Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие библиотечных инноваций и инновационной деятельности библиотек






Библиотека как социальный институт, возникший в глубокой древности, менялась в ходе своего развития. В ее деятельности, взаимоотношениях с обществом появлялись новшества, которые затем широко распространялись, становясь инновациями, которые со временем превращались в традиции. Например, замечательными инновациями были изобретение карточного каталога, передача книг одной библиотеки другой во временное пользование. Назовем также такую базисную инновацию, как переход от так называемого книгохранилищного уклона к публичности.

Однако характер развития инноваций в прошлом, к которому можно отнести всю библиотечную историю до середины XX в., отличался от современного периода. Для истории библиотек были характерны длительные периоды традиционного пути с единичными и, главным образом, модифицирующими (а не базисными) инновациями. Это обусловлено развитием общества, культуры, науки и техники того времени, поскольку изменения в библиотековедении и библиографоведении успевают появиться только к концу всплесков научной активности.

Развитие любого нового научного направления предполагает разработку его терминологической системы, позволяющей уточнить значение основных понятий. «Ядро» терминологической системы инноватики составляют понятия: «инновация», «нововведение», «новшество», «инновационная деятельность», «рынок новшеств» и некоторые другие. На сегодняшний день практически все эти понятия трактуются неоднозначно. Центральным из них является «инновация». В философских исследованиях XIX в. понятие «инновация» использовалось для характеристики процесса введения некоторых элементов одной культуры в другую (чаще, для характеристики процессов инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества).

Сегодня «инновация» имеет иное значение, ее сущность понимается по-разному и остается спорной. Современные ученые характеризуют «инновацию» либо как процесс, либо как результат изменений, слишком широко, как любые изменения, или слишком узко, как технические изменения объектов. Считается, что в изучении вопроса наметились два магистральных подхода: «объектный» и «процессный», однако, учитывая все существующие определения, рассматривают наличие пяти основных подходов: [9, с. 35]

- объектный (инновация – это результат творческой деятельности, объект изменений);

- объектно-утилитарный (инновация – это результат творческой деятельности, объект, способный удовлетворить новые общественные потребности);

- процессный (инновация – это процесс творческой деятельности);

- процессно-утилитарный (инновация – это процесс создания новой потребительской стоимости для продажи на рынке);

- процессно-финансовый (инновация – это процесс инвестиций в инновационное развитие предприятий и организаций).

Сущность объектного подхода заключается в том, что инновации рассматриваются как результат творческой деятельности. В результате ее создается новый объект. Это связано с разработкой, производством и распространением новых видов конкурентоспособной на мировом рынке продукции, современных технологий, внедрением новых, адекватных рыночным условиям хозяйствования организационных форм и методов управления, новых экономических структур и т. д. Сторонники данного подхода понимают под инновацией готовый «продукт, воспринимаемый индивидом как новый», «любой результат усовершенствования, обеспечивающий экономию затрат или создающий условия для такой экономии». В целом отмечается, что инновация это «конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов в виде некоторого нового объекта (системы, технологий, оборудования, товаров и услуг и пр.) или в виде некоторого объекта, качественно отличающегося от предыдущего аналога».

Сторонники объектно-утилитарного подхода подчеркивают потребительскую полезность инноваций, их утилитарность, имея в виду два основания:

- инновация понимается как объект и новая потребительская стоимость, основанная на достижениях науки и техники;

- инновация способна удовлетворять общественные потребности с большим полезным эффектом, чем аналоги.

В целом, объектный подход к рассмотрению сущности инноваций считается основным в современной инноватике. На его основе составлены правовые документы инновационной деятельности: Международный стандарт инновационной деятельности - Руководство Фраскати 1993 г., разработанный Группой национальных экспертов по показателям науки и техники при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Концепция инновационной политики Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832.

В данных документах отмечается, что «инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к услугам». Таким образом, подчеркивается, что следует тогда говорить об инновациях, когда получен положительный результат инновационной деятельности.

Положительный эффект – это обязательное условие для отнесения изменения к инновации. Ф.Ф. Бездудным, Г.А. Смирновой и О.Д. Нечаевой предложено исключить из определения «инновации» вероятность отрицательных последствий, иначе инновация не будет иметь смысла.

Сторонники процессной природы инноваций рассматривают инновацию как процесс получения результатов, как общественные (субъектно-объектные) отношения, создающие условия и возможности для реализации инновационного процесса. Под «инновацией» понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей товаров, техники, технологии; новые организационные формы их распространения и использования, приводящие к повышению эффективности функционирования объектов инновационной деятельности. [9, с. 36]

Сущность процессно-утилитарного подхода заключается в том, что его сторонниками подчеркивается направленность процесса создания, распространения и использования нового практического средства на лучшее удовлетворение известной потребности людей и достижение позитивного социально-экономического эффекта. Утверждается экономическая необходимость инновации, осознанная через потребности рынка. Подчеркивается, что именно рынок, а не нужды отдельного предприятия лежат в основе инноваций. Указывается на значимость как потребительской, так и экономической (рыночной) эффективности инноваций. Считается, что инновация – это «процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности Человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект» (процессно-утилитарный подход).

В последние годы появляются работы, авторы которых придерживаются процессно-финансового подхода. Здесь под «инновацией» понимается процесс инвестиций в новации. Инновация рассматривается как вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. При таком подходе к инновациям относят: [10, с.68]

• инвестиции в новации, денежные вложения в разработку новой техники, технологии, организацию труда, научные исследования;

• внедрение научных и технических разработок в производство, стимулируемое, как правило, налоговыми льготами;

• процесс вложения средств в экономику, обеспечивающий смену поколений техники и технологии.

В работах сторонников «процессного» подхода Л.А. Баева, Ф.Ф. Бездудного, Л.В. Шаборкиной и других исследователей понятия «инновация», «инновационная деятельность», «нововведение» рассматриваются как синонимичные. [9, 11]

Процессную природу инноваций отстаивают и многие зарубежные ученые, понимая под инновациями:

- совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования;

- такой общественный, технический и экономический процесс, который через практическое использование новых идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий и технологий;

- внедрение и массовое потребление новых продуктов, процессов или способов поведения.

Подчеркивается, что, как процесс создания нового, инновация изначально ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, позволяет обеспечивать фирме добавочный доход. Здесь понятие «инновация» синонимично «нововведению» – новому или модифицированному (экономически обусловленному) комплексному процессу изготовления продукта. Синонимичными понятия «инновация», «новшество», «нововведение» считают многие зарубежные авторы: Й. Ален, Р. Джонсон, Б. Санто, А. Харман, которые под «инновацией» понимают все, что характеризует осуществление различного рода изменений – это широкая трактовка понятия «инновация». Ее сторонники рассматривают инновацию как любое изменение во внутренней структуре хозяйственного организма путем перехода от первоначального в новое состояние. Считается, что такой подход основан на буквальном переводе с английского слова «innovation», что означает «внедрение новаций» (in – внедрение, novation – новация). Таким образом, инновация – это внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, проведение реформы, экономическое применение новой идеи.

Сторонники широкой трактовки термина предлагают характеризовать его с трех позиций: как стратегию, как процесс распространения новой продукции, часть концепции эффективности маркетинга. Таким образом, предложено три определения: [36, с. 14-15]

- innovation dominated strategy: стратегия с доминирующим инновационным подходом, концентрирующая внимание менеджеров на создании и/или применении на практике новых технологий, продуктов или услуг;

- innovative diffusion: распространение инноваций - выпуск новой продукции, ориентированной на сформировавшийся спрос некоторой группы потребителей нового товара;

- innovative efficiency: часть концепции эффективности маркетинга, позволяющая обосновать предложение изделий и услуг, требующихся на рынке и поставляемых на рынок с помощью деятельности, наиболее приемлемой из тех, что могут быть воплощены при современном уровне знания рынка и технологий.

И, наконец, существует узкий подход, сторонники которого трактуют понятие «инновация» как конкретные шаги предприятия по внедрению конкретных изобретений, новых видов техники, технологии, новых продуктов. Е.В. Пушняк, Л.В. Пархоменко, В.В. Быковский, Б.И. Герасимов и ряд других исследователей, говоря о сущности понятия «инновация», ограничиваются «новой техникой, технологиями, являющимися результатом достижений научно-технического прогресса», учитывают только научно-технический аспект, который отождествляется с инновационным. Ограничение предметной области инноваций научно-техническими проблемами технических изменений обусловлено, как считается, прежде всего, той ролью, которую данные изменения играют в хозяйственных процессах и социально-экономическом развитии как общества в целом, так и отдельно взятого предприятия. Считается, что в рамках узкого понимания сущности инноваций значительно проще и нагляднее исследовать их количественные и качественные характеристики различного свойства, определить экономические и другие виды эффекта от их практического использования.

Многие авторы с понятием «инновация» тесно связывают термины «изобретение» и «открытие», однако инновация, в отличие от открытия, всегда нацелена на коммерческий результат. Открытие или изобретение может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска, задуманного намерения, запланированного действия. Она – результат планирования и технико-экономического обоснования.

Таким образом, анализ различных подходов к пониманию сущности термина «инновация» в общей теории изменений позволяет заключить, что все авторы подчеркивают значимость достижения конечного результата изменений.

Инновация в современном понимании – это результат изменений, проявляющийся в том, что научная идея или техническое изобретение доводится до стадии практического использования, начинает давать экономический (социальный) эффект, влияющий и обуславливающий развитие организации. Видимо поэтому, все чаще, авторы научных публикаций, учебников по инновационному менеджменту и составители официальных документов, определяя понятие «инновация», придерживаются «объектного» подхода, характеризующего ее как результат изменений.

В терминологической системе инноватики особое место занимает понятие «новшество». Считается, что анализ природы новшества позволяет осмыслить последовательность и особенности осуществления инновационных процессов. Под «новшеством», как правило, понимают результат разработки оригинальной идеи, пригодной для производственного освоения, а под «нововведением» – промежуточный результат внедрения новшества, когда оно еще не стало инновацией и находится на стадии производственного освоения.

Разработка новшества предшествует нововведению и инновации. Соотношение данных понятий рассмотрено в теории нововведений А.И. Пригожина. Подчеркивается, что «оба термина тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого». В одном случае происходит процесс формирования новой идеи, в другом – процесс ее применения. В то время как новшество спроектировано, изготовлено и даже устарело, нововведение может так и не начаться, и не воплотиться в инновацию. Новшества закрепляются в виде какого-либо первичного документа на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, ноу-хау. Чтобы воплотиться в инновацию, идея должна пройти все три стадии реализации: новшество – нововведение – инновация. Пройдя стадию внедрения в производство, новшество становится нововведением. Это означает что «новшество» готово к практическому использованию. Оно будет инновацией, когда станет возможным получение эффекта от внедрения, а «нововведение» приобретет социальное качество. Главное в инновационной деятельности – не только внедрить новшество, но превратить нововведение в форму инновации, получить положительный результат, обеспечить возможность для диффузии и трансферта инновации.

Под «новшеством» понимается результат освоения новой идеи, закрепленный в документе и воплощенный в опытном образце техники, продукции или материала, описании технологии или услуги. Новшество – это возможность опредмечивания нового знания, а инновация – конечный результат осуществления инновационного процесса.

Воплощение инновационной идеи в результат изменений рассматривается в контексте «жизненного цикла инновации» – этапов реализации идеи изменений от ее инициации до слияния инновации с существующим производством и возникновения новых инновационных потребностей. «Жизненный цикл инновации» в совокупности представляет слияние, «перерастание» новшества в нововведение и в инновацию, т. е. состоит из «жизненного цикла новшества» и «жизненного цикла нововведения». Учитывая, что инновация – это реализованная идея, весь цикл ее «превращения» в реальный объект изменений представляет собой сложный, многоэтапный и последовательно осуществляемый процесс.

Новшество как «сердцевина» инновационного процесса может быть заимствовано или разработано по заказу в инновационной организации (научно-практический или внедренческий центр) или разработано организацией самостоятельно. В любом случае реализация новшества в инновацию возможна только тогда, когда созданы определенные условия, новшество соответствует инновационной потребности, имеет определенные преимущества перед ранее освоенной продукцией/услугами, приемами, технологией, обладает новизной. При этом его свойства, особенности применения и внедрения должны быть зафиксированы документально (в инновационном предложении), а информация доступна сообществу.

Считается, что инновации бывают по-настоящему востребованными только в рыночной среде, в условиях конкуренции, существования спроса и предложения. В этом случае в теории инноваций говорят о рынке новшеств.

«Рынок новшеств» определяется как система экономических отношений между различными государственными, общественными и коммерческими организациями, частными лицами, взаимодействие которых открывает новые возможности развития и создает условия для осуществления позитивных изменений. Рынок в любой сфере – это среда взаимодействия участников рыночных отношений, субъектов, существующая благодаря действию определенных механизмов, в данном случае, таких как «спрос на новшества», «предложение готовой интеллектуальной продукции», «инновационные отношения и коммуникации между субъектами инновационной деятельности – участниками рынка новшеств».

«Спрос на новшества» в теории инноваций рассматривается как платежеспособная потребность организации во внедрении новшеств, подкрепленная инвестициями (платежеспособными ресурсами) в инновационный процесс в каждый конкретный момент времени. Спрос обеспечивается готовой интеллектуальной продукцией – «инновационным предложением», содержащим научную и техническую информацию, обращающуюся по правилам объектов авторского права. Инновационное предложение – это документ, интеллектуальный продукт, позволяющий определить не только все особенности применения новой оригинальной идеи по созданию нового объекта, но и способы ее воплощения в нововведение, т. е. применения на практике. Считается, что заказ на разработку нового объекта (продукта/ технологического решения и пр.) или самостоятельное выполнение разработки и создания новшества, а затем его внедрение требуют определенных организационно-экономических усилий, затрат и ресурсов. Поэтому их расчет, обоснование и изыскание представляют собой комплекс определенных мероприятий, входящих в понятия «инновационный проект» и «проект (программа) поддержки инновационной деятельности». Цель первого – рассчитать и обосновать изменения, второго – изыскать необходимые средства для разработки и/или внедрения новшества.

Если потребность в разработке, внедрении, освоении (заказе) новшеств не подкреплена инвестициями, т. е. заказчик инноваций не имеет в определенный момент финансовых средств для разработки и движения новшества в производство, говорят о «потенциальном (отложенном) спросе на инновации». Таким образом, для того, чтобы возникло новшество, а затем и трансформировалось в инновацию, должны быть созданы соответствующие условия, позволяющие обеспечить ход инновационного процесса и добиться определенного результата. Создание соответствующих условий предполагает, прежде всего, оценку инновационного потенциала и рациональности инновационных изменений.

В теории инноваций «инновационный потенциал» определяется как способность и готовность организации к осуществлению инновационной деятельности. «Способность» выражается в наличии и сбалансированности структуры потенциала (ресурсов, необходимых для инновационной деятельности), а «готовность» определяется как достаточность уровня развития потенциала для ее осуществления.

В состав «инновационного потенциала» как основного ресурса инновационной деятельности включают:

- кадры организаторов и исполнителей инновационной деятельности, ученых и специалистов, научные школы;

- материально-техническую базу и финансирование: государственное, местное, муниципальное и пр.;

- интеллектуальную собственность отрасли: готовые разработки новшеств (патенты, зафиксированные в документальных источниках; формы организации и управления инновационной деятельностью; идеи по созданию новых продуктов и услуг и пр.).

Формированию инновационного потенциала способствуют определенные инновационные отношения и коммуникации между участниками инновационной деятельности. На их основе инновационный процесс насыщается материальными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, обеспечивается продвижение новшеств в профессиональном сообществе.

Субъектами инновационной деятельности являются юридические и физические лица, которые осуществляют и развивают (т.е. ведут, организовывают, регулируют, поддерживают, стимулируют) инновационную деятельность. Считается, что между субъектами инноваций существует сложная система взаимоотношений, осуществляемая посредством договоров, соглашений, совместной разработки и реализации инновационных проектов, целевых программ и проектов их поддержки. Эффективность отношений обеспечивается наличием определенной инфраструктуры информационного обеспечения субъектов инновационной деятельности (организаций, коллективов, ученых); подготовки и переподготовки научных кадров и менеджеров для сферы науки и инновационной деятельности, их сертификации.

Конечная цель формирования инновационной инфраструктуры – создание конкретных хозяйствующих субъектов для более эффективного ведения ими совокупной инновационной деятельности.

Под «инновационной инфраструктурой» в инноватике понимается сложная организационная система, в состав которой входит ряд взаимосвязанных систем:

- информационного обеспечения инновационной деятельности достоверными данными и знаниями, необходимыми для качественной реализации инновационного проекта – заказа «под ключ» и дающими возможность доступа к этим инновационным базам данных и знаний на различных условиях для всех заинтересованных юридических и физических лиц;

- проектно-технологической и производственной поддержки создания новой конкурентоспособной наукоемкой продукции, высоких технологий и нововведений и их практического освоения на предприятиях;

- экспертизы и сертификации научно-технических и инновационных программ, проектов, предложений и заявок;

- мониторинга территорий, отраслей, предприятий и продвижения инноваций на региональный, межрегиональный, федеральный и зарубежные рынки;

- координации и регулирования инновационной деятельности и ее финансово-экономического обеспечения, активно использующих прямую и косвенную государственную поддержку и различные внебюджетные источники;

- подготовки кадрового обеспечения, представленного профессионально подготовленными и имеющими опыт практической инновационной деятельности руководителями проектов (учеными-организаторами), обеспечивающими организацию и реализацию инновационных проектов «под ключ».

Каждая из перечисленных систем инновационной инфраструктуры имеет собственные механизмы реализации своих функций и соответствующие организационные структуры в виде специализированных инновационных предприятий, учреждений или организаций, которые обеспечивают функционирование этих механизмов. В любом случае масштабы и результаты изменений будут зависеть не только от инновационного потенциала организации и инновационной инфраструктуры, но и от успешности управления инновационной деятельностью, от того, как организован инновационный процесс.

Одним из главных понятий терминологической системы современной инноватики является «инновационный менеджмент». Для организации любой сферы общественной деятельности он представляет собой органичную часть общей системы управления и рассматривается как особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение результатов стратегического развития путем использования инноваций. Инновационный менеджмент определяет механизм управления изменениями на основе инноваций, цели, масштабы и объекты изменений, возможности разработки новшеств, процедуру осуществления нововведений и использования инноваций.

Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке инновационной политики, стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Считается, что управление и регулирование инновационной деятельности происходит на базе разработки инновационных прогнозов, стратегий, программ, проектов, а также программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

Таким образом, в терминологическую систему инновационной деятельности входит широкий диапазон понятий, объясняющих сущность, природу и последовательность ее осуществления. Разработка терминологической системы инноватики позволяет реализовать возможности использования общих механизмов осуществления инновационных преобразований в различных сферах общественной практики, а также обозначить особенности использования тех ее инструментов, которые подчеркивают отраслевую специфику.

Мировой опыт показывает, что проблемы нововведений в библиотеках всегда были актуальными. Ныне они стоят особенно остро, поскольку российские библиотеки, с одной стороны, как никогда прежде ощущают ограниченность финансового обеспечения и поэтому изыскивают пути рационального использования ресурсов: кадров, фондов, СБА, технологического оснащения. С другой стороны, библиотеки стремятся интегрироваться в мировое информационное пространство, осваивая профессиональные международные стандарты. Как следствие воздействия этих факторов, в последние годы заметен интерес библиотечных специалистов к вопросам инновационной деятельности.

Зарубежные публикации, посвященные собственно инновационным процессам в библиотечной деятельности, появились в 1970-х гг. Зарубежные коллеги, как правило, анализируют проблемы нововведений, обусловленные использованием электронных информационных ресурсов и средств доступа к ним. [39, с. 24]

Интерес отечественных специалистов к вопросам библиотечных инноваций активизировался к концу 1980-х гг. и связывался с развитием методической работы библиотек. Преобладали работы, характеризующие опыт инновационной деятельности библиотек России, ситуацию обновления, проблемы и перспективы их развития. Теоретических работ по вопросам библиотечных инноваций немного. Специальные исследования проведены Е.С. Мартиным, Н.А. Толканюк и Н.Т. Чуприной. В разные годы к этой проблеме обращались С.А. Басов, А.Н. Ванеев, Н.С. Карташов, С.Г. Матлина и С.С. Серейчик.

Общность взглядов заключается в признании преобразующей роли «нововведений» для совершенствования библиотечной работы. Понятия «нововведение» и «инновация» часто приравниваются по смыслу и характеризуются как «процесс» внедрения в деятельность библиотек достижений науки и передовой практики. Вскрыты и различия в представлениях. Природа библиотечных нововведений оценивается с трех позиций, а именно, как процесс: [5, с. 36]

- распространения и адаптации «передового библиотечного опыта», «ядро» методического руководства библиотек;

- развития и совершенствования деятельности библиотек, поиска новых путей функционирования, качественно превосходящих предыдущие;

- творческого роста сотрудников библиотек.

Остановимся на каждой из обозначенных позиций. Характеристика инновации как процесса распространения и адаптации «передового опыта» дается в аспекте методической работы библиотек. Этот вопрос исследован в работах Ю.Б. Авраевой, С.А. Басова, А.Н. Ванеева, Е.С. Мартина, Е.А. Фенелонова, обозначен в последней редакции издания «Справочника библиотекаря». В большинстве работ понятие «инновация» не применяется, а замещается другими терминами: «новшество», «нововведение», «инновационная деятельность». В качестве цели инновационной деятельности указывается поиск, оценка и применение библиотечных новшеств. Под «новшеством» понимаются новые (неизвестные) или известные, но измененные формы и методы библиотечной работы, способствующие ее совершенствованию. «Источником» новшеств рассматриваются: «передовая библиотечная практика, рационализаторские предложения библиотекарей, рекомендации научных исследований». Термином «нововведение» характеризуется процесс ввода новшества в библиотечную практику.

А.Н. Ванеевым [10, 11] дается характеристика особенностей инновационной деятельности библиотек, подчеркивается, что ее сущность заключается в осуществлении процессов создания новшеств и их применения в библиотечной практике. При этом ее конечной целью считается освоение новшества в конкретной библиотеке и в сети библиотек, его превращение в форму нововведения, что позволяет устранить недостатки и противоречия библиотечной деятельности.

Определяющая роль в этом процессе отводится специалистам методических отделов библиотек, которые должны фиксировать и анализировать передовой опыт (достижения библиотечной практики), способствовать его распространению, а также создавать новый опыт, разрабатывать методические рекомендации для его продвижения в практику

С.А. Басов рассматривал нововведения «ядром» методической работы. Однако, в отличие от других исследователей, он не оценивал нововведения с позиций распространения «нового опыта».

Е.С. Мартина нововведения рассматривает как интегрированный процесс распространения, адаптации, внедрения и освоения новшеств в библиотечной работе. Под новшеством понималось новое практическое средство, предназначенное для удовлетворения общественных потребностей, а под нововведением составная часть инновационного процесса, включающая распространение, внедрение и освоение новшеств. Инновационная деятельность характеризовалась как комплексный процесс создания, распространения, внедрения и освоения новшества для новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей.

Особенностью этих публикаций является то, что в них заостряется внимание не на взаимосвязи методической работы библиотек и нововведений, а на понимании роли инноваций в развитии библиотечной деятельности.

Так Н.А. Толканюк исследует инновацию как особый «вид» библиотечной деятельности, дает ее характеристику, определяет роль и место инновационных процессов в структуре библиотечной деятельности, указывает факторы, влияющие на их реализацию.

Н.А. Толканюк установила, что инновации - это изменения, их главное назначение - совершенствование библиотечной деятельности, обеспечение ее соответствия запросам и потребностям читателей. Достоинством работы Н.А. Толканюк является то, что она впервые в библиотековедении подчеркнула роль инноваций как средства развития всех сфер библиотечной деятельности.

В 1990-е гг. авторами ряда библиотековедческих работ подчеркивается необходимость изучения библиотечных нововведений.

И, наконец, третья позиция представлений о сущности библиотечных инноваций заключается в рассмотрении инноваций в качестве средства творческого роста сотрудников библиотек. Она основана на признании творческого начала инновационной деятельности.

Наиболее ярко творческий компонент библиотечных инноваций рассмотрен в работах С.Г. Матлиной [29, 30]. По ее мнению, внедрение нового зависит от степени осознания сотрудниками библиотек необходимости грядущих перемен, их активности и творческой фантазии. Инновация характеризуется ею как средство творческого роста сотрудников, основанное на фундаменте библиотечных традиций и учете факторов внешнего и внутреннего порядка.

С.Г. Матлиной подчеркивается значение учета инициативы рядовых сотрудников в инновационной деятельности. Отсутствие новых идей показатель неблагополучия коллектива, и чем скорее библиотекари осознают эту истину, тем быстрее возникнут непохожие друг на друга библиотеки, способные работать по своим собственным программам, а не копировать чужой опыт.

Под библиотечной инновацией в самом общем виде Матлина понимает оригинальную, нестандартную мысль сотрудника или посетителя, реализация которой, в совокупности с другими факторами, обеспечивает эволюционное развитие культуры библиотеки на микросоциальном уровне и в конечном итоге в макромасштабе. Специфика библиотечных инноваций, по ее мнению, заключается в том, что необходимые для ее реализации знания передаются только «из рук в руки», так как инновации не всегда можно регламентировать и предсказать, особенно если они касаются межличностной коммуникации.

Сущность библиотечной инноватики определяется Матлиной как система новых идей, выдвинутых творчески мыслящим профессионалом (или коллективом). По ее мнению, библиотечная инноватика должна быть направлена на решение многовариантных проблем, позволяющих библиотечному специалисту сделать самостоятельный выбор оптимального варианта решения при наличии множества альтернативных.

Рассматривая инновацию как творческую идею, С.Г. Матлина не ставит вопрос о необходимости ее обязательной реализации библиотекарем-новатором. Указывается, что идея может быть реализована в форме нововведений или же существовать в виде проектов, концепций, предложений по усовершенствованию, организации процесса, разработки методики. Важнейшим условием организации инноваций в библиотеках, по ее представлению, является учет внутренних факторов и побудительных мотивов, способов самовыражения неординарно мыслящей личности.

Другой гранью разработок С.Г. Матлиной является осмысление зависимости инноваций от миссии определенной библиотеки и сложившихся традиций библиотечной деятельности. Она подчеркивает, что при всей кажущейся непредсказуемости, библиотечные инновации не могут быть случайными, беспорядочными, выпадать из логики развития библиотеки, быть оторванными от потребностей населения.

Характеризуя взгляды библиотечных специалистов на инновацию в контексте библиотечного развития и творческого роста библиотечного персонала, нельзя не остановиться на исследовании Н.Т. Чуприной «Профессиональная инноватика как фактор развития современной библиотеки», которой под инноватикой понимается целенаправленная профессиональная деятельность по формированию библиотечных инноваций, ведущего фактора развития библиотек, способствующего разработке и реализации опережающих технологий и форм библиотечного обслуживания населения, а также развития персонала.

«Библиотечная новация», по мнению Н.Т. Чуприной, это идея, модель, способная реализоваться в библиотечную методику, технологию или библиотечную услугу, процесс организации, стимулирования, регулирования и реализации новации. Под «библиотечным новшеством» понимается продукт инновации (инновационной деятельности) в виде библиотечной технологии, методики, либо библиотечной услуги. В качестве начального и конечного звеньев инновационного процесса рассматриваются понятия «новация» (как нечто новое новая идея) и «новшество» (принципиально новое явление). Законченный цикл получения библиотечного новшества выглядит следующим образом: новация инновация новшество (нововведение). [37, с. 44]

С точки зрения Чуприной, развитие инноваций осуществляется с учетом условий функционирования библиотеки и ее взаимосвязей с культурной политикой региона. Подчеркивается, что инновационная деятельность библиотеки предопределяется объективными причинами: политической и социально-экономической ситуацией в стране, а ее результаты зависят от субъективных предпосылок наличия инновационной политики в регионе и состояния инновационной культуры в конкретной библиотеке. [37, с.45]

Исходя из сказанного выше, можно заключить, что сущность и содержание инновационной деятельности современными специалистами понимается неоднозначно. Авторы библиотековедческих публикаций придерживаются различных, порой противоречивых, взглядов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.