Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественный талант






Художественный талант является одним из основных индивидуально-психологических свойств личности и выступает как большая активная сила художественного творчества. Художественный талант с точки зрения психологии представляет собой особенно благоприятное сочетание и взаимодействие способностей, получивших высокое развитие в процессе обучения и воспитания, обеспечивающих успешность художественной творческой деятельности. Конечно, художественный талант, как большая, активная сила творчества, предполагает обязательно и высокую развитость других сил творчества, о которых сказано выше. Без сильной развитости, например, памяти, чувств, воображения, мышления, очевидно, невозможно сильное развитие таланта.

Талант художника не является врожденным, так как способности не даются человеку с момента рождения в готовом виде, не передаются по наследству. «Человек рождается с задатками (природными предпосылками развития способностей), которые представляют собой врожденные анатомо- и психофизиологические особенности организма». Задатки являются той основой, без которой немыслимо развитие способностей. Но способности могут формироваться и развиваться только при наличии благоприятных условий (общественная среда, активная деятельность, здоровье человека).

Художественный талант, как было сказано, — это сочетание и взаимодействие всех способностей к изобразительной деятельности, в том числе таких основных, как творческое художественное воображение и мышление, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение в разработке художественного образа, создание оригинальной композиции; зрительная память, способствующая созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающая успешной трансформации их в художественный образ; эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению; волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов; а также такие вспомогательные способности, как свойства зрительного анализатора отражать фактуру поверхности воспринимаемых предметов и сенсомоторные качества, особенно связанные с действиями руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приемов в рисунке, живописи. Каждая способность в отдельности — это еще не талант. Например, если у художника развито одно воображение, а мышление и память — нет, к тому же он ленив и безволен, он не сможет добиться чего-либо значительного в искусстве. Художественный талант обязательно предполагает любовь к искусству, которая иногда проявляется с раннего детства в форме интереса к искусству, постоянной потребности творить. Вспомним раннее проявление таланта у И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова и целого ряда других известных художников. Но нередко талант может обнаружиться лишь в зрелом возрасте.

Более качественно высоким уровнем художественного дарования человека является гениальность. Понятием гениальности в художественном творчестве определяется исключительно благоприятное сочетание талантов, которое позволяет художнику создавать произведения, опережающие искусство современной ему исторической эпохи и имеющие мировое значение.

Если силы творчества представляют собой взаимодействие целого ряда важнейших психических процессов, состояний и индивидуально-психологических свойств личности, то компоненты творчества являются содержательными элементами духовного мира художника, продуктами отражения действительности в чувствах, в сознании, в памяти, продуктами деятельности творческих сил.

К компонентам творчества, как было сказано, относят знания, мировоззрение, художественный метод, эстетический и художественный вкус, мастерство. Компоненты творчества приобретаются человеком в течение жизни. Через психическую деятельность (силы творчества) осуществляется приобретение, развитие, совершенствование компонентов творчества, являющихся своеобразным «строительным материалом», на базе которого совершаются художественные открытия. Отсюда ясно, что при слабом развитии хотя бы одного из компонентов творчества невозможно рассчитывать на значительные творческие успехи.

Знания

Знания являются главным компонентом творчества, так как они представляют собой основной материал познания объективной реальности, через овладение которым развиваются чувства, эстетические ощущения, восприятия, мышление, память, воображение, мировоззрение, умения, навыки, методы творческой работы, мастерство.

Для художника знания — это материал жизни, всестороннее глубокое ее изучение, без чего невозможно создание произведений искусства. Познание жизни должно проходить у художника через его чувства. Без тесного, органического сочетания логического и чувственного познания невозможно успешно развивать образное мышление, а без него, в свою очередь, нельзя создавать художественные образы. Через чувственное познание жизни насыщается впечатлениями творческая мысль, воображение, фантазия художника. Именно познание жизни нужно иметь в виду, когда мы говорим о знаниях как компонентах творчества. Художник должен быть разносторонне образованным человеком, глубоко знать, жизнь. Кроме того, знания он должен «пропустить» через свои чувства и отобразить в обобщенном виде, в форме художественных образов.

В связи с пониманием знаний как важнейшего компонента творчества встает вопрос о путях, средствах и способах приобретения знаний творческой личностью.

Одним из важных путей приобретения знаний является собственный опыт художника. Для того чтобы жизнь художника была богатым источником творчества, ему необходимо больше общаться с миром, жить жизнью общества, своей страны. Связь художника с жизнью — необходимое условие успешного творчества. М. Горький обращал на это особое внимание: «Лично я никогда не чувствовал и не чувствую себя исключительно литератором, всю жизнь занимаюсь в той или иной области — общественной деятельностью и до сего дня не утратил тяготений к ней».

Обогащенное значительным опытом жизни мышление художника поможет увидеть характерные, существенные стороны объективной реальности, обобщить все это и создать художественные образы, отражающие идеи данной эпохи.

Если же художник-профессионал отрывается от жизни, то творчество его может оказаться бесплодным.

Важное место в приобретении знаний художником занимают целенаправленные усилия по наблюдению жизни и ее изучению. Только накапливание впечатлений жизни без их исследования оставляет художника на полпути в творчестве. Изображения его могут быть живописными и конкретными, но останутся поверхностными и случайными, не несущими в себе глубоких, сильных образов. О настоящих творцах О. Бальзак говорил, что они «всегда изучали состояние атмосферы человеческих чувств». Изучение жизни — необходимейшая сторона творческой деятельности художника. При изучении жизни он использует и материалы различных наук, в том числе социальной психологии.

Необходимыми для художника являются творческие командировки, задача которых состоит в специальном наблюдении и изучении конкретной области действительности. Они очень важны как источник непосредственных жизненных впечатлений. Огромное значение в приобретении знаний для художника имеет анализ оригиналов произведений мастеров изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры. В процессе этого анализа он изучает многие вопросы теории и практики творчества.

Для художника важным путем приобретения знаний, которые необходимы ему в творческой деятельности, является также изучение литературных источников различного характера. Изучение литературы по истории искусства позволяет узнать творчество мастеров различных эпох и школ, глубже познать закономерности изобразительного искусства.

Книги по технологии художественных материалов содержат необходимые рекомендации по применению красок, бумаги, холстов, кистей, разбавителей, веществ для грунтовки холстов, картона, гипса и т. д.

Различные архивные материалы, а также художественная литература дают богатый материал, на основе которого художник изучает отдельные темы из истории того или иного народа, определенные исторические события, особенности эпохи, быта и т. д. В художественной литературе художник может почерпнуть много интересного и о современной жизни общества, в котором он живет. В книгах отражается не только исторический опыт человечества, в них хранится всеобъемлющий опыт человеческой культуры. Это значительно обогащает творчество, помогает в становлении и развитии духовного мира и таланта художника.

Таким образом, знание как первостепенный, основополагающий компонент творчества имеет колоссальное значение для деятельности художника. Роль знаний очень метко определил М. Горький: «Доказать человеку необходимость знания — это все равно что убедить его в полезности зрения». Знание не противоречит искусству, напротив, оно питает и обогащает фантазию, интуицию, воображение художника. Причем это очень важно в наше время. М. Горький обращал внимание на то, что художнику необходимо овладеть и научными знаниями, так как они расширяют художническое зрение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.