Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ильин Александр Иванович






Родился 22 августа 1895 года в селе Гленки Новоторжского уезда Тверской губернии.

В 1915 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию, а спустя год, там же Духовную Академию.

С 1916 по 1918 год служил в царской армии, а с 1918 по 1922 - уже в Красной армии.

27 февраля 1922 года был рукоположен в диаконы (епископом Алексием (Симанский)). Служил в Петроградском храме во имя иконы " Всех Скорбящих Радосте". 18 октября того же года рукоположен в иерея (епископом Феофилом (Богоявленским)).

С 1922 по 1936 год служил в г. Торжке в церкви пророка Ильи (по некоторым данным был настоятелем Пятницкой церкви).

В 1936 году был репрессирован и приговорен к лагерям: Калинин, Карагандинский ИТЛ, Томско-Алинский ИТЛ, Коми, Севжелдорлаг (?).

В 1942г. был освобожден без права выезда. С 1942–1944гг. работал бухгалтером
в Севжелдорлаге. В 1944г. по болезни получил разрешение выехать в г.Аркадак.

С 1946 по 1949 год служил священником, а затем и настоятелем Вознесенской церкви в Аркадаке.

С 1949 по 1954 год – настоятелем в Казанской церкви г. Луга Ленинградской области. Сразу после назначения, о. Александр Ильин осуществил наружный и внутренний ремонт собора. Во время реставрационных работ ему помогал И.Е.Комаров, единогласно избранный общиной старостой храма. Прослуживший в соборе пять лет, замечательный пастырь не только духовно окормлял свою паству, но и сумел благоукрасить собор: им были сооружены новые богослужебные сосуды для храма. Великим постом, в апреле 1950г. были приобретены серебряные вызолоченные потир (чаша), дискос, звездица, лжица, старые же — серебряные и медные он пожертвовал в храм Воскресения Христова в с.Петрова Горка (Голубково). В конце 1950г. о.Александр по собственному проекту перестраивает иконостас, расширив его и увеличив в высоту (был надстроен второй ярус иконостаса — праздничный ряд). Под храмом по инициативе батюшки устраивается комната для псаломщика, приобретается еще половина дома на Тверской улице для проживания священников. Батюшка помогает в ремонте и благоустройстве бедных и нуждающихся приходов близ Луги.

С 1954 по 1962 год служил настоятелем в Новогородском Никольском храме.

В 1957 году закончил заочно Академию, защитил магистерскую работу на тему " Причащение Святых Таин в жизни православного христианина".

После закрытия Соборного Никольского храма во время хрущевских гонений стал настоятелем церкви ап. Филиппа и находился в этой должности до 1966 года. С 1966г. " формально" по состоянию здоровья ушел за штат.

С 1966 по 1971 год проживал в Ленинградской области, пос. Сиверский
Жил у дочери (жены священника (вероятно, того самого молодого священника с фотографии – M). Служил дома литургию почти каждый день. Его регулярно посещали многочисленные духовные дети из Москвы, Ленинграда, Новгорода, Торжка и других мест.

Скончался 14 января 1971 года. Опевание о. Илии совершил архиепископ Мелитон с сонмом духовенства.

Публикации:

 

1. Отец Анатолий Малинин. Протоиерей Александр Ильин// София: (Новгородская Епархиальная газета), 1994.

2. Прот. А. Ильин. Ответы духовным детям о познании Бога. Рукопись.

3. Попов И.В. Лужские храмы// Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып.19. СПб., [1998]. С.75.


Родители Александра Ивановича Ильина происходили из бывших крепостных крестьян. Из записей, оставленных Ильиным, следует, что родители имели на него большое влияние, большое влияние, особенно отец, который, обучившись токарному делу, работал в Петербурге. В Петербург отец забирает Александра для прохождения учебы.

В 1917 г., Александр возвращается в родное село Гленки Новоторжского уезда и женится на деревенской учительнице Александре Васильевне Пономаревой.

До 1922 года Александр служит в красной армии связистом.

В 1921–1922 гг. его служба проходила в Петрограде, где он был рукоположен в диаконы преосвященным Алексием, епископом Ямбургским (будущим Патриархом). По освобождении из армии он возвращается на родину, к жене. Там его рукополагает епископ Феофил Новоторжский, викарий Тверской епархии, во священники и направляет служить в Пятницкую церковь в Торжке, где о. Александр служит до 1936 г. В этом же году он был арестован и пробыл в лагерях (Карагандинском, Томском, Асинском, Севжелдорлаге) до 1942 г.
Амнистирован в 1953 г., а до 1946 г. был в ссылке, которую с ним разделила его матушка. В 1942–1944 гг. работал бухгалтером в Севжелдорлаге, в 1944–1946 гг. — экономистом в горторге в рабочем поселке Аркадак (Саратовская область), с 1946 по 1949 г. — настоятель Вознесенской церкви в Аркадаке. В «Воспоминаниях» о. Александр пишет, что по приезде в Аркадак были затруднения с питанием. Собирали и ели траву. Матушка заболела брюшным тифом, еле осталась жива.

В 1948 г. о. Александр выбирается в Москву и Ленинград, встречается со старыми друзьями, по благословению митрополита Григория становится заочником в Ленинградской духовной академии.

В 1949 г. о Александр был переведен в Ленинградскую епархию, в Казанский собор города Луга. В своих " Воспоминаниях" о. А. называет период 1945-1954 годов " сравнительно спокойным". Он покупает для поездок машину, много ездит по епархии. В 1954 г. еп. Григорий переводит его в Новгород настоятелем Никольского собора и благочинным.
По свидетельству его духовных чад, о. Александр никогда не говорил о годах, проведенных в тюрьме. Но в «Воспоминаниях» он пишет об этом периоде достаточно: «С августа 1936 г. в нашей жизни умножаются беды, которые самой большой тяжестью легли на мою матушку… Отчасти я их предчувствовал, но не принимал человеческих мер, все оставляя на волю Господа. Это жертва на алтарь св. Церкви, я взирал на волю Господа и вечное воздаяние, имел опорой Промысел Божий… В 1936 г., 27 августа, я был арестован вместе с епископом Агапитом Новоторжским и многими другими, направлен в лагерь на 5 лет. Матушка осталась с тремя детьми».

В 1954 г. митрополит Григорий переводит о. Александра в Новгород настоятелем Никольского собора и благочинным. В 1957 г. Новгородская епархия была отделена от Ленинградской, и епископом Новгородским стал владыка Сергий, а о. Александр сдал дела благочиния и был назначен секретарем епископа Сергия.

В 1958 г. умирает матушка Александра Васильевна.
В эти тяжелые дни о. Александр заканчивает духовную академию, ездит в Ленинград, сдавать последние экзамены, дописывает кандидатское сочинение.

В 1962 г. власть закрывает Никольский собор («по просьбе трудящихся»), и о. Александр становится настоятелем Филипповской церкви.

1 декабря 1966 г. уходит за штат.

Марина Кириллова, в воспоминаниях об о. Александре пишет:
«Когда я читала книгу о. Александра о познании Бога «Ответы духовным детям» (всего 20 машинописных страниц), меня покорило не только ее содержание, но и форма, и стиль. Эта маленькая книга написана современным священником для современных, конкретных чад, а не для абстрактных аскетов. Так же восхищает и покоряет формулистичность, законченность фраз — ни одного лишнего слова, стиль четок и легок, все прозрачно и просто. По названиям разделов книжка обычнейшая: " О познании Бога", " О вере", " О молитве", " О посте", " О смирении", " О любви", " О гордости" —и хочется сказать: " и так далее". Но эта маленькая книга написана современным священником к современным, конкретным чадам, а не к абстрактным аскетам. Ни одного лишнего слова, стиль легок и четок, никакого " плетения словес" —все прозрачно и просто. Вот небольшая подборка, по предложению из каждой главы:

" Мир—это капля воды, в которой отражается Солнце—Господь, неизмеримое его величие".

" Вера—это внутренний глаз. И этот способ познания приводит человека в состояние равновесия, т.к. он видит этим глазом руку Б., которой Господь управляет всем миром и человеком."

" Добродетель, в которой нарушена мера—от дьявола".

" Смирение—свобода".

" У смиренного человека слово приобретает творческую силу".

" Церковь будущего состоит из любви".

" Мучения ада—это мучения отвергнутой любви".

" Две основные черты современной жизни: гордость и ложь".

" Обиды есть очищение, которым Господь хочет нас очистить".

" Трапеза любви выше поста".

" Духовный путь общения основан только на доверии".

" У мудрого язык в сердце".

" Хлеб без навоза не растет. Надо так построить свою жизнь, чтобы все шло на пользу".

" Воображение—область дьявольская. Воображению надо дать направление. Направить его на изучение природы, жизни животных и т.д."

" Человек как почка: если попробуешь ее развернуть раньше времени, то погубишь, а придет время, она раскроется".

" В христианстве особые свойства личности не уничтожаются, а только очищаются, им дается направление".

" Когда разрушатся все идеи и люди зайдут в тупик, произойдут бедствия, -- тогда сплотится человечество и в этот-то момент и явится Антихрист.... Антихрист—не дьявол, а носитель зла, прикрытого добром, превосходнейший из людей".

" Современные достижения сами по себе не могут нас погубить, если мы будем знать, что начало и конец в Боге. Открытия совершает разум человеческий, данный Богом".

«Наша задача — скрыть свой духовный мир, насколько возможно». (курсив М.)

Воспоминания» о. Александра Ильина содержат также всего 20 страниц машинописного текста. Подробно — ранние биографические сведения, подробно (около 5 страниц) — описание болезни и смерти матушки, остальное — очень интимное, то, что тщательно скрывал: явления, откровения, духовные сны и чудеса, бывшие ему, его близким и прихожанам. И все это собрано не отлетным мистиком, а священником трезвейшего взгляда. То есть о. Александр сам являлся образцом того, что говорил в своих «Ответах», — его мистическая жизнь была совершенно сокрыта.

Многие духовники старательно воспитывают своих чад, авторитарно навязывают им свои взгляды, вкусы и представления от самых интимных моментов личной жизни до вопросов культуры и политики, практика духовного руководства о. Александра производит очень ненавязчивое впечатление. Была же фраза, сказанная, впрочем, очень доброжелательным собеседником: «Он ими (чадами) не занимался». И здесь хочется отметить два аспекта.

Если помнить о времени, в которое выпало служение о. Александру, то само слово «заниматься» не звучит. В хрущевские времена и сама проповедь была ограничена. Библия и молитвословы были величайшими достояниями. Личные черты характера о. Александра не располагали его к учительству. Мистик и аскет, культурный, глубокий, внутренне тихий, иконописец, художник, писатель — о. Александр совсем не «тянет» на грозного духовника с жреческой психологией, держащего чад на коротком поводке и все время одергивающего. Судя по «Ответам» и «Воспоминаниям», о. Александр глубоко верил не только в Бога, но и в человека, в Божественное в человеке, в свободный выбор этого Божественного человеком. Его личный опыт любви и свободы подсказывал, что ученик Христа «трости не переломит», что у него как духовника есть слово проповеди, молитва и любовь. И доверие к человеку. Насильно человека добрым, православным, верующим не сделаешь. Господь тут, рядом, надо только открыть дверь. Но Он в нее не ломится, Он тихо стучит.

При составлении текста использована информация из следующих источников:

Журнал " Православная община"

Марина Кириллова «ОТЕЦ АЛЕКСАНДР ИЛЬИН: " СМИРЕНИЕ ЕСТЬ СВОБОДА"

Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса.




...

Tags: Александр Ильин, РПЦ, архивы, репрессии, священство

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.