Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспорт других товаров и материалов






Раздел 2. (а) Если президент после объявления им в соответст­вии с условиями статьи 1 настоящего закона эмбарго на экспорт ору­жия, боеприпасов или военного снаряжения обнаружит, что для за­щиты безопасности и спокойствия Соединенных Штатов и жизни их граждан необходимо установить дополнительные ограничения на экс­порт товаров или материалов воюющим государствам или государст­вам, охваченным гражданской неурядицей, он объявляет об этом, и пос­ле этого считается незаконным для любого американского судна перевозить такие товары или материалы в упомянутые президентом го­сударства или в любое нейтральное государство для передачи их че­рез него какому‑ либо из воюющих государств или для использования их последним. Президент будет периодически объявлять, транспорти­ровка каких именно товаров и материалов американскими судами счи­тается незаконной, если они производятся в вышеуказанных целях...

Настоящий закон не распространяется на американские респуб­лики или республики, находящиеся в состоянии войны с неамери­канскими государством или государствами, если та или иная рес­публика не сотрудничает с неамериканскими государством или го­сударствами в данной войне...

Американским судам запрещается перевозить оружие для воюющих государств…

Раздел 6. (а) После объявления президентом в соответствии с условиями раздела 1 настоящего закона о введении эмбарго на экс­порт оружия, боеприпасов или военного снаряжения и до отмены этого эмбарго будет считаться незаконным для любого американ­ского судна заниматься их перевозкой в упомянутые президентом воюющие государства или в любое нейтральное государство для передачи их через него воюющему государству или для использо­вания их последним, а также в любое государство, где имеет ме­сто гражданская неурядица... [26. С. 157–158]

 

XVI. Международные отношения в 1929–1939 гг.

1. Договор об ограничении и сокращении морских вооружений
Лондон. 22 апреля 1930 г.

Часть 1

Статья 1. Высокие Договаривающиеся Стороны соглаша­ются не осуществлять своих прав на закладку линейных кораблей для замены тоннажа в продолжение 1931–1936 гг. включительно, как то указано в главе II, часть 3 договора об ограничении морских вооружений, подписанного между ними в Вашингтоне 6 февраля 1922 г. и упоминаемого в настоящем договоре как Вашингтон­ский договор...

Франция и Италия могут, однако, построить тоннаж для за­мены, который они были вправе заложить в 1927 и в 1929 гг. в соответствии с постановлениями упомянутого договора...

Статья 7. Ни одна подводная лодка, стандартное водоиз­мещение которой превышает 2 000 тонн, не будет приобретена или построена какою‑ либо из Высоких Договаривающихся Сторон или для нее…

Статья 16.1. Оконченный постройкой тоннаж в категори­ях крейсеров, контрминоносцев и подводных лодок, который не должен быть превышен на 31 декабря 1936 г., дается в следую­щей таблице:

 

Категории max тоннаж для каждой категории
США Британское сообщество наций Япония
Крейсеры: а) с орудиями свыше 6, 1 дм (155 мм) калибра в) с орудиями 6, 1 дм (155 мм) калибра или менее 180 000 т 143 500 т 146 800 т 192 200 т 108 400 т 100 450 т
Контрминоносцы 150 000 т 150 000 т 105 500 т
Подводные лодки 52 700 т 52 700 т 52 700 т

 

...3. Максимальное число крейсеров подкатегории а) должно быть следующее: для Соединенных Штатов – 18; для Британ­ского сообщества наций – 15; для Японии – 12... [26. С. 109–110]

2. Договор о ненападении между Союзом Советских Социалистических
Республик и Польской Республикой
25 июля 1932 г.

Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик, с одной стороны, и Президент Поль­ской Республики, с другой, руководимые желанием сохранения существующего между их странами мира и убежденные в том, что сохранение между ними мира является значительным фактором в деле сохранения всеобщего мира, признавая, что Мирный договор от 18 марта 1921 г. является, по‑ прежнему, основой их взаим­ных отношений и обязательств,...постановили заключить настоя­щий Договор с целью развития и дополнения Договора, подписан­ного в Париже 27 августа 1928 г. и введенного в жизнь Про­токолом, подписанным в Москве 9 февраля 1929 г....

Статья 1. Обе договаривающиеся стороны, констатируя, что они отказа­лись от войны как орудия национальной политики в их взаимоот­ношениях, обязуются взаимно воздерживаться от всяких агрессив­ных действий или нападения одна на другую как отдельно, так и совместно с другими державами.

Действием, противоречащим обязательствам настоящей статьи, будет признан всякий акт насилия, нарушающий целость и непри­косновенность территории или политическую независимость дру­гой договаривающейся стороны, даже если бы эти действия были осуществлены без объявления войны и с избежанием всех ее воз­можных проявлений.

Статья 2. В случае, если бы одна из договаривающихся сторон подвер­глась нападению со стороны третьего государства или группы третьих государств, другая договаривающаяся сторона обязуется не оказывать, ни прямо, ни косвенно, помощи и поддержки напа­дающему государству впродолжение всего конфликта.

Если одна из договаривающихся сторон предпримет агрессию против третьего государства, то другая сторона будет вправе, без предупреждения, денонсировать настоящий Договор.

Статья 3. Каждая из договаривающихся сторон обязуется не принимать участия ни в каких соглашениях, с агрессивной точки зрения явно враждебных другой стороне.

Статья 4. Обязательства, упомянутые в статьях 1 и 2 настоящего Дого­вора, не могут ни в коем случае ограничить или видоизменить международные права и обязательства, вытекающие для обеих до­говаривающихся сторон из соглашений, заключенных ими до вступ­ления в силу сего Договора, поскольку эти соглашения не заклю­чают в себе элементов агрессии…

Статья 7.

Договор заключается на три года с тем, что, поскольку одна из договаривающихся сторон не денонсирует его за шесть месяцев до истечения срока, срок действия Договора считается автомати­чески продленным на следующий двухлетний период...

Протокол подписания № 1

Договаривающиеся стороны заявляют, что статья 7 Договора от 25 ию­ля 1932года не может быть толкуема таким образом, что истечение срока или денонсация до истечения срока согласно статье 7 могли бы иметь последствием ограничение или уклонение от исполнения обязательств, вытекающих из Парижского договора 1928 г. … [26. С. 114–116]

3. Пакт согласия и сотрудничества, заключенный между Германией,
Соединенным Королевством, Францией и Италией
Рим. 15 июля 1933 г.

Президент Германской империи, Президент Французской рес­публики, его величество Король Великобритании и Северной Ирландии и британских территорий за морями, Император Индии, и его величество Ко­роль Италии,

Решили заключить пакт… и назначили своих уполномоченных, каковые по обмене своими полномочиями, найденными в доб­рой и должной форме, согласились о следующих постановлениях:

Статья 1. Высокие договаривающиеся стороны будут согласовы­вать между собой все относящиеся к ним вопросы. Они обязуются прилагать все усилия, чтобы осуществлять в рамках Лиги наций политику эффективного сотрудничества между всеми державами в целях поддержания мира.

Статья 2. Что касается Статута Лиги наций и, в частности, ста­тей 10, 16 и 19, то высокие договаривающиеся стороны решают рассматривать между собой и без ущерба для решений, которые могут приниматься только регулярными органами Лиги наций, всякое предложение, касающееся методов и процедуры, способных придать надлежащее действие этим статьям.

Статья 3. Высокие договаривающиеся стороны обязуются прило­жить все усилия, чтобы обеспечить успех Конференции по разо­ружению, и сохраняют за собою право в случае, если по оконча­нии этой конференции специально их касающиеся вопросы оста­лись бы открытыми, возобновить их рассмотрение между собой путем применения настоящего пакта в целях обеспечения их раз­решения соответственными путями.

Статья 4. Высокие договаривающиеся стороны заявляют о своей воле согласовывать между собой все вопросы экономического по­рядка, представляющие общий интерес для Европы и, в частнос­ти, для ее экономического восстановления, в целях разрешения, которое следует искать в рамках Лиги наций.

Статья 5. Настоящий пакт заключен на десятилетний срок, считая с его введения в действие. Если до конца восьмого года ни одна из договаривающихся сторон не известит другие о своем намере­нии прекратить его действия, то он будет считаться возобновлен­ным и останется в силе без ограничения срока, причем каждая из высоких договаривающихся сторон будет иметь право прекратить его действие путем заявления об этом с предварительным преду­преждением за два года… [26. С. 117–118]

 

4. Из предложений Союза ССР по созданию в Европе системы
коллективной безопасности, одобренных ЦК ВКП(б)
19 декабря 1933 г.

1) СССР согласен на известных условиях вступить в Лигу Наций.

2) СССР не возражает против того, чтобы в рамках Лиги Наций заключить региональное соглашение о взаимной защите от агрессии со стороны Германии.

3) СССР согласен на участие в этом соглашении Бельгии, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии или некоторых из этих стран, но с обязательным уча­стием Франции и Польши...

5) Независимо от обязательств по соглашению о взаимной защите, участники соглашения должны обязаться оказывать друг другу дипломатическую, моральную и, по возможности, материаль­ную помощь также в случае военного нападения, не предусмотрен­ного самим соглашением, а также воздействовать соответствующим образом на свою прессу.

6) СССР вступит в Лигу Наций лишь при выполнении сле­дующих условий:

а) СССР имеет серьезные возражения против 12 и 13 статей Статуса Лиги, предусматривающих обязательное третейское раз­бирательство. Идя навстречу предложению Франции, СССР со­гласен, однако, снять эти возражения, если ему будет разрешено при вступлении в Лигу сделать оговорку о том, что арбитраж для него обязателен будет лишь по спорам, которые возникнут из кон­фликтов, событий и действий, которые будут иметь место после вступления Союза в Лигу.

б) Исключить вторую часть 1‑ го пункта Статья 12, санкционирую­щей войну для разрешения международных споров...

в) Исключить Статья 22, дающую право на мандатное управление чужими территориями, не настаивая на обратном действии исклю­чения этого пункта, т. е. на отмене существующих мандатов.

г) Включить в Статья 23 пункт об обязательности для всех членов Лиги расового и национального равноправия.

д) СССР будет настаивать на восстановлении с ним нормаль­ных отношений всеми остальными членами Лиги или, в крайнем случае, на включении в устав Лиги или на проведении собранием Лиги постановления о том, что все члены Лиги считаются восста­новившими между собой нормальные дип­ломатические отношения и взаимно признавшими друг друга. [26. С. 118–119]

 

5. Конвенция
об определении агрессии
3–5 июля 1933 г.

Статья 1. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется признавать в своих взаимоотношениях с каждой из ос­тальных, начиная со дня вступления в силу настоящей конвенции, определение нападающей стороны, разъясненное в докладе Коми­тета по безопасности от 24 мая 1933 г. (доклад Политиса) на Конференции по разоружению, сделанном на основании предло­жения советской делегации.

Статья 2. В соответствии с этим будет признано нападающей стороной в международном конфликте, – с учетом соглашений, действующих между вовлеченными в конфликт сторонами, – государство, совершившее первым одно из следующих действий:

1) объявление войны другому государству;

2) вторжение вооруженных сил, хотя бы и без объявления войны, на территорию другого государства;

3) нападение сухопутных, морских или воздушных вооружен­ных сил, хотя бы и без объявления войны, на территорию, мор­ские или воздушные силы другого государства;

4) морская блокада берегов или портов другого государства;

5) помощь вооруженным бандам, образованным на собственной территории и вторгающимся на территорию другого государства, или отказ, несмотря на требования подвергшегося нападению государства, принять на собственной территории все возможные меры для лишения названных банд всякой помощи или покровительства.

Статья 3.Никакие соображения политического, военного, экономического или другого порядка не могут служить извинением или оправданием нападения, предусмотренного в статье второй... [26. С. 119–120]

 

6. Резолюция о нарушении Германией военных условий
Версальского договора, принятая Советом Лиги наций
17 апреля 1935 г.

Совет, считая,

1. Что неукоснительное уважение всех договорных обяза­тельств является основным правилом международной жизни и первоочередным условием поддержания мира;

2. Что существенным принципом международного права явля­ется то, что каждая держава может освободить себя от договор­ных обязательств или изменить их условия только по соглашению с другими договаривающимися сторонами;

3. Что обнародование германским правительством военного закона 16 марта 1935 г. противоречит этим принципам;

4. Что это одностороннее действие не могло создать каких‑ ли­бо прав;

5. Что это одностороннее действие, внося в международное положение новый элемент беспокойства, не могло не представить угрозы европейской безопасности;

Считая, с другой стороны,

6. Что Британское правительство и Французское правительство в согласии с Итальянским правительством еще 3 февраля 1935 г. представили Германскому правительству программу всеобщего раз­оружения путем свободных переговоров в целях организации без­опасности в Европе и проведения всеобщего ограничения воору­жений при режиме равноправия, обеспечивая в то же время ак­тивное сотрудничество Германии в Лиге наций;

7. Что вышеуказанное одностороннее действие Германии не только несовместимо с этим планом, но и произведено в то время, когда велись переговоры;

I. Объявляет, что Германия не соблюла лежащей на всех чле­нах международного сообщества обязанности уважения принятых на себя обязательств, и осуждает всякое одностороннее отклонение международных обязательств;

II. Приглашает правительства, являющиеся инициаторами программы 3 февраля 1935 г., или те, которые к ней присоединились, продолжать начатые ими переговоры и, в частности, добиваться заключения в рамках Лиги наций соглашений, которые, учитывая обязательства Пакта, представлялись бы необходимыми для достижения цели, указанной в этой программе в видах обеспечения поддержания Лиги;

III. Считая, что одностороннее отклонение международных обязательств может создать опасность для самого существования Лиги наций в качестве учреждения, на которое возложено обеспечить поддержание мира и организовать безопасность,

Решает:

Что без ущерба для применения положений, уже предусмотренных в международных соглашениях, такое отклонение должно, когда дело будет идти об обязательствах, интересующих безопас­ность народов и поддержание мира в Европе, повлечь со стороны Лиги и в рамках Пакта все необходимые меры;

Поручает Комитету, составленному из..., предложить в этих целях положения, которые делали бы Пакт Лиги наций более эффективным в отношении организации коллективной безопасности и, в частности, уточнить те экономические и финансовые меры, ко­торые могли бы быть применены в случае, если в дальнейшем ка­кое‑ либо государство, член или не член Лиги наций, поставило бы мир в опасность путем одностороннего отклонения международных обязательств. [26. С. 125–126]

 

7. Германская нота протеста против резолюции Совета Лиги наций
по поводу довооружений Германии, направленная правительствам членов Совета Лиги наций
17 апреля 1935 г.

От имени и по поручению моего правительства имею честь со­общить следующее.

Германское правительство оспаривает право выступать судьями над Германией за правительствами, которые в Совете Лиги наций приняли резолюцию минувшего 17 числа. Оно считает, что резолю­ция, принятая Советом Лиги наций, составляет новую попытку дискриминировать Германию. Поэтому оно самым категорическим образом отвергает эту резолюцию. Оно сохраняет за собой право в ближайшее время сообщить свою точку зрения по поводу раз­личных вопросов, составляющих предмет этой резолюции. [26. С. 126–127]

 

8. Из договора о взаимной помощи между Союзом Советских
Социалистических Республик и Республикой Чехословацкой
16 мая 1935 г.

Статья 1. В случае, если Союз Советских Социалистических Республик или Республика Чехословацкая явились бы предметом угрозы или опасности нападения со стороны какого‑ либо европейского госу­дарства, Чехословацкая Республика и соответственно Союз Со­ветских Социалистических Республик обязуются приступить обо­юдно к немедленной консультации в целях принятия мер для со­блюдения постановлений статьи 10 Устава Лиги наций.

Статья 2. В случае, если... Союз Советских Социалистических Республик или Республика Чехословацкая явились бы предметом невызван­ного нападения со стороны какого‑ либо европейского государства, Республика Чехословацкая и взаимно Союз Советских Социалис­тических Республик окажут друг другу немедленно помощь и под­держку…

Статья 4. Если одна из Высоких Договаривающихся Сторон явится предметом нападения со стороны одной или нескольких третьих Держав в условиях, не дающих основания для оказания помощи и поддержки в пределах настоящего Договора, то другая Высо­кая Договаривающаяся Сторона обязуется не оказывать в тече­ние конфликта ни прямо, ни косвенно помощи и поддержки нападающему или нападающим, причем каждая из сторон заяв­ляет, что она не связана никаким соглашением о помощи, кото­рое находилось бы в противоречии с настоящим обязательст­вом...

Протокол подписания

II....Оба Правительства признают, что обязательства взаимной помощи будут действовать между ними лишь поскольку при на­личии условий, предусмотренных в настоящем договоре, помощь стороне – жертве нападения будет оказана со стороны Фран­ции. [26. С. 132–133]

 

9. Из доклада Г. Димитрова на VII конгрессе Коминтерна
2 августа 1935 г.

Характерно для победы фашизма именно то обстоятельство, что эта победа, с одной стороны, свидетельствует о слабости про­летариата, дезорганизованного и парализованного раскольнической социал‑ демократической политикой классового сотрудничества с буржуазией, а с другой стороны, выражает слабость самой бур­жуазии, которая испытывает страх перед осуществлением единства борьбы рабочего класса, страх перед революцией и уже не в со­стоянии удержать свою диктатуру над массами старыми методами буржуазной демократии и парламентаризма.

Фашизм у власти есть открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее им­периалистических элементов финансового капитала.

Самая реакционная разновидность фашизма – это фашизм германского типа. Он нагло именует себя национал‑ социализмом, не имея ничего общего с социализмом.

Германский фашизм выступает как ударный кулак междуна­родной контрреволюции, как главный поджигатель империалисти­ческой войны, как зачинщик крестового похода против Советского Союза, великого отечества трудящихся всего мира.

Фашизм во внешней политике – это шовинизм самой грубей­шей формы, культивирующий хищническую ненависть против дру­гих народов.

В чем же источник влияния фашизма на массы? Фашизму удается привлечь массы потому, что он демагогически апеллирует к их особенно наболевшим нуждам и запросам....Фашизм пере­хватывает в интересах самых реакционных кругов буржуазии раз­очарованные, отходящие от старых буржуазных партий массы. И он импонирует этим массам резкостью своих нападок на буржуаз­ные правительства, непримиримостью своего отношения к старым партиям буржуазии.

В наших рядах имела место недопустимая недооценка фашист­ской опасности, которая и до сих пор не везде ликвидирована. [24. С. 170]

 

10. «Наступление фашизма и задачи Коммунистического
интернационала в борьбе за единство рабочего класса
против фашизма». Резолюция VII Конгресса Коминтерна
20 августа 1935 г.

I. Фашизм и рабочий класс

1. VII конгресс Коммунистического Интернационала конста­тирует, что следующие основные изменения в мировом положе­нии определяют расстановку классовых сил на международной арене и задачи мирового рабочего движения.

а) Окончательная и бесповоротная победа социализма в Стране Советов, победа всемирного значения, гигантски поднявшая могущество и роль СССР как оплота эксплуатируемых и угнетенных всего мира и воодушевляющая трудящихся на борьбу против капиталистической эксплуатации, буржуазной реакции и фашизма, за мир, за свободу и независимость народов.

б) Крупнейший в истории капитализмаэкономический кризис, из которого буржуазия пыталась выйти путем разорения народных масс, обрекая на голод и вымирание десятки миллионов безработных, снижая до неслыханных размеров жизненный уровень трудящихся.

в) Наступление фашизма, приход к власти фашистов Гер­мании, рост угрозы новой мировой империалистической войны и нападения на СССР, посредством которых капиталистический мир ищет выхода из тупика своих противоречий.

г) Политический кризис, выразившийся в вооруженной борьбе рабочих в Австрии и Испании против фашистов, которая не привела еще к победе пролетариата над фашизмом, но помешала буржуазии упрочить свою фашистскую диктатуру; мощное антифашистское движение во Франции, начавшееся с февральской демонстрации и всеобщей стачки пролетариата в 1934 г.

д) Революционизирование трудящихся массво всем капиталистическом мире, происходящее под влиянием победы социа­лизма в СССР и мирового экономического кризиса, а также на основе уроков временного поражения пролетариата в центре Европы, Германии, равно как в Австрии и Испании, – в странах, где большинство организованных рабочих поддерживало социал‑ демократию…

2. Наиболее реакционная разновидность фашизма – это фа­шизм германского типа, нагло именующий себя национал‑ социализмом, но абсолютно ничего общего не имеющий ни с социа­лизмом, ни с защитой действительных национальных интересов германского народа, а выполняющий лишь роль прислужника крупной буржуазии и являющийся не только буржуазным нацио­нализмом, но и звериным шовинизмом...

II. Единый фронт рабочего класса против фашизма

Перед лицом величайшей угрозы фашизма для рабочего класса и всех его завоеваний, для всех трудящихся и их эле­ментарных прав, для мира и свободы народов VII конгресс Коммунистического Интернационала заявляет, что осущест­вление единого фронта борьбы рабочего класса представляет на нынешнем историческом этапе главную, ближайшую за­дачу международного рабочего движения… Но именно поэтому эта задача обязы­вает коммунистические партии учесть изменившуюся обста­новку и применять тактику единого фронта по‑ новому, доби­ваясь соглашения о совместных действиях с организациями трудящихся разных политических направлений в Заводском, местном, областном, общенациональном и международном масштабе…

Стремясь объединить под руководством пролетариата борьбу трудящегося крестьянства, городской мелкой буржуа­зии и трудящихся масс угнетенных национальностей, комму­нисты должны добиваться создания широкого антифашист­ского народногофронта на базе пролетарского единого фронта, выступая за все специфические требования этих слоев трудящихся, идущие по линии коренных интересов пролета­риата… Ра­ботая повсюду среди городской мелкой буржуазии и интеллигенции, равно как и среди служащих, необходимо поднять эти слои против роста налогов и дороговизны, против ограбления их монополистическим капиталом, трестами, против процент­ной кабалы, против увольнений и сокращения жалованья государственным и коммунальным служащим. Защищая инте­ресы и права передовой интеллигенции, необходимо всемерно поддерживать ее движение против культурной реакции и облегчать ее переход на сторону рабочего класса в борьбе против фашизма...

В условиях политического кризиса, когда правящие классы уже не в состоянии справиться с мощным размахом массового движения, коммунисты должны выдвигать коренныереволюционные лозунги (например, контроль над производ­ством, банками, роспуск полиции, замена ее вооруженной ра­бочей милицией и т. д.), направленные к еще большему расшатыванию экономической и политической власти буржуазии и увеличению сил рабочего класса, к изоляции соглашатель­ских партий и подводящие рабочие массы вплотную к рево­люционному захвату власти. Если при таком подъеме массо­вого движения окажется возможным и в интересах пролета­риата необходимым создание правительства пролетарского единого фронта или антифашистского народного фронта, не являющегося еще правительством пролетарской диктатуры, но берущего на себя проведение решительных мероприятий против фашизма и реакции, коммунистическая партия дол­жна добиваться создания такого правительства…

Поскольку правительство единого фронта будет действи­тельно предпринимать решительные мероприятия против контрреволюционных финансовых магнатов и их фашистских агентов и никоим образом не ограничивать деятельности ком­мунистической партии и борьбы рабочего класса, компартия будет всемерно поддерживать такое правительство, причем участие коммунистов в правительстве единого фронта будет решаться в каждом отдельном случае в зависимости от кон­кретной обстановки...

Считая, что интересы классовой борьбы пролетариата и успех пролетарской революции диктуют необходимость нали­чия в каждой стране единой массовой политической партии рабочего класса, конгресс ставит перед коммунистическими партиями задачу, опираясь на растущую тягу рабочих к объе­динению социал‑ демократических партий или отдельных организаций с коммунистическими партиями, взять в свои руки инициативу в деле этого объединения. При этом надо обя­зательно разъяснять рабочим, что такое объединение возможно только при наличии ряда условий: при условии полной независимости от буржуазии и полного разрыва блока социал‑ демократии с буржуазией, при условии предварительного осуществления единства действий, при условии признания не­обходимости революционного свержения господства буржуа­зии и установления диктатуры пролетариата в форме Сове­тов, при условии отказа поддержки своей буржуазии в империалистической войне, при условии построения партии на основе демократического централизма, обеспечивающего единство воли и действий и проверенного на опыте русских большевиков. [24. С. 171–173]

11. Меморандум правительства Германии правительствам
Франции, Великобритании, Италии и Бельгии
Вручен 7 марта 1936 г.

Правительство Империи в ходе переговоров последних лет всегда подчеркивало, что оно желает соблюдать и выполнять все обязательства, проистекающие из Рейнского пакта, поскольку дру­гие Договаривающиеся Стороны готовы со своей стороны соблю­дать этот пакт. Это естественное условие может считаться нару­шенным Францией. Франция ответила на дружественные предло­жения и на великолепные заверения, повторяемые Германией, на­рушением Рейнского пакта в виде заключения военного пакта с Советским Союзом, направленного исключительно против Герма­нии. Локарнский пакт потерял внутренний смысл и практически пе­рестал существовать. Поэтому со своей стороны Германия не счи­тает себя более связанной этим переставшим существовать пактом. Германское правительство ныне вынуждено считаться с новой си­туацией, созданной этим фактом, ситуацией, которая осложняется тем, что франко‑ советский пакт дополняется в точности парал­лельным союзным договором между Чехословакией и Советской Россией. В интересах естественного права нации защищать свои границы и сохранять свои средства обороны германское прави­тельство поэтому вновь установило, начиная с сегодняшнего дня, свой полный и неограниченный суверенитет в демилитаризованной рейнской зоне. [26. С. 134]

12. Конвенция о режиме проливов
Монтрё. 20 июля 1936 г.

Статья 1. Высокие Договаривающиеся Стороны признают и подтверждают принцип права свободы прохода и мореплавания в Проливах.

Осуществление указанного права будет впредь регулироваться постановлениями настоящей Конвенции.

Раздел I. Торговые суда

Статья 2. В мирное время торговые суда будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких‑ либо формально­стей...

Статья 4. Во время войны, когда Турция не является воюю­щей стороной, торговые суда независимо от флага и груза будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах...

Статья 5. Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, торговые суда, не принадлежащие к стране, находящейся в войне с Турцией, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах при условии, что эти суда никаким обра­зом не оказывают содействия противнику…

Раздел II. Военные корабли

Статья 10. В мирное время легкие надводные корабли, не­большие боевые суда и вспомогательные суда независимо от того, принадлежат ли они Державам, прибрежным к Черному морю, или нет, каков бы ни был их флаг, будут пользоваться правом сво­боды прохода через Проливы.

Статья 11. Прибрежным к Черному морю Державам разреша­ется проводить через Проливы свои линейные корабли тоннажа, превышающего тоннаж, предусмотренный в первом абзаце статьи 14, при условии, что эти корабли следуют через Проливы в одиночку, эскортируемые не более чем двумя миноносцами.

Статья 12. Державы, прибрежные к Черному морю, будут иметь право проводить через Проливы, в целях возвращения к их базе, свои подводные лодки, сооруженные или купленные вне это­го моря, если Турции заблаговременно было сделано уведомление о закладке или о покупке.

Подводные лодки, принадлежащие названным Державам, мо­гут равным образом проходить через Проливы для ремонта на верфях, расположенных вне этого моря, при условии, что точные данные по этому поводу будут даны Турции.

И в том и в другом случае подводные лодки должны будут плавать днем и притом на поверхности и проходить через Проли­вы в одиночку...

Статья 14. Общий максимальный тоннаж всех судов ино­странных морских отрядов, могущих находиться в состоянии тран­зита через Проливы, не должен превышать 15 000 тонн, за ис­ключением случаев, предусмотренных в статье 11 и в приложении III к настоящей Конвенции.

Однако отряды, указанные в предшествующем абзаце, не должны состоять более чем из девяти кораблей... [26. С. 135–136]

 

13. Антикоминтерновский пакт
25 ноября 1936 г.

Правительство Великой Японской империи и правительство Германии, сознавая, что целью коммунистического интернацио­нала (так называемого «коминтерна») является подрывная дея­тельность и насилие всеми имеющимися в его распоряжении средствами по отношению к ныне существующим государствам, будучи убеждены, что терпимое отношение к вмешательству коммунистического «интернационала» во внутренние дела наций не только угрожает их спокойствию, общественному благо­состоянию и социальному строю, но и представляет собой также угрозу миру во всем мире, и выражая свое намерение сотрудни­чать в деле обороны против коммунистической подрывной дея­тельности, заключили нижеследующее соглашение.

Статья 1. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются взаимно информировать друг друга относительно деятельности коммунистического «интернационала», консультироваться по вопросу о принятии необходимых оборонительных мер и поддер­живать тесное сотрудничество в деле осуществления этих мер.

Статья 2. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются совместно рекомендовать любому третьему государству, внутрен­ней безопасности которого угрожает подрывная работа комму­нистического «интернационала», принять оборонительные меры в духе данного соглашения или присоединиться к нему.

Статья 3. …Настоящее соглашение заключено на пять лет и вступает в силу со дня его подписания…

Дополнительный протокол

При подписании Соглашения против коммунистического «интернационала» полномочные представители относительно этого соглашения договорились о нижеследующем: …

б) соответствующие власти обеих Высоких Договаривающихся Сторон будут принимать в рамках ныне действующего зако­нодательства строгие меры против лиц, прямо или косвенно внут­ри страны или за границей состоящих на службе коммунисти­ческого «интернационала» или содействующих его подрывной деятельности;

в) …соответствующими властями обеих Высоких Договаривающихся Сторон будет учреждена постоянная комиссия, в которой будут изучаться и обсуждаться дальнейшие оборонительные меры, необходимые для предотвращения подрывной деятель­ности коммунистического «интернационала».

Секретное приложениекАнтикоминтерновскому пактуот 25 ноября 1936 г.

Правительство Великой Японской империи и правительство Германии, признавая, что правительство Союза Советских Соци­алистических Республик стремится к реализации целей комму­нистического «интернационала» и намерено использовать для этого свои вооруженные силы, и будучи убеждены в том, что это является серьезнейшей угрозой существованию не только госу­дарств, но и существованию мира во всем мире, в целях защиты своих общих интересов договариваются о нижеследующем:

Статья 1. В случае, если одна из Договаривающихся Сто­рон подвергнется неспровоцированному нападению со стороны Союза Советских Социалистических Республик или ей будет уг­рожать подобное неспровоцированное нападение, другая Догова­ривающаяся Сторона обязуется не предпринимать каких‑ либо мер, которые могли бы способствовать облегчению положения Союза Советских Социалистических Республик.

В случае возникновения указанной выше ситуации Договари­вающиеся Стороны должны немедленно обсудить меры, необхо­димые для защиты их общих интересов.

Статья 2. Договаривающиеся Стороны на период действия настоящего соглашения обязуются без взаимного согласия не заключать с Союзом Советских Социалистических Республик каких‑ либо политических договоров, которые противоречили бы духу настоящего соглашения… [24. С. 188–190]

 

14. Соглашение между Германией, Великобританией, Францией
и Италией. («Мюнхенский сговор»)
29 сентября 1938 г.

Германия, Соединенное Королевство, Франция и Италия со­гласно уже принципиально достигнутому соглашению относительно уступки Судето‑ Не­­мецкой области договорились о следующих ус­ловиях и формах этой уступки, а также о необходимых для этого мероприятиях и объявляют себя в силу этого соглашения ответст­венными каждая в отдельности за обеспечение мероприятий, необ­ходимых для его выполнения.

1. Эвакуация начинается с 1 октября.

2. Соединенное Королевство, Франция и Италия согласились о том, что эвакуация территории будет закончена к 10 октября, причем не будет произведено никаких разрушений имеющихся соору­жений, и что эвакуация области будет проведена без повреждения указанных сооружений. Формы эвакуации будут установлены в деталях междуна­родной комиссией, состоящей из представителей Германии, Со­единенного Королевства, Франции, Италии и Чехословакии…

4. Происходящее по этапам занятие германскими войсками рай­онов с преобладающим немецким населением начинается с 1 октяб­ря…

5. …Международная комиссия опреде­лит районы, в которых должен состояться плебисцит. Эти районы до окончания плебисцита будут заняты международными воин­скими частями. Эта же международная комиссия должна опреде­лить порядок проведения плебисцита, причем за основу следует принять порядок проведения плебисцита в Саарской области. Международная комиссия назначит также день проведения пле­бисцита; однако этот день не должен быть назначен позже конца ноября.

6. Окончательное определение границ поручается международ­ной комиссии. Этой международной комиссии предоставляется право, в известных исключительных случаях, рекомендовать четы­рем державам – Германии, Соединенному Королевству, Фран­ции и Италии – незначительные отклонения от строго этногра­фического принципа в определении зон, подлежащих передаче без проведения плебисцита.

7. Предусматривается право оптации для желающих пересе­литься в уступаемые районы, а также для желающих покинуть эти районы. Оптация должна быть произведена в течение шести ме­сяцев с момента заключения настоящего соглашения. Германо‑ чехо­словацкая комиссия определит детали оптации, изыщет меры облегчения обмена населением и выяснит принципиальные вопросы, вытекающие из этого обмена.

8. Чехословацкое правительство в течение четырех недель со дня заключения настоящего соглашения освободит от несения во­енной и полицейской службы всех судетских немцев, которые это­го пожелают. В течение этого же срока чехословацкое правитель­ство освободит судетских немцев, отбывающих заключение за по­литические преступления… [26. С. 158–160]

 

15. Из отчетного доклада Центрального комитета ВКП(б)
XVIII съезду ВКП(б)
10 марта 1939 г.

2....Обострение международного политического положения, кру­шение послевоенной системы мирных договоров, начало новой империалистической войны.

Вот перечень важнейших событий за отчетный период, поло­живших начало новой империалистической войне. В 1935 году Италия напала на Абиссинию и захватила ее. Летом 1936 года Германия и Италия организовали военную интервенцию в Испа­нии, причем Германия утвердилась на севере Испании и в испан­ском Марокко, а Италия – на юге Испании и на Балеарских островах. В 1937 году Япония, после захвата Маньчжурии, вторг­лась в Северный и Центральный Китай, заняла Пекин, Тяньцзин, Шанхай и стала вытеснять из зоны оккупации своих иностранных конкурентов. В начале 1938 года Германия захватила Австрию, а осенью 1938 года – Судетскую область Чехословакии. В конце 1938 года Япония захватила Кантон, а в начале 1939 года – остров Хайнань.

Таким образом, война, так незаметно подкравшаяся к наро­дам, втянула в свою орбиту свыше пятисот миллионов населения, распространив сферу своего действия на громадную территорию от Тяньцзина, Шанхая и Кантона через Абиссинию до Гибралтара.

После первой империалистической войны государства‑ победи­тели, главным образом, Англия, Франция и США, создали новый режим отношений между странами, послевоенный режим мира. Главными основами этого режима были на Дальнем Востоке – договор девяти держав, а в Европе – Версальский и целый ряд других договоров. Лига наций призвана была регулировать отно­шения между странами в рамках этого режима на основе единого фронта государств, на основе коллективной защиты безопасности государств. Однако три агрессивных государства и начатая ими новая империалистическая войны опрокинули вверх дном всю эту систему послевоенного мирного режима. Япония разорвала дого­вор девяти держав, Германия и Италия – Версальский договор, чтобы освободить себе руки, все эти три государства вышли из Лиги наций.

Характерная черта новой империалистической войны состоит в том, что она не стала еще всеобщей, мировой войной. Войну ведут государства‑ аг­рес­соры, всячески ущемляя интересы неагрессивных государств, прежде всего Англии, Франции, США, а последние пятятся назад и отступают, давая агрессорам уступку за уступкой.

Таким образом, на наших глазах происходит открытый пере­дел мира и сфер влияния за счет интересов неагрессивных госу­дарств без каких‑ либо попыток отпора и даже при некотором попустительстве со стороны последних…

Неагрессивные, демократические государства, взятые вместе, бесспорно сильнее фашистских государств и в экономическом, и в военном отношении.

Чем же объяснить в таком случае систематические уступки этих государств агрессорам?

Это можно было бы объяснить, например, чувством боязни перед революцией, которая может разыграться, если неагрессив­ные государства вступят в войну, и война примет мировой харак­тер. Буржуазные политики, конечно, знают, что первая мировая империалистическая война дала победу революции в одной из самых больших стран. Они боятся, что вторая мировая империа­листическая война может повести также к победе революции в одной или нескольких странах.

Но это сейчас не единственная и даже не главная причина. Главная причина состоит в отказе большинства неагрессивных стран и, прежде всего, Англии и Франции, от политики коллективной без­опасности, от политики коллективного отпора агрессорам, в пере­ходе их на позицию невмешательства, на позицию «нейтралитета».

В политике невмешательства сквозит стремление, желание не мешать агрессорам творить свое черное дело, не мешать, скажем, Японии впутаться в войну с Китаем, а еще лучше с Советским Союзом, не мешать, скажем, Германии увязнуть в европейских де­лах, впутаться в войну с Советским Союзом, дать всем участникам войны увязнуть глубоко в тину войны, поощрять их в этом втихо­молку, дать им ослабить и истощить друг друга, а потом, когда они достаточно ослабнут, – выступить на сцену со свежими си­лами, выступить, конечно, «в интересах мира», и продиктовать ослабевшим участникам войны свои условия…

Или, например, взять Германию. Уступили ей Австрию, не­смотря на наличие обязательства защищать ее самостоятель­ность, уступили Судетскую область, бросили на произвол судьбы Чехословакию, нарушив все и всякие обязательства, а потом стали крикливо лгать в печати о «слабости русской армии», о «разложе­нии русской авиации», о «беспорядках» в Советском Союзе, тол­кая немцев дальше на восток, обещая им легкую добычу и приго­варивая: вы только начните войну с большевиками, дальше все пой­дет хорошо. Нужно признать, что это тоже очень похоже на подталкивание, на поощрение агрессора…

3. Советский Союз и капиталистические страны.

…Ввиду этого наша страна, неуклонно проводя политику сохранения мира, развернула вместе с тем серьезнейшую работу по усилению боевой готовности нашей Красной Армии, нашего Красного Военно‑ Морского Флота.

В интересах укрепления своих международных позиций Совет­ский Союз решил предпринять и некоторые другие шаги. В конце 1934 года наша страна вступила в Лигу наций, исходя из того, что, несмотря на ее слабость, она все же может пригодиться как место разоблачения агрессоров и как некоторый, хотя и слабый, инструмент мира, могущий тормозить развязывание войны. Совет­ский Союз считает, что в такое тревожное время не следует пре­небрегать даже такой слабой международной организацией, как Лига наций. В мае 1935 года был заключен договор между Фран­цией и Советским Союзом о взаимной помощи и против возмож­ного нападения агрессоров. Одновременно с этим был заключен аналогичный договор с Чехословакией. В марте 1936 года Совет­ский Союз заключил договор с Монгольской Народной Республи­кой о взаимной помощи. В августе 1937 года был заключен договор о взаимном ненападении между Советским Союзом и Китайской Республикой.

В этих трудных международных условиях проводил Советский Союз свою внешнюю политику, отстаивая дело сохранения мира.

Внешняя политика Советского Союза ясна и понятна:

1. Мы стоим за мир и укрепление деловых связей между всеми странами, стоим и будем стоять на этой позиции, по­скольку эти страны будут держаться таких же отношений с Со­ветским Союзом, поскольку они не попытаются нарушить интере­сы нашей страны.

2. Мы стоим за мирные, близкие и добрососедские отноше­ния со всеми соседними странами, имеющими с СССР общую границу, стоим и будем стоять на этой позиции, поскольку эти страны будут держаться таких же отношений с Советским Сою­зом, поскольку они не попытаются нарушить, прямо или косвен­но, интересы целости и неприкосновенности границ Советского государства.

3. Мы стоим за поддержку народов, ставших жертвами агрес­сии и борющихся за независимость своей родины.

4. Мы не боимся угроз со стороны агрессоров и готовы отве­тить двойным ударом на удар поджигателей войны, пытающихся нарушить неприкосновенность советских границ.

Такова внешняя политика Советского Союза.

В своей внешней политике Советский Союз опирается:

1. На свою растущую хозяйственную, политическую и куль­турную мощь.

2. На морально‑ политическое единство нашего советского об­щества.

3. На дружбу народов нашей страны.

4. На свою Красную Армию и Военно‑ Морской Красный Флот.

5. На свою мирную политику.

6. На моральную поддержку трудящихся всех стран, кровно заинтересованных в сохранении мира.

7. На благоразумие тех стран, которые не заинтересованы по тем или иным причинам в нарушении мира…

Задачи партии в области внешней политики:

1. Проводить и впредь политику мира и укрепления деловых связей со всеми странами (в т. ч. с Германией).

2. Соблюдать осторожность и не давать втянуть в конфликты нашу страну провокаторам войны, привыкшим загребать жар чу­жими руками.

3. Всемерно укреплять боевую мощь нашей Красной Армии и Военно‑ Мор­ского Красного Флота.

4. Крепить международные связи дружбы с трудящимися всех стран, между народами, заинтересованными в мире и дружбе. [26. С. 161–165]

16. Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом
Москва. 23 августа 1939 г.

Правительство СССР и Правительство Германии, руководимые желанием укрепления дела мира между СССР и Германией и ис­ходя из основных положений договора о нейтралитете, заключен­ного между СССР и Германией в апреле 1926 г., пришли к сле­дующему соглашению:

Статья I. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападе­ния как в отношении друг друга, так и совместно с другими державами.

Статья II. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

Статья III. Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Статья IV. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой‑ нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой Стороны.

Статья V. В случае возникновения споров или конфликтов между Догова­ривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода обе Сто­роны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мир­ным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нуж­ных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.

Статья VI. Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет счи­таться автоматически продленным на следующие пять лет.

Статья VII. Настоящий договор подлежит ратифицированию в возможно ко­роткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Берлине. Договор вступает в силу немедленно после его подписания.

Секретный дополнительный протокол о границе сфер интересов Германии и СССР.

При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписав­шиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиден­циальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интере­сов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижесле­дующему результату:

1. В случае территориально‑ политического переустройства облас­тей, входящих в состав прибалтийских государств (Финляндия, Эсто­ния, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Лит­вы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.

2. В случае территориально‑ политического переустройства об­ластей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана.

Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохра­нение независимого Польского Государства и каковы будут грани­цы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития.

Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.

3. Касательно юго‑ востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявля­ется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.

4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в стро­гом секрете. [26. С. 166–167]

17. Постановление Съезда народных депутатов Союза Советских
Социалистических Республик о политической и правовой оценке
советско‑ германского договора о ненападении 1939 г.
24 декабря 1989 г.

1. Съезд Народных Депутатов СССР принимает к сведению выводы Комиссии по политической и правовой оценке советско‑ германского договора о ненападении от 23 августа 1939 г.

2. Съезд Народных Депутатов СССР соглашается с мнением комиссии, что договор с Германией о ненападении заключался в критической международной ситуации, в условиях нарастания опасно­сти агрессии фашизма в Европе и японского милитаризма в Азии и имел одной из целей – отвести от СССР угрозу надвигавшейся войны. В конечном счете эта цель не была достигнута, а просчеты, связанные с наличием обязательств Германии перед СССР, усу­губили последствия вероломной нацистской агрессии. В это время страна стояла перед трудным выбором. Обязательства по договору вступали в силу немедленно после его подписания, хотя сам дого­вор подлежал утверждению Верховным Советом СССР. Постанов­ление о ратификации было принято в Москве 31 августа, а обмен ратификационными грамотами состоялся 24 сентября 1939 г.

3. Съезд считает, что содержание этого договора не расходи­лось с нормами международного права и договорной практикой государств, принятыми для подобного рода урегулирований. Од­нако как при заключении договора, так и в процессе его ратификации скрывался тот факт, что одновременно с договором был под­писан «секретный дополнительный протокол», которым размеже­вывались «сферы интересов» договаривающихся сторон от Бал­тийского до Черного морей… Подлинники протокола не обнаружены ни в советских, ни в зарубеж­ных архивах. Однако графологическая, фототехническая и лекси­ческая экспертизы копий, карт и других документов, соответствие последующих событий содержанию протокола подтверждают факт его подписания и существования.

4. Съезд Народных Депутатов СССР настоящим подтвержда­ет, что договор о ненападении от 23 августа 1939 г., а также заключенный 28 сентября того же года договор о дружбе и границе между СССР и Германией, равно как и другие советско‑ герман­ские договоренности, – в соответствии с нормами международ­ного права – утратили силу в момент нападения Германии на СССР, то есть 22 июня 1941 г.

5. Съезд констатирует, что протокол от 23 августа 1939 г. и другие секретные протоколы, подписанные с Германией в 1939–1941 гг., как по методу их составления, так и по содержанию яв­лялись отходом от ленинских принципов советской внешней полити­ки. Предпринятые в них разграничения «сфер интересов» СССР и Германии и другие действия находились с юридической точки зрения в противоречии с суверенитетом и независимостью ряда тре­тьих стран. Съезд отмечает, что в тот период отношения СССР с Латвией, Литвой и Эстонией регулировались системой договоров. Согласно мирным договорам 1920 г. и договорам о ненападении, заключенным в 1926–1933 гг., их участники обязывались взаимно уважать при всех обстоятельствах суверенитет и территориальную целостность и неприкосновенность друг друга. Сходные обязательства Советский Союз имел перед Польшей и Финляндией.

6. Съезд констатирует, что переговоры с Германией по секретным протоколам велись Сталиным и Молотовым в тайне от советского народа, ЦК ВКП(б) и всей партии, Верховного Правительства СССР, эти протоколы были изъяты из процедур ратифи­кации. Таким образом, решение об их подписании было по суще­ству и по форме актом личной власти и никак не отражало волю советского народа, который не нес ответственности за этот сговор.

7. Съезд Народных Депутатов СССР осуждает факт подписания «секретного дополнительного протокола» от 23 августа 1939 г. и других секретных договоренностей с Германией. Съезд признает секретные протоколы юридически несостоятельными и недействи­тельными с момента их подписания. Протоколы не создавали новой правовой базы для взаимоотношений Советского Союза с третьими странами, но были использованы Сталиным и его окружением для предъявления ультиматумов и силового давления на другие госу­дарства и нарушения взятых перед ними правовых обязательств.

8. Съезд Народных Депутатов СССР исходит из того, что осознание сложного и противоречивого прошлого есть часть процесса перестройки, призванной обеспечить каждому народу Со­ветского Союза возможности свободного и равноправного разви­тия в условиях целостного, взаимозависимого мира и расширяю­щегося взаимопонимания. [26. С. 167–169]

 

XVI. Вторая мировая война (1939–1945 гг.)

1. Германо‑ советское коммюнике
18 сентября 1939 г.

Во избежание всякого рода необоснованных слухов насчет за­дач советских и германских войск, действующих в Польше, прави­тельство СССР и правительство Германии заявляют, что действия этих войск не преследуют какой‑ либо цели, идущей вразрез инте­ресов Германии или Советского Союза и противоречащей духу и букве пакта о ненападении, заключенного между Германией и СССР. Задача этих войск, наоборот, состоит в том, чтобы восстановить в Польше порядок и спокойствие, нарушенные распадом Польского государства, и помочь населению Польши переустроить условия своего государственного существования. [26. С. 172]

 

2. Германо‑ советское коммюнике
22 сентября 1939 г.

Германское Правительство и Правительство СССР установили демаркационную линию между германской и советской армиями, которая проходит по реке Тисса до ее впадения в реку Нарев, да­лее по реке Нарев до ее впадения в реку Буг, далее по реке Буг до ее впадения в реку Висла, далее по реке Висла до впадения в нее реки Сан и дальше по реке Сан до ее истоков. [26. С. 172]

3. Договор о дружбе и границе между СССР и Германией
28 сентября 1939 г.

Правительство СССР и Германское Правительство после распада быв­шего Польского государства рассматривают исключи­тельно как свою задачу восстановить мир и порядок на этой тер­ритории и обеспечить народам, живущим там, мирное существова­ние, соответствующее их национальным особенностям. С этой целью они пришли к соглашению в следующем:

Статья I. Правительство СССР и Германское Правительство устанав­ливают в качестве границы между обоюдными государственными интересами на территории бывшего Польского государства линию, которая нанесена на прилагаемую при сем карту и более подробно будет описана в дополнительном протоколе.

Статья II. Обе Стороны признают установленную в статье I границу обоюдных государственных интересов окончательной и устранят всякое вмешательство третьих держав в это решение.

Статья III. Необходимое государственное переустройство на территории западнее указанной в статье I линии производит Германское Пра­вительство, на территории восточнее этой линии – правительство СССР.

Статья IV. Правительство СССР и Германское Правительство рассмат­ривают вышеприведенное переустройство как надежный фунда­мент для дальнейшего развития дружественных отношений между своими народами.

Статья V. Этот договор подлежит ратификации. Обмен ратификационны­ми грамотами должен произойти возможно скорее в Берлине.

Договор вступает в силу с момента его подписания. [26. С. 172–173]

4. Закон о «нейтралитете» США
4 ноября 1939 г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.