Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемник радиостанции






 

Радиоприемник обеспечивает прием и обработку модулированных сигналов в диапазоне рабочих частот радиостанции. Для достижения высокой чувствительности и хорошей избирательности приемники бортовых радиостанций построены по супергетеродинной схеме с многократным преобразованием частоты принимаемого сигнала. Применяется, как правило, трехкратное или двукратное преобразование. При этом требуемая чувствительность и избирательность по основному каналу приема и заданное ослабление приема по побочным каналам обеспечиваются за счет выбора сравнительно низкой промежуточной частоты (0, 5...2 МГц), на которой производится основное усиление и избирательность. На указанных частотах имеется возможность применения высококачественных полосовых фильтров, например электромеханических, кварцевых и др. При этом ослабление приема по зеркальному каналу достигается соответствующим выбором значений промежуточных частот в первых ступенях преобразования. Указанные меры позволяют обеспечить ослабление чувствительности приемника по каналам побочного приема на 70...80 дБ и более. В этих же пределах находится и односигнальная избирательность бортовых радиоприемников. Кроме того, применение многократного преобразования частоты в определенной степени упрощает задачу формирования сетки рабочих частот радиоприемника.

В радиостанциях, построенных по трансиверной схеме (рис. 2.1), приемный канал включает в себя следующие элементы: антенное согласующее устройство, УРЧ приемника, УПЧ и УЗЧ. Назначение их известно из курса радиоприемных устройств, поэтому остановимся лишь на особенности их построения.

Усилитель радиочастоты выполняется, как правило, по схеме резонансного усилителя, имеющего электронную перестройку в пределах поддиапазона. Обычно количество УРЧ равно количеству поддиапазонов приемника Выбор поддиапазона и настройка УРЧ на рабочую радиочастоту осуществляются с помощью СДН. Вместе с входной цепью УРЧ определяет основное ослабление чувствительности приемника по зеркальному каналу, а также в значительной степени влияет на величину его коэффициента шума.

Усилитель промежуточной частоты приемника обеспечивает необходимое преобразование, основную избирательность и усиление принимаемого сигнала. Процесс преобразования сигналов в приемном канале является обратным процессу их формирования в режиме передачи. Настройка радиоприемника на рабочую частоту определяется выбором частот fi первого гетеродина. Стабильность частоты всех гетеродинов приемника определяется стабильностью опорных частот СЧ. Предусматривается сопряжение перестройки первого гетеродина приемника (выбора fi) с перестройкой каскадов УРЧ.

Блок УЗЧ обеспечивает детектирование принимаемых сигналов и усиление на звуковых частотах до величины, необходимой для нормальной работы оконечной аппаратуры. Обычно выходное напряжение приемников бортовых авиационных радиостанций при входном сигнале, соответствующем уровню номинальной чувствительности, для различных классов излучений находится в пределах 0, 5...10 В при неравномерности частотной характеристики тракта звуковой частоты не более 6 дБ.

В приемном канале предусматривается автоматическая регулировка усиления (АРУ), обеспечивающая поддержание установленного уровня выходного сигнала при медленном изменении амплитуды входного сигнала. Интенсивность принимаемого сигнала может меняться в широких пределах вследствие замираний, изменения расстояния между работающими радиостанциями, а также при приеме сигналов от радиопередатчиков с различной мощностью излучения.

В некоторых приемниках бортовых радиостанций имеется схема подавления шумов, которая представляет собой пороговое устройство, включающее УЗЧ только на время действия сигналов, уровень которых превышает определенный порог. Как правило, включение подавителя шумов производится сигналом, не превышающим номинальную чувствительность приемника. Этим исключается постоянное прослушивание шумов в телефонах членами экипажа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.