Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап интерпретации смысла произведения




Это этап соединения предпонимания детей с результатами анализа. Это творческое, сознательное стремление читателей обнаружить, истолковать смысл произведения в каждой его части.

Интерпретация приобщает участников диалога к кругозору автора, но никогда не исчерпывает смыслового потенциала прочитанного. Каждый читатель, учась понимать авторскую позицию, имеет полное право на собственную точку зрения: что ему удалось «увидеть», понять в словах автора. Интерпретация даёт возможность на собственное, индивидуальное толкование смысла произведения. В этом её уникальная роль.

Интерпретируя произведение, каждый читатель также имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли: освоении позиции автора. В такой позиции читатель становится первооткрывателем, который старается донести до других свою собственную идею, новую мысль, рождённую в диалоге с автором только что прочитанного произведения.

Формы работы с текстом, которые могут быть названы интерпретацией читателя — его творческим «выходом» из пространства прочитанного текста:

-интонирование произведения (отрывка) вслух, т.е. выразительное чтение, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя;

-устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, сообщение, доклад, изложение точки зрения своей и групповой);

-создание нового текста (сочинения): 1) «по следам» прочитанного; 2) на свободную тему, сопряжённую с уже знакомой идеей поэта или писателя;

-«раскадровка» текста с целью создания виртуального диафильма (мультфильма) на сюжет прочитанного художественного произведения;

-чтение произведения по ролям с целью показать особенности личного восприятия роли каждого персонажа в произведении;

-драматизация произведения (подготовка и постановка спектакля по заранее продуманному сценарию);

-перевод произведения с языка одного литературного рода на язык другого рода;

-иллюстрирование произведений, прочитанных на уроке и самостоятельно. Создание индивидуального образа героя, события.

Главная задача современного учителя на уроках литературного чтения состоит в том, чтобы помочь каждому ученику научиться самостоятельно вступать в диалог с различными «голосами» произведений, фиксируя в сознании многообразие художественных принципов и форм изображения мира и человека. Важны читательские, педагогические, методические умения и навыки учителя, которые разбудят желание учеников познавать и дадут возможность самостоятельно открывать смыслы читаемых произведений.

Важно учить детей видеть «сквозь строчки» авторских мыслей, слышать голос автора, чувствовать его неповторимый язык, улавливать особенности стиля.[26]

В результате сравнительного анализа мы выяснили, что при работе над сказками о животных и баснями есть возможность развивать учебные действия по анализу и интерпретации художественных произведений.

В соответствии с выделенными этапами учителю необходимо осуществлять выбор методических приёмов, направленных на осознание детьми формы и содержания произведения. В результате анализа методической литературы [20; 26] можно обобщённо представить методические приёмы формирования учебных действий анализа и интерпретации при работе с произведениями интересующих нас жанров в таблице 3.

Таблица 3.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.004 сек.)Пожаловаться на материал