). Студент. Филателист. Неуспевающий студент. Инженер-механик. Начинающий филателист.

7). Технический прибор. Телевизор. Цветной телевизор. Техни­ческий прибор с дистанционным управлением. Навигационный прибор.

8). Времена года. Холодная зима. Снежная зима. Зима. Лето. За­сушливое лето.

9). Нормальное развитие. Ненормальное развитие. Нормальное развитие ребенка. Ненормальное развитие экономики.

10). Милосердный поступок. Жестокий поступок. Жестокий по­ступок подростка. Милосердный поступок врача.

11). Средство передвижения. Автомобиль. Двигатель.

12). Часть автомобиля. Двигатель. Автомобиль.

13). Отец. Сын. Мужчина.

 

 
 

 

 


Схема1 Схема 2

 

 

       
   
 


Схема3 Схема4 Схема 2

 

 

12. Выделить единичные, пустые и общие имена:

ведьма; автобиография космонавта; совокупность свойств пред­метов; глава государства; основатель логики; архитектор; Минский автомобильный завод; веселая компания; круглый квадрат; метро­политен Лондона.

13. Какие из приведенных пар имен соответствуют логической операции пересечения:



1). Единичное имя, конкретное имя.

2). Сибирская кошка, сиамская кошка.

3). Ученый, химик.

4). Книга, учебное пособие.

5). Свобода, равенство.

6). Хвойное растение, ель.

14. Выбрать правильный вариант логической операции ограниче­ния имени «общество»:

1) первобытное общество;

2) совокупность людей;

3) объединение людей;

4) результат деятельности людей;

5) компания.

15. Определить, произведена ли операция ограничения имени; ес­ли нет, — привести правильный вариант ограничения имени

1) город - населенный пункт Минской области;

2) правление банка - председатель правления банка;

3) высшее учебное заведение - университет;

4) абзац - предложение.

16. Определить, произведено ли последовательное многоступен­чатое обобщение или ограничение:

1) тонна - центнер - килограмм - грамм;

2) европейский город - город Беларуси - Минск;

3) человек, живущий в соседней квартире - человек, живущий в
том же доме - человек, живущий в соседнем доме;

4) Россия - Московская область - Москва.

17. Какие из приведенных определений являются определениями через род и видовое отличие!

1). Анометром называется прибор, измеряющий силу ветра.

2). Цитрус - род плодовых деревьев и кустарников с крупными плодами с оболочкой, содержащей эфирные масла.

3). Термин «аносмия» заимствован из греческого языка и означа­ет неспособность воспринимать и различать запахи, отсутствие обо­няния.

4). Туннель - подземное (подводное) сооружение для прокладки путей сообщения, сетей городского хозяйства и других целей.

5). Молекула - это наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами.

6). Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются про­стыми веществами.

7). Пирога - узкий, длинный челн, выдолбленный из ствола де­рева.

8). Термин «логика» происходит от греческого слова «логос», что означает «мысль», «разум», «закономерность».

18.. В каких определениях допущена ошибка?

1). Абстрактное понятие - это, например, смелость.

2). Инсинуация - термин, заимствованный из латинского языка и означающий клеветническое измышление, имеющее целью опоро­чить кого-либо.

3). Биолог - человек, изучающий биологию.

4). Каюта - жилое помещение для членов экипажа или пассажи

5). Сутки - отрезок времени.

6). Демократия - власть народа.

 

19. Проверить правильность деления имен; в случае неправиль­ности попробовать произвести деление правильно:

поезд: скорый, пассажирский, товарный;

книга: иллюстрированная, красочная, детская, хорошо оформленная;

газеты: ежедневные, еженедельные, выходящие нерегулярно;

университет: белорусский, зарубежный, европейский.

 

20. Какие из приведенных пословиц имеют логическую форму высказываний?

1). Казна - первый обидчик.

2). Кто не умеет ненавидеть, тот не умеет и любить.

3). Куй железо, пока горячо.

4). Ремесло за плечами не висит.

5). Воды жалеть - и кашу не сварить.

6). Чужими руками крапиву не дергай.

7). Ученье - путь к уменью.

8). Кто чувствует стыд, тот начинает чувствовать долг.

 

21. Сгруппировать данные высказывания по видам: а) атрибутивные; б) реляционные; в) экзистенциальные.

1). Редкие дни осени были по-летнему теплыми.

2). Италия находится южнее Австрии.

3). Простых решений в сложных ситуациях не существует.

4). Известны богатые месторождения самородной серы.

5). Ничто не существует беспричинно.

6). Кто же может устоять перед этой редкой красотой?

7).Химические вещества в природе могут находиться в различ­ных агрегатных состояниях.

8) Нелюбознательных детей не бывает,

 

22. Какое отношение в логическом квадрате отражают данные
высказывания?

1). Из истинности общих высказываний следует истинность ча­стных, но из истинности частных высказываний истинность общих не обязательна.

2). Два высказывания могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.

3). Оба высказывания не могут быть одновременно истинными, но могут быть ложными.

Отношение противоположности;

отношение подчинения;

отношение противоречия;

отношение частичной совместимости.

23. Опираясь на закон непротиворечия, установить, могут ли быть одновременно истинными высказывания в каждой паре:

1). Для некоторых грузов нужны мощные автокраны. Для от­дельных грузов мощные автокраны не нужны.

2). Большинство сотрудников фирмы имеют домашний телефон. Все сотрудники фирмы имеют домашний телефон.

3). Ни одно изделие завода не имело рекламаций за последние пять лет. Редкие изделия завода имели рекламации за последние пять лет.

4). Каждая личность уникальна. Ни одна личность не является уникальной.

24. Указать вид отношений между высказываниями в каждой па­ре. Признав первое высказывание истинным, определить, каким (ис­тинным или ложным) будет второе высказывание из той же пары:

1). Не все кошки серы. Некоторые кошки серы.
2). Не все люди умеют сострадать другим. Многие люди умеют сострадать другим.

3). Ни один предмет не является вечным. Отдельные предметы -вечны,

25. Из приведенных сложных высказываний выбрать импликативные высказывания:

1). Не то снег, не то дождь, не то крупа изредка принималась сте­гать его по лицу.

2). Если летом дни длиннее, то зимой длиннее ночи.

3). По капле дождь, дождь реки поит, реками море стоит.
4). Не будет снега - не будет и следа. . -

5). Если определенным образом изменять силу тока в катушке, то соответственно будет меняться действие магнитного поля катушки.

6). Когда художник поглощен творчеством, он плохо восприни­мает окружающую действительность.

26. Из приведенных сложных высказываний выбрать конъюнк­тивные высказывания:

1). По капле дождь, дождь реки поит, реками море стоит.

2). Любое высказывание может быть либо истинным, либо лож­ным.

3). Формами рационального мышления являются понятия, суж­дения и умозаключения.

4). Кучер тронул вожжами, и тройка унеслась в степь.

5). Сделай паузу, скушай «Твикс»!

6). Миллионы лет на морском дне непрерывно отлагались песча­ные, или глинистые, или известковые породы.

27. Из приведенных сложных высказываний выбрать дизъюнк­тивные:

1). Миллионы лет на морском дне непрерывно отлагались песча­ные, или глинистые, или известковые породы.

2). В дорогу я обязательно возьму или плащ, или зонт, или на­кидку.

3). Неверно, что если погрузить пробку под воду и выпустить ее из рук, то она не всплывет.

4). Наивно полагать, что правящая элита может добровольно по­делиться властью или отказаться от нее.

5). То ли неожиданно изменились обстоятельства, то ли он про­сто забыл о встрече.

28. Высказывание р —> q истинно, при этом q ложно. Верно ли, что значение р истинно!

29. Какое из приведенных высказываний соответствует формуле а Ь ?

1). Любое высказывание может быть либо истинным, либо лож­ным.

2). Не будет снега, - не будет и следа. 3). Сделай паузу, скушай «Твикс»!

29. Нарушено ли требование закона достаточного основания в следующем высказывании:

Все студенты изучают логику. Семенов изучает логику, значит, он студент.

30. Какой формально-логический закон можно записать следую­щим образом: «А не может быть в одно и то же время В и не-В»!

Закон достаточного основания; закон тождества; закон исключенного третьего; закон (не) противоречия.

31. Выбрать правильный вариант логической обверсии высказы­вания «Ни один приговор суда не должен быть необоснованным»:

1). Все приговоры суда должны быть обоснованными.

2). Все приговоры суда должны быть необоснованными.

3). Ни один приговор суда не должен быть обоснованным.

4). Все приговоры суда не должны быть обоснованными.

32. Выбрать правильный вариант конверсии высказывания «Все экономические законы объективны»:

1). Все объективные законы - экономические.

2). Некоторые объективные законы - экономические.

3). Не обращается.

4). Некоторые экономические законы - объективны.

33. Выбрать правильный вариант контрапозщии высказывания «Металлы не растворяются в воде»:

1). Все растворимые в воде вещества - металлы.

2). Некоторые не растворимые в воде вещества - металлы.

3). Ни одно растворимое в воде вещество не является металлом.

4). Не преобразовывается.

34. В приведенном силлогизме проверить правильность заключе­ния; если заключение неверно, определить, какое правило силлогиз­ма нарушено:

1). Все секретари заняты полезным делом.

Некоторые птицы - секретари.

Некоторые птицы заняты полезным делом.

 

2 ). Супруги должны материально поддерживать друг друга.

М. и Н. поддерживают друг друга.

М. и Н. есть супруги. '

3). Все сочинения Чехова нельзя прочитать за один день

«Душечка» - произведение Чехова.

«Душечку» нельзя прочитать за один день.

4). Некоторые религии не допускают многоженства.

Все религии освящают брак.

Некоторые религии освящают многоженство.

5). Все учащиеся, пропускающие занятия, испытывают трудно­сти при сдаче экзаменов.

Некоторые студенты не являются такими учащимися.

Некоторые студенты не испытывают трудностей при сдаче экза­менов.

6). Все кристаллические вещества имеют определенную темпера­туру плавления.

Некоторые кристаллические вещества - металлы.

Все металлы имеют определенную температуру плавления.

7). Ни одна книга этого издательства не свободна от грамматиче­ских ошибок.

Ни один учебник логики не издан этим издательством.

Ни одна не свободная от грамматических ошибок книга не явля­ется учебником логики.

8). Все тела, имеющие меньшую плотность, чем вода, плавают на воде.

Все тела из дерева имеют меньшую плотность, чем вода.

Все тела из дерева плавают на воде.

35. Какие правила силлогизма нарушает модус OAJ:

36. Какие правила силлогизма нарушает модус АОА:

37. Выбрать правильный вариант восстановленного полного силлогизма к следующей энтимеме и обосновать ответ: «Курение заслуживает наказания, потому что оно — порок»:

1). Курение заслуживает наказания.

Курение - порок.

Некоторые пороки заслуживают наказания.

2) Курение - порок.

Некоторые пороки заслуживают наказания.

Курение заслуживает наказания.

3).Все пороки заслуживают наказания.

Курение - порок.

Курение заслуживает наказания.

38. Определить вид следующих силлогизмов, обосновать это:

1). Если студент хорошо занимается в течение семестра, то он

хорошо сдает сессию.

Если студент хорошо сдает сессию, то он получает стипендию.

Если студент хорошо занимается во время сессии, то он получает стипендию.

 

2). Если бухта замерзает, то корабли не могут входить в нее.

Корабли не могут входить в нее.

Бухта замерзла.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ЛОГИКЕ

 

1. Какие формы мышления изучает логика?

2. Является ли язык знаковой системой?

3. Какие законы логики сформулированы Аристотелем?

4. Какой закон логики открыт в XVII в. Лейбницем?

5. Какие немецкие философы способствовали становлению диа­лектической логики?

6. Что такое индукция и дедукция?

7. Чем отличаются конкретные и абстрактные имена?

8. Что такое объем имени?

9. Что такое содержание имени?

10. Чем отличаются пустые и непустые имена?

11. Какие отношения могут быть между именами по содержа­нию?

12. Что такое сравнимые и несравнимые имена?

13. Какие отношения могут быть между сравнимыми именами по объему?

14. Что такое равнозначные имена?

15. Какие имена находятся в отношении подчинения?

16. Являются ли отношения подчинения родовидовыми?

17. Чем отличаются родовидовые отношения от отношений целого и части?

18. В чем заключаются отношения пересечения имен?

19. В какие отношения вступают несовместимые имена?

20. В чем смысл отношений противоречия?

21. Что характеризуют отношения соподчинения?

22. В чем заключается отношение противоположности?

23. Что такое обобщение и ограничение имен?

24. Что такое определение?

25. Какие бывают виды определения?

26. Чем отличается реальное определение от номинального?

27. Что такое деление имени?

28. Какие существуют виды деления?

29. Что такое высказывание?

30. Какова структура атрибутивного высказывания?

31. Какая существует классификация высказываний по количеству и качеству?

32. Что означает распределенность терминов в атрибутивная высказывании?

33. Как образуется сложное высказывание?

34. Какие существуют логические союзы?

35. Что такое дедуктивный вывод?

36. Что такое непосредственный вывод?

37. Что такое простой категорический силлогизм (ПКС)?

38. Как определить меньший термин и меньшую посылку ПКС?

39. Как определить больший термин и большую посылку ПКС?

40. Как найти средний термин ПКС?

41. Что такое фигуры ПКС?

42. Что такое энтимема?

43. Что такое полисиллогизм?

44. Что такое сорит?

45. Что такое эпихейрема?

46. Какой вывод называется индуктивным?

47. Какие есть методы установления причинной связи между предметами?

48. Что такое аналогия?

49. Что такое аргументация? - Аргументация - это речевая процедура, служащая для обоснования некоторого утверждения с использованием других утверждений.

50. Какова структура доказательства?

51. Что такое тезис?

52. Что такое аргументы?

53. Какие бывают доказательства?

54. Что такое прямое доказательство?

55. Что такое косвенное доказательство?

56. Что такое опровержение?

57. Что такое паралогизм?

58. Что такое софизм?

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал