Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фестиваль-бренд Мариинского балета






I МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ БАЛЕТА «МАРИИНСКИЙ»

В феврале первого года нового века в Петербурге открылся первый международный балетный фестиваль Мариинского театра, обещающий стать традиционным, то есть ежегодным. Когда-то таким фирменным праздником танца на мариинской, а тогда кировской, сцене был бессменный многолетний фестиваль «Белые ночи». Но с приходом в театр Валерия Гергиева «Белые ночи» постепенно утратили хореографическую ориентацию, склонившись в сторону оперы. И вот, наконец, явилось «соломоново решение»: создать чисто балетный фестиваль «Мариинский» — по примеру распространенных в мире подобных фестивалей танца (например, «Ballett Tage» Джона Ноймайера в гамбургском Staatsopera).

Фестивальная афиша прельщала как названиями, так и именами. Наконец-то была объявлена премьера несколько раз откладывавшегося «Щелкунчика». «Щелкунчика» нового. Вставая во главе любого проекта, Гергиев всегда придумывает что-нибудь этакое. Так и на сей раз. Настоящей интригой выглядела передача всей власти над балетом в руки художника и скульптора Михаила Шемякина — большого оригинала не только в искусстве, но и в жизни. На премьере автор дерзкого петербургского памятника основателю города вышел кланяться одетый «а ля Петр Первый» и этим дополнительным эффектом усилил шумный успех своего постановочного дебюта на мариинской сцене. Критикам же остается спорить, что же все-таки такое шемякинский «Щелкунчик» — балет или какой-то неведомый никому жанровый гибрид и есть ли у него будущее…

Дефицит блестящих танцев в новом «Щелкунчике» был покрыт уже на следующий фестивальный день в программе «Вечер советской хореографии». Шедевры разного времени, разученные и исполненные нынешним поколением артистов, произвели фурор, напомнив о недосягаемых вершинах, взятых когда-то балетмейстерами Мариинского (Кировского) театра. Второй акт «Лауренсии» (1939) с его пламенными характерными плясками и роскошным классическим «па-де-сис» в испанском стиле и сегодня можно предъявить в доказательство хореографического гения Вахтанга Чабукиани. Танцы курдов из балета Нины Анисимовой «Гаяне» (1942) — это среди них идет знаменитый «Танец с саблями» — продолжают захватывать дух, как и много лет назад. Грандиозный второй акт из «Легенды о любви» (1961) не перестает поражать размахом дарования молодого в пору постановки балета Юрия Григоровича. «Вечер советской хореографии» стал реваншем старого за годы его забвения.

Большую часть фестивального времени заняли спектакли текущего репертуара Мариинского театра, составляющие его золотой фонд. В них была сделана ставка на исполнителей. Вдобавок к звездам Мариинского балета — Д. Вишневой, С. Захаровой, Ж. Аюповой — зрители получили возможность познакомиться с сегодняшними премьерами мировой балетной сцены — В. Малаховым, К. Акостой, Х. Кареньо. Меньше всего зрителям понравился последний. Кубинец Кареньо, солист Американского Балетного Театра, выступил в «Баядерке» так, словно впервые узнал об этом балете и едва ли имел представление о роли Солора. К тому же с ним случился конфуз, какого, вероятно, не было за всю историю «Баядерки». Кареньо выпустил из руки длинный газовый шарф (держась за кончик которого Никия-тень кружит в арабеске), и тот змеей завился вокруг балерины, так что С. Захаровой пришлось в прямом и переносном смысле слова выпутываться из этого положения… Зато другой кубинец, премьер Ковент-Гардена К. Акоста, подкупил зрителей в «Дон Кихоте» и обаянием, и артистизмом, и танцем. А невиданный трюк, исполненный им на прощание в гала-концерте, в па-де-де Дианы и Актеона, — боковой, почти горизонтальный переворот-запрокидывание в воздухе — вполне заслуживает быть названным «прыжком Акосты»… Покоривший своим танцем весь мир, наш бывший соотечественник, бывший москвич В. Малахов наконец добрался до Петербурга. Его «Жизель» в партнерстве с черноокой красавицей Д. Вишневой, похожей на первую исполнительницу Жизели Карлотту Гризи, стала одной из кульминаций фестиваля.

Фестиваль завершился громадным гала-концертом в пять отделений! Удерживая публику до последнего, под занавес поставили «Пахиту» Петипа с С. Захаровой и Д. Вишневой в одной из вариаций. Захарова была еще и Терпсихорой в «Аполлоне», где встретилась в дуэте с довольно-таки примечательным американским «предводителем муз» И. Стифелом. В ударные номера «гала» вошли «Юноша и Смерть» с Ю. Махалиной и И. Зеленским, соло В. Малахова на музыку Моцарта в постановке Занеллы, дуэт Вишневой и Малахова из «Манон». Но то же замечательное трио Нижинского, Ромолы и Фавна (в исполнении приехавших из Гамбурга А. Поликарповой и близнецов И. и О. Бубеничиков) из балета Ноймайера «Нижинский», вырванное из контекста, совершенно не дошло до зрителя, который, однако, бурно отреагировал на хохмы какого-то не слишком похожего на танцовщика американца в «Полете шмеля». Как всегда, сорвал аплодисменты в неизменном па-де-де из «Дон Кихота» Андрей Баталов.

Первый фестиваль танца «Мариинский» закончился. О нем никак нельзя сказать столь нередкое для дебютных проектов «первый блин комом». Вполне, вполне… Подарив немало «праздников для души», он позволяет видеть в нем тот будущий «праздник, который всегда с тобой».

исполнители Мариинского:

ДИАНА ВИШНЁВА

Невероятная техника и музыкальность, исключительная чистота стиля и артистичность, присущие Вишнёвой, оставляют соперниц далеко позади.

The Financial Times


…Невозможно ответить на вопрос, что же такого делает Вишнёва, танцуя то, что танцевали до нее тысячи балерин. Это все равно, что спросить, какое сочетание клея, дерева и мастерства использовал Страдивари.

The Washington Post


Она редкая драгоценность. Изящная, красивая, спортивная, лиричная, театральная, непринужденная – несравненный набор, являющийся следствием дарованного Богом таланта, творческого озарения и обыкновенной решительности.

The Orange County Register

• Народная артистка России
• Лауреат Государственной премии России
• Лауреат Международного конкурса артистов балета (Лозанна, 1994)
• Лауреат премий «Божественная» (1995), Benois de la Danse (1996), «Золотой софит» (1996, 2011), «Балтика» (1998), «Золотая маска» (2001, 2009, 2013), «Танцовщица года – 2002» (Dancer of Europe), премии журнала «Балет» (2003)

Диана Вишнёва родилась в Ленинграде. Окончила Академию Русского балета им. А.Я. Вагановой (класс профессора Людмилы Ковалевой). Последний год обучения совмещала со стажировкой в Мариинском театре. В 1995 году Диана Вишнёва принята в труппу Мариинского театра, а с 1996 года является солисткой Мариинского театра.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.