Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность спроса по доходу. Классификация товаров по эластичности спроса по доходу.




Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя. Коэффициентом эластичности спроса по доходу называют отношение относительного изменения объема спроса на i -тый товар к относительному изменению дохода потребителя:

Рис.

 

Если ej < 0, товар является низкокачественным , увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.

Если e I > 0, товар называется нормальным , с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.

Среди нормальных товаров можно выделить три группы. Товары первой необходимости , спрос .на которые растет медленнее роста доходов (0 < e I < 1) и потому имеет предел насыщения.Предметы роскоши , спрос на которые опережает рост доходов ( e I > 1) и потому не имеет предела насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов ( e I = 1), называют товарами ⌠второй необходимости" . Эта классификация не совпадает с часто встречающейся классификацией потребностей по их очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно и никакой очередности не имеют. Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости.

Функциональный и нефункциональный спрос.

Анализ потребительского поведения позволяет выделить две разновидности спроса:

· функциональный — это спрос на товар, обусловленный потребительскими качествами товара;

· нефункциональный — это спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских качеств товара, а под влиянием каких-то других факторов.

Например, эффект присоединения к большинству (или эффект «вагона») (вызывает рост спроса на модный, распространенный товар), эффект сноба (вызывает снижение спроса на популярный у большинства товар), эффект показательного потребления или эффект Веблена (престижное потребление, рост спроса на относительно более дорогие товары). Разновидностью нефункционального спроса является нерациональный спрос потребителя — незапланированные покупки, вызванные сиюминутным желанием.

Третья разновидность нефункционального спроса — спекулятивный спрос, то есть спрос в условиях дефицита товаров.

Результатирующее изменение кривой спроса на реальном рынке будет определяться совокупным воздействием ценовых и неценовых факторов.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.007 сек.)