Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории контрактов






 

 

В неоинституциональной теории выделяют две теории контрактов.

1. Теория агентских соглашений (agency theory), утверждающая, что в условиях рыночной экономики неизбежны определенные противоречия между различными группами лиц, заинтересованных в деятельности фирмы, например между собственниками фирмы и ее топ-менеджерами.

Теория возникла в начале 1970-х гг. В ее основу легли работы по теории асимметричной информации. Начальный этап развития теории агентства тесно связан с именами нобелевских лауреатов в области экономики Джорджа Акерлофа и Майкла Спенса, а также с именами таких известных ученых, как Пол Милгром, Бендт Холмстром и ряд других

В основе теории — модель взаимоотношений «принципал- агент», один из которых (заказчик, принципал) передает другому (агенту) свои функции. Принципал (principal)— хозяин, глава, от лица которого действует агент (agent).

Рисунок– Отношения «принципал – агент»

 

Агентская теория объясняет, почему в этом случае возникает конфликт интересов между принципалами и агентами, состоящий в том, что последние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в своей работе прежде всего принципом приоритета собственных целей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала (от целей карьерного роста, максимизации своих доходов любым способом, до неисполнения обязанностей в силу недобросовестного отношения к труду).

Среди основных причин:

- информационная асимметрия,

- принципиальная невозможность составления полного контракта

- необходимый учет допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов.

В отношениях между врачом и пациентом врач выступает в роли агента, выбирающего некие действия, влияющие на благосостояние принципала (пациента). Врач обладает преимуществом в знаниях, которым он может воспользоваться для завышения объема оказываемых медицинских услуг сверх необходимого уровня. Такие знания врача являются скрытой информацией.

Издержки на реализацию контракта между принципалом и агентом называются агентскими. Издержки – это разница между потенциальной и фактической стоимостью компании.

Агентские издержки содержат:

- Издержки принципала на мониторинг, направленный на выявление оппортунистического поведения агента;

- Издержки агента, связанные с осуществлением залоговых гарантий для принципала (уверенность, что агент его не обманит);

- Остаточные издержки принципала, связанные с тем, что действия агента не направленные на максимизацию благосостояния принципала.

До заключения контракта принципал меньше знает про способности агента, чем сам агент, т.е. информация носит ассиметричный характер. Для принципала возникает проблема неблагоприятного выбора агента.

Также, дилемма принципала заключается в выборе между необходимостью контролировать агентов и нежеланием нести связанные с осуществлением контроля издержки.

К компенсационным системам, способным сблизить интересы принципала и агента, относятся:

1) системы участия в прибыли (бонусы, дополнительные пенсионные накопления и др.);

2) системы участия в собственности (опционные контракты)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.