Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления развития библиотечной инноватики






 

На наш взгляд, библиотечная инноватика как новое направление библиотековедения является комплексным и междисциплинарным, так как интегрирует в себе достижения различных наук (общей теории инноваций и науковедения, педагогики и психологии, менеджмента и маркетинга, библиотековедения и информатики) в целях повышения практической эффективности инновационный деятельности библиотек в новых условиях общественного развития.

Библиотечная инноватика должна изучать процесс эффективного изменения библиотечной деятельности, начиная от разработки идей, способствующих продуктивному развитию библиотечного дела в новых условиях общественного развития, их адаптации к конкретным условиям функционирования библиотек, до реализации идей в реальный объект изменений и широкого распространения инновационных разработок в библиотечной отрасли и смежных сферах.

Объектом библиотечной инноватики являются результаты научных исследований, направленные на совершенствование деятельности библиотек как социального института, позволяющие библиотекам эффективно решать возложенные на них социальные задачи, а предметом специфика и пути продвижения научных достижений до их реализации в библиотечной практике, образовании и постобразовании.

Как новое научное направление библиотечная инноватика должна сформировать свою терминологическую систему. Представляется, что при определении ее основных понятий должен использоваться терминологический аппарат общей теории инноваций, так как это является обязательным условием взаимопонимания библиотечных специалистов с исследователями и разработчиками других отраслей. Кроме того, только общий язык позволит использовать в библиотечной сфере достижения инноватики. [25, с. 19]

Терминологическую основу инноватики составляют понятия: «инновация», «новшество», «нововведение».

Под «инновациями» в библиотечном деле, как в других сферах общественной деятельности, следует понимать результат изменений. Для библиотек это реализованные в библиотечной практике результаты библиотековедческих и смежных исследований, передовой практики, связанные с разработкой новых объектов (продуктов, услуг, технологических процессов), качественно совершенствующих библиотечную деятельность и отличающихся от предыдущих аналогов новыми свойствами. Под «новшеством» в библиотечном деле следует понимать результат освоения новой идеи, закрепленный в документе и воплощенный в материальном объекте, описании технологии или услуги. «Нововведение» промежуточный результат инновационной деятельности, когда «новшество» внедрено, но не ясен окончательный результат изменений, не произошла оценка эффективности и возможностей распространения диффузии инновации, целесообразности ее дальнейшего использования (трансферта инновации).

Главным в инновационной деятельности различных отраслей общественной деятельности считается не столько процесс внедрения новшества, сколько воплощение нововведения в форму инновации.

Для библиотечного дела, как и для любой сферы общественной деятельности, весь цикл воплощения идеи в реальный объект изменений является инновационным процессом. Это сложный комплекс взаимосвязанных работ, включающий различные этапы и позволяющий инновационную идею трансформировать в новшество, затем в нововведение и, наконец, в инновацию.

Сопоставление взглядов специалистов различных отраслей общественной деятельности на последовательность осуществления инновационных процессов, их изучение с учетом специфики библиотечной отрасли позволяет признать наиболее целесообразной следующую технологию:

- осознание необходимости изменений и формирование образа (идеи) желаемого новшества, целей и задач необходимых изменений;

- анализ рынка новшеств, поиск и отбор готовых инновационных решений, пригодных для использования, их оценка и экспертиза возможного заимствования, определение процедуры адаптации к конкретным условиям, разработка проекта внедрения;

- самостоятельная разработка собственной инновационной идеи на основе методов инновационного проектирования;

- апробирование новшества и его экспериментальное внедрение (создание опытного образца);

- оценка возможностей трансляции (распространения) и коммерциализации (продажи) в социальной среде (профессиональном сообществе);

- разработка программы методического и проектного обеспечения внедрения в производство;

- освоение инновации, ее продвижение в профессиональном сообществе, слияние с существующим производством;

- осознание новых инновационных потребностей, необходимости модернизации или полной замены объекта, прекращение использования инновации.

Беспрепятственная реализация новшества в инновацию, его воплощение в реальный объект изменений на практике возможны только при определенных условиях: [35, с. 35]

- при наличии рыночной среды и инфраструктуры инноваций;

- при соответствии выбранного для внедрения новшества инновационной потребности библиотеки;

- при преимуществе новшества перед ранее освоенной продукцией/ услугами, приемами, технологией;

- готовности персонала к осуществлению инновационного процесса (мотивация, необходимые знания);

- готовности руководителей различных уровней к управлению изменениями.

Несоблюдение хотя бы одного из названных условий ведет к нарушению последовательности инновационного процесса (разработка/ поиск новшества нововведение инновация) и, значит, снижает его эффективность, ограничивая его лишь нововведениями.

В библиотечном деле накоплен определенный опыт управления изменениями, однако нет четких методик управления инновационной деятельностью библиотек в новых условиях.

Как и в других сферах общественной деятельности, основой инновационной деятельности библиотеки должна являться инновационная политика, определяющая цели, масштабы и способы обновления библиотеки.

Представляется, что управление изменениями в библиотеках должно строиться на понимании взаимосвязи инновационной деятельности, маркетинга, стратегического планирования и проектной работы как элементов единого стратегического управления библиотечной деятельностью. Сегодня эти вопросы в библиотековедении рассматриваются изолировано.

Для управления инновационной деятельностью важно определить способы диагностирования инновационных ситуаций в библиотеках (методику изучения), разработать механизм и выявить специфику осуществления различных видов инноваций, особенности организационно-методической поддержки инновационного процесса и продвижения результатов инновационной деятельности в социальной среде.

Важнейшей проблемой теории изменений является социально-психологические вопросы управления инновационными процессами. Представляется, что для управления персоналом в условиях нововведений характерны общие для всех отраслей приемы. Важно оценить возможности их использования в библиотечной сфере, установить специфические нюансы их практического применения. Для этого необходимо изучать механизм формирования инновационного климата в библиотеках, роль руководителя как лидера изменений, особенности и содержание обучения, переобучения и повышения квалификации библиотечных сотрудников.

Рассматривая инновации как средство стратегического развития библиотеки, выбирают те из них, которые позволят ей конкурировать с другими организациями на рынке информации, а затем определяют план их практической реализации, начиная от планирования до продвижения. Таким видом библиотечных инноваций, по нашему мнению, являются продуктные изменения. Особенностям планирования и реализации данного вида библиотечных инноваций уделено в данном пособии особое внимание.

Во всех сферах общественной практики эффективность инноваций зависит от развитости инновационной инфраструктуры. В библиотечном деле слабо развит рынок инноваций, его участниками является небольшое количество научных и проектных структур, занимающихся разработкой программных продуктов и автоматизированных систем для осуществления автоматизации библиотечно-библиографических процессов. Представляется важным установить факторы, способствующие формированию рынка новых разработок в библиотечном деле, элементы инфраструктуры инновационной деятельности библиотек. Особую роль в этом отношении могут сыграть библиотечные консорциумы, позволяющие осуществить поддержку библиотек при реализации инноваций. Учитывая специфику библиотечной отрасли, основной структурой, способной взять на себя функции научного и организационно-методического обеспечения инновационной деятельности библиотек в регионах России, по нашему мнению, может явиться инновационно-методическая служба библиотек.

 

Выводы по 1-й главе:

С точки зрения управления библиотечным делом, инновация – это целенаправленно проводимые изменения во всех сферах деятельности библиотеки для адаптации к требованиям внешней среды с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования. Поэтому инновации никогда не бывают дискретными, единичными и конечными. Это непрерывный процесс, имеющий кластерную, комплексную форму. И для лучшего управления инновациями необходимо различать их, т.к. реализовывать их и руководить ими необходимо по-разному.

К тому же, необходимо учитывать, что инновации в библиотеке с течением времени может стать библиотечной инновацией, и вообще перестать считаться инновацией. Целью же всех инновационных преобразований в библиотеке должно стать внедрение продуктов, услуг, имеющих качественной характеристикой абсолютную или относительную новизну, выходящих за пределы усвоенных традиций, выводящих профессиональную деятельность на принципиально улучшенный или качественно новый уровень, что и позволит библиотеке не только выжить и сохранится, но и развиваться сообразно требованиям общества.

С точки зрения объекта изменений, библиотечные инновации подразделяются на продуктивные, технологические и управленческие.

Продуктивные нововведения - создание новых услуг, библиотечно-библиографической продукции или совершенствование существующих. Ориентированы на пользователей, общество и сотрудников, внедряющих новшество.

Технологические нововведения - создание новых технологий, совершенствование технологических процессов, использование новых технических средств. Ориентированы на сотрудников библиотек, внедряющих новшество.

Управленческие нововведения - направлены на реорганизацию структуры библиотеки, изменение методов руководства. Ориентированы на сотрудников библиотеки, профессиональное сообщество.

Для управления инновационной деятельностью важно определить способы диагностирования инновационных ситуаций в библиотеках (методику изучения), разработать механизм и выявить специфику осуществления различных видов инноваций, особенности организационно-методической поддержки инновационного процесса и продвижения результатов инновационной деятельности в социальной среде.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.