Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Государственное бюджетное образовательное учреждение






Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Кафедра социальной психологии

 

 

Ягупова Анастасия Олеговна

 

Деятельность социального педагога по преодолению подросткового одиночества

 

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

Направление – 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки: Психология и социальная педагогика

(очная форма обучения)

 

 

Научный руководитель:

профессор Иванов

доктор педагогических наук, (подпись) Александр Владимирович

 

Рецензент: Решетина

кандидат психологических наук, (подпись) Светлана Юрьевна

доцент

Зав. кафедрой: Шилова Тамара Алексеевна

доктор психологических наук, (подпись) Евгения Сергеевна

профессор

Москва 2015

Содержание

 

стр.

Введение…………………………………………………………………….......3

Глава I. Теоретические основы определения причин подросткового одиночества

1.1 Изучение феномена одиночества в философских исследованиях……6

1.2 Психолого-педагогические подходы к определению феномена

одиночества…………………………………………………………………..14

1.3 Подростковое одиночество: сущность, причины, формы проявления.23

Глава II. Пути социально-педагогической работы по преодолению подросткового одиночества

2.1 Диагностический срез причин подросткового одиночества………..32

2.2. Методы и формы работы социального педагога по коррекции причин подросткового одиночества………………………………………………….45

Заключение……………………………………………………………………..64

Список литературы…………………………………………………………….68

Приложения

 

Введение

Актуальность проблемы. Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются значительные исследования, изучающие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на развитие личности в те или иные периоды жизни человека.

Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что же представляет собой феномен одиночества: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество или как единственно возможную основу человеческого бытия, или как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности или видят одиночество как социальную проблему, следствие развития современного общества.

Наиболее полно в философской литературе проблема одиночества была рассмотрена в рамках философии экзистенциалистов (Ж. – П.Сартр, А. Камю, О.Ф. Больнов, Д. Юм, С. Кьеркегор и др.). Так, в теории Ж. – П. Сартра и А. Именно философам этой школы принадлежит описание одиночества как, исключительно, индивидуального состояния.

Психологические исследования по проблеме переживания одиночества в зарубежной психологии представлены достаточно широко и получили серьезную научную разработку (Р. Вейс, Э. Пепло, Дж. Рисмен, К. Роджерс, Х.С. Салливан, К. Мустакас, Н.Ф. Фландерс, Дж. Эйсендорф и др.). В зарубежной психологии разработан ряд теоретических моделей одиночества, ставших уже традиционными. В отечественной психологии, в сравнении с западной, проблема одиночества, как самостоятельная, затрагивалась редко. Отдельные публикации появлялись лишь в последние десятилетия (И.С. Кон, Н.А. Николаева, О.Б. Долгинова и др.) В них можно заметить определенную общность с теоретическими моделями к данной проблеме зарубежных психологов. Главное, в них нет интонации тотального трагизма, свойственного психологической литературе по данной теме западных авторов, они имеют общий позитивный настрой, направленный на решение проблемы одиночества или изменение отношения к самому феномену.

В общественном сознании одиночество обычно связывается со зрелостью и пожилым возрастом. И, тем не менее, эта проблема имеет огромное значение для педагогики и социальной педагогики, так как есть исследования, доказывающие, что не менее остро она стоит и в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте (И.М. Слободчиков, Н.А. Николаева, О.Б. Долгинова, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон, И.А. Петрушина и др.).

Таким образом, большинство авторов подчеркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к различным поведенческим отклонениям, депрессии или даже суициду.

Результаты исследований свидетельствуют, что дети, которые имели проблемы в общении со сверстниками, став взрослыми, испытывают значительные трудности в семейной и производственной жизни, они плохо адаптируются в новых трудовых коллективах и различных группах. (И.С. Полонский, Р.С. Вебе, И.С. Кон, Н.А. Рождественская, О.Б. Долгинова, И.М. Слободчиков и др.).

Следовательно, данные свидетельствуют, что существуют серьезные негативные последствия одиночества, изолированности и отверженности детей как для самого человека, так и для общества. В течение долгого времени данные остаются достаточно стабильными, обогащаясь, прежде всего, за счет более глубокого анализа установленных ранее следствий. И, тем не менее, существенных сдвигов в практическом решении этой проблемы, к сожалению, не наблюдается. В течение многих лет она остается острой и актуальной, что и послужило причиной выбора темы исследования «Деятельность социального педагога по преодолению подросткового одиночества».

Объектом исследования является феномен одиночества.

Предметом исследования является социально-педагогическая коррекция подросткового одиночества.

Целью исследования является изучение причин, влияющих на формирование подросткового одиночества и способов коррекции этой проблемы.

Гипотеза исследования: подростковое одиночество может быть успешно преодолено в ходе социально-педагогической деятельности если:

- усилия социального педагога будут направлены на развития навыков общения у подростков;

- подросток будет включен в общественно-значимую совместную деятельность в образовательном учреждении;

- будут использованы предложенные методические рекомендации по преодолению подросткового одиночества.

Задачи исследования:

1. Проанализировать существующие в философской научной литературе подходы к изучению феномена одиночества.

2. Выявить психолого-педагогические причины и предпосылки подросткового одиночества.

3. Выявить формы и методы работы социального педагога, позволяющие корректировать негативные проявления подросткового одиночества.

4. Разработать рекомендации, направленные на преодоление одиночества в подростковом возрасте.

Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования; наблюдение; беседа; опрос; аналитическое сопоставление данных, полученных в ходе исследования.

База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы " Школа № 1454 «Центр образования Тимирязевский" г. Москвы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.