Самостоятельная работа выполняется студентами под руководством преподавателя, осуществляющего аудиторную работу в данной учебной группе. Самостоятельная работа студентов должна:
- быть выполненной лично студентом или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;
- представлять собой законченную разработку, в которой рассматриваются и анализируются поставленные по определённой теме задачи или по отдельным её аспектам;
- иметь учебную, научную или практическую направленность и значимость (если это учебная научно- исследовательская работа);
- содержать определенные элементы новизны (если это научно - исследовательская работа).
Самостоятельная работа, представляемая в виде отчета по лабораторным работам, контрольной работы, курсовой работы оформляется в соответствии с требованиями изложенными в методических указаниях Богданова Н.В. «Методические указания по оформлению курсовых и дипломных работ».
Цель практического занятия – закрепление и обобщение изученного на лекциях материала и более глубокое и детальное усвоение темы. Подготовка к практическим занятиям является основным видом самостоятельной работы студентов по дисциплине «Материаловедение». В данном пособии представлена методика выполнения практических занятий и оформление отчета по работе.
Методические рекомендации содержат разнообразные по тематике практические занятия, которые проводятся в следующем порядке:
1. Для равномерного планирования самостоятельной работы и своевременной подготовки к занятиям студент получает методические указания и календарный план практических занятий, с указанием даты их проведения.
2. На каждом занятии проверяется готовность студентов к выполнению заданий. Подготовка к занятию предполагает изучение всех вопросов темы, подготовку реферата, выполнение заданий для самостоятельной работы, предусмотренных по определённым темам. Подготовка к занятию самостоятельно облегчает и ускоряет выполнение задания в учебное время, позволяет лучше усвоить методику работ и изучаемый материал.
3. Непосредственно на занятии преподаватель проводит краткий инструктаж по особенностям выполнения практического задания. По ходу преподаватель консультирует студентов по неясным вопросам и контролирует выполнение ими задания.
4. Задания выполняются студентами самостоятельно, результаты работы аккуратно записываются в тетрадь в виде отчета.
По результатам лабораторной работы студент обязан сделать выводы, которые основываются на сравнении показателей использованных материалов, оценке тенденций изменений показателей свойств под действием различных факторов, а также на соответствии полученных результатов требованиям государственных стандартов или другой научно-технической документации. Письменная запись (отчет) составляется во время выполнения задания и предоставляется преподавателю для просмотра. В конце отчета ставится дата выполнения и подпись преподавателя.
Небрежно выполненные и незаконченные работы не зачитываются и выполняются заново.
Работая в аудитории, студенты должны следить за чистотой на рабочем месте. После окончания занятия необходимо навести чистоту на своём рабочем месте.
Данные методические рекомендации включают: тематический план учебной дисциплины, планы практических занятий по всему курсу, вопросы для самоконтроля, список рефератов и рекомендуемой литературы, методические рекомендации по самостоятельной работе, подготовке рефератов, по работе с литературой и интернет-ресурсами.
Своим содержанием пособие подготавливает студентов к активному восприятию и проработке учебного материала.
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
Раздел 1. Общие сведения о строении и получении текстильных материалов
|
|
|
Тема 1.1. Текстильные волокна
| Содержание учебного материала
| 8
|
| Виды текстильных материалов, их классификация
| 3
|
| Понятие о волокне. Свойства волокон. Классификация волокон.
| 3
|
| Натуральные волокна. Классификация, строение, свойства. Общие представления о получении и переработке. Область использования
| 2
|
| Химические волокна. Классификация, строение, свойства. Общие представления о производстве. Область использования
| 2
|
Лабораторные работы
| 6
|
|
| Распознавание волокон методом горения
|
| Микроскопия волокон
|
| Химические методы распознавания волокон
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 10
|
Обзор литературных источников по теме «Новые виды текстильных материалов»
|
Тема 1.2. Текстильные нити
| Содержание учебного материала
| 4
|
| Понятие о текстильных нитях. Виды нитей, классификация. Общие представления о процессах получения. Строение и свойства, область использования
| 3
|
Лабораторные работы
| 6
|
|
| Определение вида текстильных нитей, особенностей строения
|
| Определение геометрических характеристики нитей
|
| Определение механических свойств нитей
|
Контрольные работы
| 2
|
| Ассортимент, свойства и область применения волокон и нитей
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 10
|
Выполнение альбомов с образцами и описанием свойств и структуры текстильных нитей
|
Тема 1.3. Ткани
| Содержание учебного материала
| 12
|
|
| Строение тканей. Общие сведения о процессах ткацкого производства. Классификация ткацких переплетений. Влияние переплетений на свойства тканей
| 3
|
| Характеристики структуры. Геометрические свойства тканей
| 2
|
| Физические и химические свойства тканей. Износостойкость.
| 2
|
| Влияние свойств тканей на процессы технологической переработки и потребительские свойства швейных изделий
| 3
|
| Контроль качества. Нормативная документация. Виды дефектов. Задачи подготовительного подразделения швейного предприятия. Способы хранения, оборудование для хранения и транспортировки текстильных материалов. Требования к условиям хранения текстильных материалов
|
Лабораторные работы
| 10
|
|
| Распознавание волокнистого состава тканей
|
| Распознавание основы и утка, лицевой и изнаночной стороны образцов тканей
|
| Определение вида переплетения образцов тканей
|
| Определение прочностных характеристик образцов тканей
|
| Определения деформационных свойств образцов тканей
|
| Определение характеристик износостойкости образцов тканей
|
| Определение технологических свойств тканей. Разработка рекомендаций по переработке и эксплуатации образцов тканей
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 8
|
|
Выполнение альбомов (карт) с образцами тканей, описанием их свойств и рекомендациями по технологической переработке
|
Тема 1.4. Трикотажные полотна
| Содержание учебного материала
| 6
|
|
| Трикотаж. Общие представления о процессах трикотажного производства. Структура трикотажных полотен.
| 2
|
| Геометрические, физические и химические свойства трикотажных полотен. Влияние свойств на процессы швейно-трикотажного и швейного производства, на потребительские свойства швейных изделий, выполненных их трикотажных полотен.
| 3
|
Лабораторные работы
| 6
|
|
| Определения вида трикотажного полотна по структуре и волокнистому составу
|
| Определение группы растяжимости трикотажных полотен
|
| Определение свойств трикотажных полотен по данным литературным источникам. Разработка рекомендаций по использованию, особенностям переработки трикотажных полотен и уходу за изделиями их трикотажа
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 6
|
Подготовка обзоров специальной литературы, периодических изданий, материалов Интернета на тему «Современный ассортимент трикотажных полотен»
|
Тема 1.5. Нетканые полотна
| Содержание учебного материала
| 4
|
|
| Нетканые полотна. Виды, способы производства, основные свойства, область применения.
| 2
|
Лабораторные работы
| 4
|
|
| Определения вида нетканого полотна по способы получения, структуре и волокнистому составу
|
|
| Определение свойств нетканых полотен по данным литературным источникам. Разработка рекомендаций по использованию, особенностям переработки нетканых полотен и уходу за изделиями из них
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 8
|
Подготовка рефератов на тему «Новые виды нетканых материалов»
|
Раздел 2. Ассортимент и свойства материалов для одежды
|
|
Тема 2.1 Ассортимент и свойства материалов верха
.
| Содержание учебного материала
| 20
|
|
| Системы классификации тканей
| 2
|
| Бельевые ткани: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту, перспективы развития ассортимента
| 3
|
| Плательные и сорочечные ткани: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту, перспективы развития ассортимента
| 3
|
| Костюмные ткани: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту, перспективы развития ассортимента
| 3
|
| Пальтовые ткани: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту, перспективы развития ассортимента
| 3
|
| Плащевые и курточные ткани: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту, перспективы развития ассортимента
| 3
|
| Трикотажные полотна: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту, перспективы развития ассортимента
| 2
|
| Нетканые полотна, используемые в качестве материалов верха: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту, перспективы развития ассортимента
| 2
|
| Искусственный мех: ассортимент, способы производства, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту, перспективы развития ассортимента
| 2
|
| Натуральный мех, натуральная кожа: ассортимент, строение и свойства
| 2
|
Лабораторные работы
| 10
|
|
| Выбор материала верха для заданного ассортимента бельевого изделия
|
| Разработка предложений по использованию образцов плательных, сорочечных, костюмных и пальтовых материалов на основе маркировок, технических характеристик и анализа их свойств
|
| Выбор материала верха для заданных изделий плательного и пальтово - костюмного ассортимента
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 10
|
|
Выполнение альбомов (карт) с образцами материалов заданного назначения, представленных в торговых предприятиях республики с описанием вида материала, назначения, структуры, состава, свойств и т.д.
|
Тема 2.2 Ассортимент и свойства подкладочные и прикладных материалов
| Содержание учебного материала
| 8
|
|
| Подкладочные материалы: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту
| 3
|
| Прокладочные материалы: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту
| 3
|
| Утепляющие материалы: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту
| 3
|
| Материалы для соединения деталей одежды: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту
| 3
|
| Отделочные материалы: ассортимент, свойства, требования, предъявляемые к данному ассортименту
| 2
|
| Фурнитура: ассортимент, свойства
| 2
|
Лабораторные работы
| 4
|
|
| Выбор подкладочных и прикладных материалов для заданных швейных изделий различного назначения
|
| Разработка предложений по использованию подкладочных и прикладных материалов на основе маркировок, технических характеристик и анализа их свойств
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 6
|
Анализ ассортимента прикладных, подкладочных, вспомогательных, отделочных материалов, представленных в торговых предприятиях республики
|
Раздел 3. Конфекционирование материалов
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Задачи конфекционирования. Организация конфекционирования.
| 3
|
| Принципы конфекционирования материалов в пакет в зависимости от вида и класса швейного изделий
| 3
|
Лабораторные работы
| 4
|
|
| Выполнение конфекционных карт к швейным изделиям, заданным техническим рисунком, эскизом
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 6
|
|
Выполнение конфекционных карт на модели, выбранные из журналов мод
|
Всего:
| 176
|
|