Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назначение метода






Долгосрочное и стратегическое планирование

Никакое управление в принципе невозможно без планирования деятельности компании, без установления ее целей, направлений и принципов функционирования и развития2.

Долгосрочное планирование3 составляет основу управления методом экстраполяции, а стратегическое планирование — основу управления методом предвидения изменений. Главное различие между ними состоит в трактовке будущего.

Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования, имеющих место в процессе управления, таких как оперативное, тактическое и долгосрочное (перспективное) планирование. Причем это отличие заключается не просто в степени детализации плана, целях или выборе горизонта планирования, а, прежде всего, в направлении вектора планирования. Традиционно вектор долгосрочного планирования направлен из прошлого в будущее. Стратегическое планирование предполагает выстраивание вектора анализа и принятия управленческих решений из будущего в настоящее. Это и вызывает у менеджеров сегодня основные методологические трудности: как планировать «от базы» — знают все, а вот как выстраивать план своих текущих действий, основываясь на представлениях о будущем бизнеса, — знают немногие.

Термины «стратегический» и «долгосрочный» не тождественны. Главное отличие состоит в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции сложившихся структурных пропорций и тенденций. В системе стратегического планирования идут от будущего к настоящему, заменяя экстраполяцию анализом перспектив организации.

Типичный результат практики при долгосрочном планировании — формулирование оптимистических целей, с которыми обычно не сходятся реальные итоги.

При втором подходе первоначально прогнозируют ситуацию будущего на основе анализа внешней среды (спроса, конъюнктуры рынка, покупательной способности населения и т.д.). Например, если покупательная способность населения падает, то и объем производства продукции на плановый период будет снижен. После анализа внешних факторов проводится анализ того, насколько изменится работа компании с учетом влияния внешних факторов. В системе стратегического планирования отсутствуют предположения о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого, и не считается, что будущее можно изучить методом экстраполяции.

Типичным инструментом стратегического планирования является SWOT анализ.

Если временной период стратегического плана от года и дольше, то мероприятия тактического плана разрабатываются на год с любой степенью детализации: поквартально с разбивкой на месяцы, помесячно с разбивкой на декады, подекадно и даже с разбивкой на дни. Степень детализации зависит от цели мониторинга и контроля реализации стратегии и уровня структурного подразделения компании.

Тактические финансовые планы в экономической англоязычной литературе называют бюджетами.

За рубежом разделяют понятия «планирование», «программирование» и «бюджетирование».

План — это система мер по достижению поставленных целей.

Программа — это взаимоувязанный комплекс проектов и мероприятий по реализации стратегии.

Бюджет — это финансовая модель компании, отражающая во времени поступления (притоки денежных средств) и расходы (оттоки денежных средств).

Чем же стратегия отличается от плана? Отличие стратегии от плана состоит в том, что при разработке стратегии главным является определение долгосрочной системы непротиворечивых целей, а при планировании — определение мероприятий, программ и проектов по достижению целей, сформулированных до разработки плана лицами принимающими решения. При разработке стратегии цели формируются исходя из сценария внешнего окружения и состояния компании, при планировании цели заданы и задача состоит в таком распределении ресурсов по направлениям работ, проектам и программам, чтобы заданные цели были достигнуты.

Цели и направления развития компании формируются собственниками или наблюдательными советами (в случае государственных организаций). Планирование достижения целей организует руководство компаний и организаций. В процессе обсуждения стратегии происходит итеративный процесс согласования целей с имеющимися ресурсами компании (организации).

Таким образом, в компании не может быть десяток стратегий, т.к. самостоятельное целеполагание в разрезе функциональных направлений компании отсутствует — система целей формулируются для компании в целом. Функциональные подразделения разрабатывают не стратегии, а планы достижения стратегических целей в части деятельности функционального подразделения.

Золотой век стратегического планирования — это восьмидесятые годы прошлого века. Во многих компаниях за рубежом создавались отделы стратегического планирования. Тогда же появились инструменты Boston Consalting Group (знаменитые «собаки», «лошади», «коровы» и «звезды»). McKinsey и другие компании также разработали ряд методологий.

Возникли забюрократизированные процедуры, которые наблюдаются до сих пор во многих наших средних и крупных компаниях.

Типичный процесс разработки стратегии при стратегическом планировании следующий.

Руководством компании принимается решение о разработке или корректировки стратегии. Процесс стратегического планирования осуществляется на базе утвержденных положений, порядков и инструкций, последовательно прописывающих все этапы и процедуры стратегического планирования. В рамках этих нормативных процедур подразделениям компании поручают подготовить информацию и предложения, как правило, по заданной форме (шаблону). Собирает информацию, обычно, планово-экономическое, финансовое или кадровое подразделение. Полученные из функциональных подразделений предложения согласуются друг с другом, уточняются и корректируются. В крупных компаниях данный процесс занимает месяцы.

Собственники и руководство компании в этот процесс, как правило, не вовлечены. Цели собственников и руководства компании явно не сформулированы и нижестоящим подразделениям не ясны. Цели каждого собственника и руководителя не систематизированы, не согласованы с целями коллег, не продуманы, часто носят качественный характер и больше похожи на разрозненные пожелания («хотелки»), чем на систему стратегических целей. Определить так ли это нетрудно. Достаточно опросить собственников и руководителей компании и получить набор совершенно разных представлений каждого из них о целях и направлении развития компании на ближайшие 4–5 лет. Часто собственники и руководители компаний поручают разработку стратегии консультантам и ждут проект стратегии, чтобы далее рассмотреть его и вынести окончательное решение.

Согласование целей собственников и руководителей компании происходит только в том случае, если консультанту удается организовать серию стратегических сессий с участием собственников и руководителей компании, вовлечь их в процесс целеполагания и разработки стратегии. Стратегическое планирование в виде набора нормативных документов, как правило, такое согласование не предусматривает, ограничиваясь формальной подготовкой проектов стратегий и представления их на рассмотрение и утверждение руководству и собственникам компании.

В итоге получается документ, содержащий качественные цели и неконкретные пути достижения, содержащий объемный анализ внешней среды и состояния компании, с описанием деятельности функциональных подразделений и итогами их работы за последний год. Некая смесь пожеланий и отчета о проделанной работе.

Руководство после нескольких замечаний все это формально утверждает и на этом работа в большинстве случаев заканчивается. В компании появляется модный атрибут — стратегия. Его основное назначение — пиар. У всех есть — и у нас теперь тоже будет.

При стратегическом планировании процесс разработки стратегии построен не сверху вниз, а снизу вверх4: в самом общем виде обозначены цели (или представления о целях, как они понимаются руководителями нижестоящих подразделений), исходя из которых, функциональным заместителям предлагается представить функциональные стратегии. Проблема состоит в том, что каждый руководитель видит ситуацию в компании «со своей колокольни», соответственно, и действия, необходимые для достижения одних и тех же целей, каждый видит по-своему. Чем крупнее компания, тем острее встает эта проблема.

Необходимо также понимать, что каждый заместитель генерального директора, курирующий соответствующее направление деятельности компании, стремится добиться выделения ему максимального количества ресурсов (денежных, материальных, людских, информационных, властных и других) для выполнения поставленных задач. И он будет биться за каждый «грамм» этих ресурсов, невзирая на глобальные цели развития компании. Чем больше в его распоряжении ресурсов — тем больше вероятность достичь поставленных напряженных целей.

Часто специалисты сталкиваются с такой ситуацией4: есть серьезный анализ текущей ситуации, выработаны видение, миссия, цели, функциональные стратегии и инициативы, прописаны механизмы и ключевые показатели. При этом никак не отделаться от ощущения, что здесь что-то не так. Потом постепенно приходит понимание: все так красиво, потому что самые главные и сложные вопросы развития компании просто-напросто опущены. Они испарились за массой аналитических выкладок и подробно прописанных функциональных планов и стратегий.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что основное назначение стратегии — определение приоритетов развития компании и фокусировка усилий всех служб компании на достижении стратегических целей 4. Тем не менее стратегии остаются часто перегруженными избыточной информацией, в первую очередь описанием текущей деятельности того или иного функционального направления. Сотрудники компании открывают такой важный документ, как «Стратегия развития компании на 2012–2017 гг.», и вместо ключевых решений видят общие места, о которых они и так знают. После этого они начинает так же относиться ко всему содержанию стратегии, даже если там есть действительно важные решения и приоритеты.

4 Взаимосвязь планирования и прогнозирования

 

Разработка прогноза и формирование плана – взаимосвязанные стадии плановой работы, которые, однако, имеют специфику. Различие между ними состоит в том, что план – отражение и воплощение уже принятого хозяйственно-политического решения, а прогноз – поиск возможного реалистического, экономически верного решения. План как итог всех видов и этапов плановой работы должен быть качественно однозначным, направленным на достижение уже выбранных целей. Прогноз обнаруживает возможность различных вариантов развития, анализирует и обосновывает их. В прогнозе можно рассмотреть различные принципы финансовой политики и сочетания объективных и субъективных, экономических и внеэкономических факторов.

Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которых компания стремится достичь в будущем.

Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т.е. составления стратегических, текущих и оперативных планов). Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании.

 

5 Схема прогнозирования

 

 

6 Методы планирования и прогнозирования

 

В теории и практике плановой деятельности сформировалась система методов, которая может быть классифицирована различными способами: по источникам используемой информации, по степени ее обработки, по механизму построения плана или прогноза и др.

Особое место в практике занимают методы планирования: нормативный, балансовый, программно-целевой, сетевой и экономико-математические модели.

Нормативный метод широко используется для обоснования плановых и прогнозных документов, основан на применении различного вида норм и нормативов для расчета потребности в разнообразных ресурсах. Нормы и нормативы группируются по различным признакам. По характеру распространения - местные, отраслевые, межотраслевые. По масштабу применения - индивидуальные и групповые. По периоду действия выделяют текущие и перспективные. По направлениям использования нормы и нормативы имеют широкий диапазон: использования ресурсов, эффективности, потребления, экологии и т.д.

Балансовый метод - один из наиболее распространенных в экономике, реализующий принцип сбалансированности и пропорциональности. В планировании и прогнозировании балансовый метод обеспечивает увязку потребностей и ресурсов в масштабе всей экономики, координацию в развитии смежных отраслей и производств, пропорциональность и взаимоувязку всех элементов экономической системы. Предполагает разработку балансов в виде таблиц, представляющих систему показателей, в которой одна часть – ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей использование по всем направлениям. Виды балансов: материальные, стоимостные, трудовые.

Программно-целевой метод – предполагает четкую постановку цели и разработку комплекса мероприятий для ее достижения в заданные сроки. Используется при разработке целевых комплексных программ для решения ключевых проблем социально-экономического и научно-технического развития. Целевая комплексная программа – это увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления комплекс социально-экономических, научно-технических, организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на решение важной проблемы. Основные требования: четко выраженный целевой характер; ориентир на полное решение проблемы; достижение конечных результатов.

Сетевой метод планирования предполагает построение схемы последовательного и параллельного проведения работ с указанием срока их выполнения и нахождения наименьшего критического пути. Этот метод применяется при составлении календарного плана в строительных организациях.

Экономико-математическая модель формализованное описание исследуемого экономического процесса или объекта в виде математических зависимостей и отношений, т.е. формул.

По степени формализации методы прогнозирования делятся на две группы: интуитивные и формализованные.

Интуитивные основаны на интуиции и логическом мышлении. Широко используются когда невозможно учесть влияния множества факторов на сложный объект, или объект очень простой и не нужны трудоемкие расчеты.

Среди интуитивных широкое распространение получили методы экспертных оценок, исторических аналогий, прогнозирование по образцу.

Сущность метода экспертных оценок – прогноз строится с учетом мнения специалиста или группы, основанного на профессиональном, научном и практическом опыте.

Сущность метода исторических аналогий – за аналог берется высокоразвитая система (страна, регион, отрасль), изучается процесс ее развития в истории и строится прогноз. Однако, это только точка отсчета, а к окончательному выводу можно прийти, лишь исследуя внутренние условия и закономерности развития системы.

Сущность метода прогнозирования по образцу – за образец берется новейшее изделие или технология, «образец» является начальным пунктом прогнозирования. Практика показывает, что этот метод, как правило, используется при определении путей развития новых видов техники.

Формализованные – основаны на использовании математической теории и логики, математических методах. Основу этих методов прогнозирования составляет изучение динамических рядов экономических показателей и их формализованное описание в виде математических зависимостей и отношений. Динамический ряд - это множество наблюдений объекта, полученных последовательно во времени. К формализованным методам относятся методы экстраполяции и моделирования.

Экстраполяция (от лат. «экстра» – «сверх, делать гладким, сглаживание» - наиболее распространенные и математически проработанные методы. Сущность - в изучении динамики изменения экономических процессов и явлений в прошлом и настоящем и переносе найденной закономерности на будущее.

Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта и выделения его основных характеристик или признаков. Толчком к развитию формализованных методов послужило возникновение и применение ЭВМ. Моделирование основано на методах прикладной математики и математической статистики.

7 Сущность и функции норм и нормативов

 

 

Определение терминов «норма» и «норматив» в литера­турных источниках дается по-разному. Наиболее полное и точное из них указано в Большом экономическом словаре, в котором «норма» в переводе с латинского означает узако­ненное установление, признанный обязательный порядок, установленную меру, среднюю величину чего-нибудь. А тер­мин «норматив» это показатель норм, в соответствии с которыми производится какая-либо работа, выполняется какая-либо программа; поэлементные составляющие норм, характеризующие удельный расход сырья или материалов на единицу массы, площади, объема, длины при выполнении производственных процессов; размеры технологических от­ходов и потерь сырья и материалов по видам производствен­ных процессов.

Норма измеряется натуральными (кВт, г, кг, л, м и др.), стоимостными (рубли) и трудовыми (человеко-час) пара­метрами. Нормативы устанавливаются и выражаются чаще всего в коэффициентах или процентах (коэффициент исполь­зования оборудования, процент содержания спирта в вине и т.п.).

Норма может выступать в качестве норматива и, наоборот, норматив может быть составной частью нормы. При этом на некоторые работы в отдельных производствах значение норма­тивов и норм нередко совпадают. Поэтому в практике плани­рования, а часто и в экономической теории понятия «норма» и «норматив» используются как синонимы.

В целом норма и норматив как экономические категории представляют собой научно обоснованную меру затрат того или иного вида ресурса на производство единицы продукции или на выполнение определенного объема работ.

Сущность норм и нормативов, как и других экономиче­ских категорий, проявляется в выполняемых ими функциях. Основными функциями нормативной базы организации явля­ются: информационно-измерительная, учетно-аналитическая, расчетно-плановая, стимулирующая, контрольная (рис. 2.1).

Информационно-измерительная функция заключается в фор­мировании эффективной нормативно-информационной базы, обеспечивающей высокое качество планово-экономической ра­боты организации. С практических позиций нормы и нормативы, являясь объективной мерой затрат и результатов, служат инфор­мационной основой для определения потребности в машинах и оборудовании, сырье и материалах, расчета численности персо­нала и его заработной платы, затрат живого и овеществленного труда, установления основных финансовых результатов и дру­гих показателей производственной деятельности.

 

Учетно-аналитическая функция предполагает научное обе­спечение учета фактических затрат на производство и ком­плексного анализа использования и выявления потребностей в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, исследо­вание всех технико-экономических показателей деятельности

организации, оценку факторов, их обусловливающих, а также разработку обоснованных предложений по повышению эф­фективности и конкурентоспособности производства и реали­зации продукции.

Расчетно-плановая функция связана с расчетом и обоснова­нием стратегических, тактических, оперативно-производствен­ных планов по всем основным направлениям производственной деятельности организации. В процессе реализации этой функции формируется система научных норм и нормативов, обеспе­чивающих высокое качество и эффективность планирования, широкое внедрение достижений научно-технического прогрес­са в планово-экономическую работу организации.

С учетом прогрессивной нормативной базы разрабатываются основные организационно-экономические, технические меро­приятия по повышению ритмичности выполнения плановых за­даний, улучшению планомерности деятельности организации.

Стимулирующая функция заключается в разработке дей­ственной системы стимулирования внедрения достижений научно-технического прогресса, инновационных технологий и нововведений, максимального использования производствен­ных факторов и роста производительности труда. В процессе реализации этой функции с использованием действующей нор­мативной базы, формируется система поощрений и санкций за выполнение или невыполнение установленных плановых заданий по всем категориям персонала.

Контрольная функция предполагает обеспечение создания и функционирования эффективной системы внутреннего кон­троля за принятием управленческих решений в области фор­мирования и использования производственно-ресурсного по­тенциала организации.

Процесс реализации рассмотренных функций нормативной базы организации базируется на определенных принципах, основными из которых являются следующие.

Ориентированность на стратегические направления раз­вития организации. Система норм и нормативов должна быть подчинена общей стратегии планирования производственной деятельности. Какими бы эффективными ни казались те или иные нормы и нормативы, они не должны применяться в рас­четах плановых показателей, если их содержание не отвечает основной цели организации, вступает в противоречие со стра­тегической миссией ее развития.

Интегрированность с общей системой внутрифирменно­го планирования. Обеспечение эффективности планирования в значительной мере зависит от качества используемой норма­тивной базы. Система норм и нормативов тесным образом свя­зана со всеми направлениями формирования и развития основ­ных технико-экономических показателей производственной деятельности. Это определяет необходимость органической интегрированности системы норм и нормативов с системой внутрифирменного планирования и другими системами управ­ления организацией.

 

 

Прогрессивный характер формирования. Для решения много­численных планово-экономических задач нормы и нормативы должны быть технически и экономически обоснованными, предо­пределять внедрение достижений научно-технического прогресса в производство с широким использованием вычислительной тех­ники и компьютерных технологий, способствовать повышению эффективности и научной обоснованности планирования.

Высокий динамизм, гибкость и стабильность. Даже наи­более эффективные планово-экономические решения, реали­зованные в предшествующем периоде, не всегда могут быть использованы в перспективе. Это связано прежде всего с вы­сокой динамикой внешних и внутренних условий функцио­нирования организации. Поэтому системе норм и нормативов должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий из­менение факторов внешней и внутренний среды, и гибкость, предусматривающая систематический их пересмотр в соот­ветствии с изменениями условий производства под влияни­ем научно-технического прогресса. Кроме того, они должны быть стабильными, т.е. обеспечивать жизнеспособность пла­новых проектов в определенных временных границах.

Комплексность и сопоставимость на всех этапах и уров­нях планирования. Все управленческие решения по совершен­ствованию деятельности организации тесным образом взаи­мосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на ее финансово-экономические показатели развития в целом. В связи с этим нормы и нормативы должны рассматриваться как комплексная система, обеспечивающая взаимосвязь и со­поставимость ее элементов, составляющих целостное образо­вание, каждый из которых вносит свой вклад в общие результа­ты деятельности организации.

8 Классификация норм и нормативов

 

В практике экономической деятельности используют различные классификации норм и нормативов.

С точки зрения уровня управления нормы и нормативы могут быть разделены на две основные группы.

1. Задаваемые соответствующими федеральными или региональными органами управления, в частности:

- предельно допустимые величины выбросов вредных веществ в атмосферу, сброса сточных вод и др.;

- нормы и нормативы, связанные с использованием живого труда;

- продолжительность рабочей недели и рабочего дня, уровень минимальной заработной платы, тарифная ставка первого разряда и тарифные коэффициенты для государственных предприятий, величина должностных окладов для бюджетных организаций и др.;

- отдельные нормативы использования средств труда(нормы амортизационных отчислений, категории ремонтной сложности и др.);

- социальные нормативы (удельная площадь на одного работающего, норма численности по медицинскому самообслуживанию и др.);

- нормы и нормативы охраны труда (температура воздуха в рабочих помещениях, влажность, загазованность, освещённость);

- нормы и нормативы пожарной безопасности;

- величина мобилизационных мощностей;

- ставка рефинансирования;

- некоторые экономические нормы и нормативы, связанные с выплатой налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

- нормативы, определяющие критический уровень платежеспособности предприятия.

2. Устанавливаемые на уровне предприятия:

- нормы и нормативы организации производственного процесса;

- длительность производственного цикла, размер партий запуска деталей в производство, нормы запасов сырья, материалов, топлива; нормы заделов и незавершённого производства. Все эти нормы и нормативы используют для рациональной организации производственного процесса, оперативного планирования и регулирования хода производства;

- нормы и нормативы для планирования основных показателей затрат ресурсов всех видов; нормы и нормативы использования средств труда; материальных затрат; затрат живого труда; оборотных средств.

В зависимости от содержания затрат и результатов различают экономические и технико-экономические нормы и нормативы. Если они измерены в стоимостном выражении, то нормы и нормативы считаются экономическими. Если же затраты или результаты исчислены в технических единицах, то такие нормы и нормативы относятся к технико-экономическим.

В зависимости от участия в планировании видов и сторон деятельности предприятия нормы и нормативы предприятия подразделяют на десять групп:

 

1. Нормативы эффективности производства.

2. Нормы и нормативы труда и заработной платы.

3. Нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива и энергии.

4. Нормы и нормативы использования производственных мощностей и освоения проектных мощностей.

5. Нормативы капитальных вложений и капитального строительства.

6. Нормы и нормативы потребности и запасов оборудования и показатели его использования.

7. Финансовые нормы и нормативы.

8. Нормы денежных (комплексных) затрат на производство (обслуживание, представительские расходы, отчисления на цеховые мероприятия и т.п.).

9. Социально-экономические нормы и нормативы.

10. Нормы и нормативы охраны окружающей среды.

Эти группы норм и нормативов классифицируются на подгруппы и виды. Подгруппы образуются по принципу отображения наиболее важных функций норм и нормативов в процессе планирования. Виды включают в себя нормы и нормативы, отображающие использование в производстве определённых ресурсов. В состав норм и нормативов предприятия входят прежде всего нормы и нормативы, охватывающие основные элементы процесса труда (нормы и нормативы затрат труда, расхода материальных ресурсов и использования средств труда), а также организацию производственного процесса (календарно-плановые нормативы). Остальные группы норм и нормативов находятся в стадии формирования. Их разработка осуществляется функциональными подразделениями предприятия под руководством планово-экономического отдела.

Все нормы и нормативы отличаются друг от друга по следующим признакам:

1) время действия – оперативные, текущие и перспективные;

2) характер распространения – межотраслевые, отраслевые и местные;

3) объект нормирования – могут устанавливаться на операцию, деталь, узел, вид продукции или работ;

4) степень детализации – специфицированные и сводные;

5) масштаб применения – индивидуальные (единичные) и групповые (обобщённые);

6) метод разработки – расчётно-аналитические, опытные и отчётно-статистические.

Несмотря на кажущееся обилие всех норм и нормативов, логика их практического применения заключается в том, что с их помощью заранее определяется зависимость между расходуемыми ресурсами и планируемыми результатами. Система нормативов в строительстве включает в себя производственные нормативы, нормы и правила производства работ, нормы ценообразования (сметные нормативы), плановые нормативы, нормы проектирования, нормы организации и управления строительством и др.

К производственным нормативам относятся: нормы затрат труда, машинного времени, заработной платы, расхода материалов, конструкций, деталей и полуфабрикатов; эксплуатации машин (нормы расхода энергоресурсов, горючесмазочных материалов, запасных частей и т.д.); укрупнённые производственные нормы затрат труда и заработной платы.

 

 

Разработка технически обоснованных производственных нормативов для строительства ведётся методами технического нормирования. Оно позволяет устанавливать меры затрат труда, материальных ресурсов и машинного времени, материальных ресурсов и машинного времени на изготовление единицы продукции требуемого качества в определённых организационно-технических условиях.

Прежде чем перейти к описанию видов производственных нормативов, применяемых в строительстве, рассмотрим некоторые понятия и термины.

Трудоёмкость строительно-монтажного процесса – количество труда рабочих, затрачиваемое в рациональных производственных условиях на выполнение доброкачественной продукции (определяется в человеко-минутах, человеко-часах, человеко-сменах).

Норма времени рабочих – количество текущего времени, установленное на выполнение единицы продукции в рациональных организационно-технических условиях (исчисляется в часах на единицу продукции).

Норма затрат труда – количество затрат труда, установленное на выполнение единицы доброкачественной продукции в рациональных организационно-технических условиях (выражается в человеко-часах на единицу продукции).

Норма выработки – количество доброкачественной продукции, изготовленное в единицу времени в рациональных организационно-технических условиях.

Норма затрат машинного времени – количество текущего времени использования машины, установленное на единицу доброкачественной продукции, в рациональных организационно-технических условиях.

Производственные нормы затрат труда и затрат машинного времени применяются при определении нормативной трудо- и машиноёмкости объёма строительных и монтажных работ. На их основе составляются производственные калькуляции на отдельные виды работ, этапы и законченные объекты. По этим калькуляциям подбирается численный и профессионально-квалификационный состав звеньев и бригад, количество оборудования, число механизмов и инструментов для организации непрерывной и ритмичной работы рабочих и машин. Они используются для составления простых и аккордных нарядов – заданий на выполнение работ, на их основе разрабатываются сметные нормы затрат труда и машинного времени, графики производства работ, карты трудовых процессов.

Производственные нормы затрат труда и машинного времени сведены по видам работ в сборники, которые утверждаются и издаются в зависимости от категории норм соответствующими инстанциями. Действующие производственные нормы на строительные и монтажные работы делятся на три категории:

- единые нормы и расценки (ЕНиР), обязательные для применения на всей территории страны;

- ведомственные нормы и расценки (ВНиР), применяемые в рамках ведомства;

- местные нормы и расценки (МНиР), используемые в определённой строительной организации.

Ведомственные нормы разрабатываются только при отсутствии таковых в сборниках ЕНиР, а местные – при отсутствии соответствующих норм в ЕНиР и ВНиР.

Сметные нормативы предназначены для определения, планирования и регулирования сметной стоимости строительства зданий, сооружений и их комплексов. В группу сметных нормативов входят сметные нормы, цены, прейскуранты, тарифы и расценки.

К сметным нормативам относятся: нормы затрат труда и заработной платы; затрат машинного времени; расхода материалов, деталей и конструкций; сметные цены и материалы, конструкции, полуфабрикаты и изделия; перевозка грузов; эксплуатация строительных машин и оборудования; единичные расценки; укрупнённые сметные нормы; нормы дополнительных затрат; нормы накладных расходов и плановых накоплений.

Сметные нормы являются усреднёнными и укрупнёнными. Они вычисляются из среднего уровня производства строительных и монтажных работ, транспортных условий, цен на строительные материалы, технического состояния строительных машин. Этот уровень устанавливается с учётом географии страны, для чего сметные нормы дифференцированы по территориальному признаку.

Плановые нормативы разрабатываются для тактического и стратегического планирования применительно как к отдельным строительным организациям любого уровня, так и к строительству в целом.

9 Методы и порядок разработки норм и нормативов

 

Качество норм и нормативов, их способность выполнять свои функции во многом зависит от метода их установления.

Различают два основных метода нормирования: суммарный и аналитический.

При суммарном методе нормы (нормативы) расходования тех или иных ресурсов устанавливаются на единицу продукции или работы в целом, без расчленения их на составные части. При этом они могут устанавливаться: на основе наблюдений, на основе опыта, или на основе фактических (статистических) данных о затратах ресурсов на подобную продукцию (работу) в прошлых периодах. Отсюда суммарный метод имеет несколько разновидностей: опытный, по аналогии, опытно-статистический.

Нормы и нормативы, установленные суммарным методом называют опытно-статистическими. Они не способствуют выявлению резервов производства. Используются при укрупненных расчетах, нормировании расхода вспомогательных сырья и материалов, управленческого труда и труда вспомогательных рабочих и т.д.

Аналитический метод основывается на определении тех или иных затрат по отдельным элементам с последующим их суммированием в затраты на единицу продукции или работы. Затраты ресурсов по элементам могут устанавливаться: на основе физических измерений в процессе непосредственных наблюдений; путем расчета по формулам или по первичным нормативам. Отсюда различают две разновидности аналитического метода: аналитически-исследовательский и аналитически- расчетный.

Возможно также применение комбинированного метода нормирования ресурсов, когда определение расхода отдельных видов ресурсов осуществляется аналитическим методом, а ресурсов в целом – суммарным методом, или когда в процессе установления норм применяются оба метода. Например, чистый расход i-го материала на единицу продукции определяют одним из аналитических методов, а размер технологических отходов и потерь – одним из суммарных методов.

Чтобы обеспечить максимальную экономию используемых ресурсов, в бизнес-плане работы предприятия имеется план развития, в котором предусматриваются различные мероприятия по экономии материальных, трудовых и других видов используемых ресурсов, что, естественно, отражается на параметрах текущих норм и нормативов, используемых при разработке планов. Отсюда разработка норм и нормативов осуществляется в соответствии со следующими этапами:

анализ прогрессивности и обоснованности применяемых норм и нормативов и выявление на этой основе внутрипроизводственных резервов экономии ресурсов;

разработка мероприятий по использованию выявленных резервов экономии ресурсов с установлением конкретных задач и сроков их реализации;

расчет экономической эффективности запланированных мероприятий и определение нового уровня норм и нормативов использования i-х ресурсов с учетом реализации запланированных мероприятий;

контроль за ходом внедрения запланированных мероприятий и освоением новых норм структурными подразделениями.

10 Метод экспертных оценок

 

Экспертной называется оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов. Эксперт (от лат. expertus — опытный) — сведущее лицо, приглашаемое для решения вопроса, требующего специальных знаний.

Экспертиза бывает индивидуальной (когда к решению задачи привлекается один специалист) и групповой. Эксперты могут устно высказывать свое мнение или заполнять специальную анкету.

К мнению специалистов обращаются всякий раз, когда осуществить измерения более точными методами невозможно или очень трудно. Порой лучше получить приблизительное решение немедленно, нежели долго искать пути точного решения. Но субъективная оценка значительно зависит от индивидуальных особенностей эксперта: квалификации, эрудиции, опыта, личных вкусов, состояния здоровья и т. п. Поэтому индивидуальные мнения рассматриваются как случайные величины и обрабатываются статистическими методами. Таким образом, современная экспертиза — это система организационных, логических и математико-статистических процедур, направленных на получение от специалистов информации и анализ ее с целью выработки оптимальных решений. И лучший тренер (педагог, руководитель и т. п.) тот, который опирается одновременно на собственный опыт, и на данные науки, и на знания других людей.

Проведение экспертизы включает следующие основные этапы: формирование ее цели, подбор экспертов, выбор методики, проведение опроса и обработку полученной информации, в том числе оценку согласованности индивидуальных экспертных оценок.

Подбор экспертов — важный этап экспертизы. Высо­коквалифицированному эксперту свойственны компетентность, беспри­страстность, интуиция, широта взглядов и независимость суждений.

Для объективной оценки компетентности экспертов могут быть составлены специальные анкеты, отвечая на вопросы которых в течение строго определенного времени, кандидаты в эксперты должны проде­монстрировать свои знания. Кроме того, полезно предложить им заполнить анкету самооценки своих знаний. Опыт показывает, что люди с высокой самооценкой ошибаются меньше других.

Другой подход к отбору экспертов основан на определении эффективности их деятельности. Абсолютная эффек­тивность деятельности эксперта определяется отношением числа случаев, когда эксперт верно предсказал дальнейший ход событий, к общему числу экспертиз, проведенных данным специалистом. Напри­мер, если эксперт участвовал в 10 экспертизах и 6 раз его точка зрения подтвердилась, то эффективность деятельности такого эксперта рав­на 0, 6. Относительная эффективность дея­тельности эксперта — это отношение абсолютной эффек­тивности его деятельности к средней абсолютной эффективности деятельности группы экспертов. Очевидно, что эксперт представляет тем большую ценность, чем выше абсолютная и относительная эффективность его деятельности. Для повышения качества экспертизы стараются повысить квалификацию экспертов путем специального обучения, тренировок и ознакомления с возможно более обширной объективной информацией по анализируемой проблеме. Судей во многих видах спорта можно рассматривать как своеобразных экспер­тов, оценивающих мастерство спортсмена (например, в гимнастике) или ход поединка (например, в боксе).

 

Большое значение имеет степень согласованности мнений экспертов, оцениваемая по величине рангового коэффици­ента корреляции (в случае двух экспертов) или по величине так называемого коэффициента конкордации (в случае не­скольких экспертов).

На практике показателем квалификации эксперта часто служит отклонение его оценок от средних оценок группы экспертов. Принято считать, что эксперт тем квалифицированнее, чем ближе его точка зрения к коллективному мнению. Однако это не всегда так; например, оригинальное новшество может быть понято не сразу.

Экспертные оценки зависят от количества экспертов. При уменьшении его гипертрофируется (преувеличивается) роль каждого из них, а при очень большом количестве экспертов трудно добиться согласованного мнения.

Способы проведения экспертизы многообразны. Самый простой из них называют методом предпочтения (ранжирования). Пользуясь этим методом, эксперты расставляют оцениваемые объекты по рангам в порядке ухудшения их качества. Место, занятое каждым объектом, определяется числом набранных баллов: чем больше (меньше) сумма баллов, тем выше занятое место.

Часто используется и другой способ проведения экспертизы — метод парного срав­нения. В этом случае эксперт заполняет таблицу, в которой и по горизонтали, и по вертикали обо­значены все сравниваемые объекты. Каждая клетка таблицы относится к двум сравниваемым объектам, и в ней проставляется номер того из них, который, по мнению эксперта, имеет более вы­сокое качество или (в случае оценки весомостей) более важен. Заполняется либо одна половина таблицы, либо (в методе «полного парного сравнения») обе ее половины. В последнем случае оцениваемые объекты сравниваются между собой дважды (например, вначале первый со вторым, а спустя некоторое время — второй с первым). Так удается избежать случайных ошибок и, кроме того, выявить экспертов, небрежно отнесшихся к своим обязанностям или не имеющих определенной точки зрения. Говоря языком теории тестов, метод «полного парного сравнения» обладает заведомо более высокой надежностью(воспроизводимостью), нежели метод парного сравнения. Из более сложных методов проведения экспертизы получил распространение «метод Дельфы», разработанный для решения крупных деловых проблем. Отличительными особенностями его явля­ются:

 

 

· анонимность: эксперты не встречаются друг с другом и тем самым исключается влияние авторитета и красноречия кого-либо на мнение группы;

· многоэтапность: после каждого тура экспертизы эксперты имеют возможность ознакомиться с мнениями коллег и к следующему туру пересмотреть свою точку зрения;

· управляемость: регулирует процедуру экспертизы и сохраняет ее анонимность «координатор», который вправе попросить каждого эксперта письменно обосновать свое мнение и ознакомить с ним других экспертов;

· контроль за качеством экспертизы: после каждого тура экспертизы оценивается разброс мнений экспертов относительно сре­днего значения. Применяемые при этом количественные меры зависят от того, какие измерительные шкалы используются: если шкала порядка, то среднее значение оценивают медианой, а неодинаковость мнений — величиной квантилей; если шкала интервалов или отноше­ний, то применяют среднее арифметическое значение и стандартное отклонение.

Процедура экспертизы по методу Дельфы продолжается до тех пор, пока разброс отдельных мнений не снизится до заранее выбранного значения

 

Метод анкетирования

В этом разделе Вы узнаете об особенностях другого метода проведения квалиметрии - анкетировании

нкетой (от франц. anquete — расследование) называется опросный лист, содержащий вопросы, на которые нужно ответить письменно. Техника экспертизы и анкетирования — это сбор и обобще­ние мнений отдельных людей. Девиз экспертизы — «Ум хорошо, а два лучше!» Характерные примеры экспертизы: судейство в гимнастике и фигурном катании на коньках, конкурс на звание лучшего по профессии или лучшую научную работу и т. п.

Анкетированием называется метод сбора мнений посред­ством заполнения анкет. Анкетирование наряду с интервью и беседой относится к методам опроса. Методы опроса позволяют получать информацию о мнениях люден, мотивах поведения, намерениях и т. д., т. е. обо всем, что пока еще не может быть установлено при помощи инструментальных методов измерения. По отношению к методу экспертных оценок анкетирование играет служебную роль, но имеет и самостоятельное значение, если речь идет о сборе массовых мнений. В отличие от интервью и беседы анкетирование предполагает письмен­ные ответы лица, заполняющего анкету — респондента (англ. respondent — отвечающий), — на систему стандартизированных во­просов.

Применяется несколько вариантов анкетирования: групповое и индивидуальное, очное и заочное, персональное и анонимное. При групповом анкетировании на вопросы анкеты отвечает коллектив (например, учебная группа). При заочном анкетировании ответы присылаются по почте. При анонимном анкетировании и не заполняется демогра­фическая часть анкеты, т. е. не указываются фамилия, имя, отчество, возраст, образование и другие паспортные данные респон­дента.

Анкета, как правило, состоит из трех частей: введения, демографической и основной. Вопросы демографического характера рекомендуется поме­щать в конце анкеты. В основную часть анкеты включают следующие вопросы: открытые (свободные) и закрытые, безусловные и условные, прямые и косвенные.

Открытыми называются вопросы, не ограничивающие ответ респондента. Например: «В какой сфере деятельности Вы хотели бы специализироваться?» Закрытый вопрос, напротив, предполагает зара­нее определенные варианты ответа. Например: «Кем бы Вы хотели работать по окончании института: тренером, преподавателем, научным сотрудником или оргработником?».

Прямые вопросынацелены непосредственно на решение задач исследования. Например, может быть задан вопрос: «Какова роль скоростно-силовой подготовки в тренировке бегунов на 400 м?» Косвенный вопрос в этом случае прозвучал бы, например, так: «Како­во Ваше мнение о сравнительной важности воспитания выносливо­сти и скоростно-силовых качеств в системе подготовки бегунов на 400 м?»

Условные вопросы в отличие от безусловных предлагают респонденту высказать свое мнение о явлениях, которые могли бы иметь место при определенных условиях. Пример условного вопроса: «Каким будет состав команды в следующей игре, если сегодняшний матч будет выигран?»

От составителя анкеты требуется высокая профессиональная компетентность, безупречная грамотность, такт. Вопросы должны быть лаконичны и точны, они должны соответствовать образова­тельному уровню респондентов. Желательно в начале анкеты располо­жить нетрудные вопросы, которые могли бы заинтересовать респон­дентов, а основную часть вопросов «по существу» поместить в середину анкеты.

Качество анкетирования повысится, если до начала опроса подвергнуть составленную анкету экспертной оценке и усовершенство­вать ее в соответствии с высказываниями экспертов.

В последнее время квалиметрические методы (экспертиза, анкетиро­вание и др.) все чаще используются для решения оптимизационных задач (оптимизация соревновательной деятельности, тренировочного процесса). Современный подход к задачам оптимизации связан с имитационным моделированием соревновательной и тренировочной деятельности. В отличие от других видов моделирования при синтезе имитационной модели наряду с математически точными данными используется квалитативная информация, собираемая мето­дами экспертизы, анкетирования и наблюдения. Например, при моделировании соревновательной деятельности лыжников нельзя точно предсказать коэффициент скольжения.

Его вероятную величину можно оценить путем опроса специалистов по смазке лыж, знакомых с климатическими условиями и особенностя­ми трассы, на которой будут проходить соревнования.

 

 

11 Метод «Дельфи»

Другие названия метода: " Дельфийский метод", " Метод дельфийского оракула".

Авторы метода: О. Холмер, Т. Гордон и др. (США), 50-е годы XX в.

Назначение метода

Применяется на этапах формулирования проблемы и оценки различных способов ее решения. Метод Дельфи - один из инструментов выбора и оценки решения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.