Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество






Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В искусстве, в том числе и в изобразительном, результатом творчества является создание произведений искусства, т. е. специфическое отображение объективной реальности в особой форме — в форме художественных образов. Настоящее произведение искусства является новым созданием, несущим в себе художественный образ (образы), которого до того не было.

Художественное творчество осуществляется через творческий процесс, представляющий собой совокупность стадий работы художника по воплощению определенного идейно-образного замысла в законченное произведение искусства. Творчество и творческие процессы как в науке, так и в искусстве представляют собой сложнейшие явления, отличающиеся многообразными особенностями. В то же время любому творческому процессу присуще нечто общее, объективно закономерное. Долгое время считали, что бесполезно искать общее в научном творческом процессе и в процессе творчества в искусстве, что творчество писателя, музыканта, художника неповторимо, индивидуально, во многом интуитивно, неуправляемо и не подлежит изучению. Например, известный психолог Н. Гартман писал, что нет ничего более недоступного для изучения, чем творческий акт. Действительно, характер, форма, метод творческой работы все время развиваются и видоизменяются. «Сколько писателей, столько же и навыков работы», — говорил К. Паустовский.

И все-таки пути и методы творческой работы можно обобщить и классифицировать. Были попытки создания теории творчества. Например, русский инженер П. К. Энгельмейер предложил план разработки специальной науки о творчестве — эврологии. Однако план этот не имел истинно научных обоснований, кроме свидетельств наблюдения и самонаблюдения. «Переход от преднаучного знания о творчестве к научному невозможен, пока субъект трактуется как самостоятельная сущность, излучающая творческую активность, а не как звено в сложной и объективной системе опосредствований».

В последние годы в советской науке на основе марксистско-ленинской философии разрабатывается теория творчества и восприятия. Определенный вклад в эту работу внесла комиссия комплексного изучения художественного творчества Академии наук СССР. Теория творчества и восприятия рассматривается как единая система, изучающая процессы и результаты научной и художественной деятельности. При этом используются данные различных областей знания — философии, социологии, эстетики, литературоведения, искусствоведения, психологии и естественных наук. Кроме того, подробно исследуются и материалы самонаблюдений и самоанализа, принадлежащие писателям, художникам, композиторам и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.