Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие забастовки и условия ее объявления






Забастовка - это временный добровольный[65] отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) с целью разрешения коллективного трудового спора.

Смысл забастовки состоит в том, чтобы пу­тем приостановки производственной или иной деятельности орга­низации вынудить работодателя во избежание экономически не­благоприятных последствий удовлетворить требования работ­ников. Право на забастовку прямо закреплено Конституцией РФ, в п. 4 ст. 37 которой указано, что государством «признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использова­нием установленных федеральным законом способов их разреше­ния, включая право на забастовку».

В отличие от примирительных процедур, забастовка является достаточно жестким, ультимативным способом разрешения трудо­вых споров, связанным с приостановкой работ в организации или в ее структурном подразделении. С точки зрения экономической она мо­жет привести к самым неблагоприятным последствиям не только для работодателя, но и для общества в целом (в качестве примера доста­точно привести забастовки работников общественного транспорта), поэтому ее принято считать крайней, исключительной мерой, к кото­рой работники могут прибегнуть лить в том случае, когда ни предва­рительно выдвинутые требования, ни переговоры, ни примиритель­ные процедуры не привели к ожидаемому результату либо когда по вине работодателя не было возможности урегулировать спор мир­ным, посредническим путем.

Таким образом, право на организацию и проведение забас­товки возникает у работников при условии, если:

а) примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо

б) работодатель или его представитель:

• уклоняются от примирительных процедур;

• препятствуют работе органов по рассмотрению спора или затягивают принятие ими решения;

• не выполняют достигнутого в ходе рассмотрения спора со­глашения и решений соответствующих органов.

Ограничение права на забастовку

Ограничение конституционного права на забастовку допускается только в соответствии с федеральным законом: а) в отношении определенных категорий работников; б) в оп­ределенных ситуациях и в) в организациях некоторых отраслей хозяйства. Так, признаются незаконными и не допускаются забастовки: государственных служащих, в орга­нах и организациях Вооруженных Сил РФ, в правоохранительных органах, на станциях скорой помощи, на ядерных объектах, в пе­риоды введения военного или чрезвычайного положения в стране, а также в некоторых других случаях. В организациях тепло - и энергоснабжения, транспорта, связи, в больницах забастовки могут признаваться незаконными, если их проведение грозит оборо­не и безопасности страны, жизни и здоровью людей. Таким образом, в этих случаях забастовка считается противоправной не автоматиче­ски, а при условии создания угрожающей ситуации. Кроме того, незаконной может быть признана любая забастовка, если она объяв­лена без соблюдения сроков и процедур, установленных для ее про­ведения.

Признание забастовки незаконной производится судами на уровне области или края по заявлениям работодателей или проку­рора. Решение суда о признании забастовки незаконной подлежит немедленному исполнению, т.е. работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе на следующий день.

Наряду с признанием забастовки незаконной суд имеет право отложить начавшуюся правомерную забастовку на срок до 30 дней, если признает, что она создает угрозу жизни и здоровью людей.

Начавшаяся забастовка может быть также приостановлена по решению Правительства РФ на срок до 10 календарных дней, если будет признано, что ее проведение отрицательно сказывает­ся на обеспечении жизненно важных интересов государства в це­лом либо его отдельных территорий.

Участие в незаконной, отложенной на основании решения суда или приостановленной Правительством забастовке является нарушением трудовой дисциплины, за что работники могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям вплоть до увольнения, а на орган, ее возглавляющий (как правило, это профсоюзный ор­ган), по решению суда может быть возложена обязанность возме­стить работодателю причиненные такой забастовкой убытки.

Порядок проведения забастовки

Как уже отмечалось, сроки, и процедура проведения забастовки строго регламентированы. Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников, на котором должно присутство­вать не менее 2/3 от их общего числа, и считается принятым, если за него проголосовало не менее 50 % работников, присутствовав­ших на собрании. Таким образом, за объявление забастовки долж­на высказаться, как минимум, 1/3 работников соответствующей организации (или ее структурного подразделения). Решение о проведении забастовки может принять и профсоюзный орган, но такое решение до начала забастовки обязательно должно быть ут­верждено общим собранием (конференцией).

В тех случаях, когда созыв собрания (конференции) по ка­ким-то причинам невозможен, профсоюзный или иной представи­тельный орган работников (например, забастовочный комитет), принявший решение о забастовке, должен его утвердить путем сбора подписей более половины работников организации или ее обособленного подразделения в поддержку проведения забастовки. В решении об объявлении забастовки должны быть указаны:

1) перечень разногласий, не урегулированных на стадиях примирительных процедур;

2)дата (число, месяц) и время начала забастовки;

3)предполагаемая продолжительность забастовки;

4)предполагаемое количество ее участников (без персоналий);

5)наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в прими­рительных процедурах;

6)предложения по минимуму необходимых работ, которые должны осуществляться в период проведения забастовки (для ор­ганизаций, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общест­ва). Такой минимум определяется соглашением сторон спора на основании перечней, разрабатываемых и утверждаемых совмест­ным решением органами исполнительной власти и профессиональ­ными союзами первоначально на уровне Российской Федерации, а на основе федерального перечня - на уровне субъектов Федера­ции.

О начале забастовки работодатель должен быть поставлен в известность в письменной форме не позднее, чем за 10 календар­ных дней. Для этой цели ему направляется копия соответствую­щего решения собрания (конференции) работников или их пред­ставительного органа.

Наряду с обязанностями работников и их представительных органов при проведении забастовок закон также предусматрива­ет и обязанности работодателя. Работодатель обязан:

1)не создавать препятствий для добровольного участия ра­ботников в забастовке или в отказе от участия в ней;

2)предоставить помещение, создать иные необходимые ус­ловия для проведения общего собрания (конференции) работни­ков и не препятствовать его проведению;

3)уведомить о забастовке Службу по урегулированию кол­лективных трудовых споров;

4)выплачивать заработную плату тем работникам, которые отказались от участия в забастовке, но вследствие ее проведения не могут выполнять своих трудовых обязанностей. В данном слу­чае оплата производится как за время простоя не по вине сторон трудового договора, т. е. не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада).

Коллективным договором или соглашениями могут быть предусмотрены и иные обязанности работодателя.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются их место работы и должности, однако время участия в забастовке, разумеется, не оплачивается, за исключением тех работников, которые заняты выполнением обязательного минимума работ[66]. Закон запрещает работодателю применять к работникам, законно участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответ­ственности, в том числе увольнять их в связи с участием в забас­товке (такое увольнение называется локаутом - от англ. lock out -запереть дверь и не впускать).

Законом предусмотрены также и совместные обязанности сторон коллективного трудового спора, разрешаемого посредст­вом забастовки. Даже в период проведения последней стороны обязаны:

1)продолжить переговоры по мирному урегулированию спора;

2)принять все зависящие от них меры по обеспечению об­щественного порядка, сохранности имущества работников и орга­низации;

3)обеспечить работу машин и оборудования, остановка ко­торых угрожает жизни и здоровью людей.

Неисполнение всех перечисленных выше обязанностей (персональных и совместных) рассматривается как нарушение действующего трудового законодательства и трудовой дисципли­ны, что может повлечь за собой применение мер различных видов юридической ответственности, вплоть до уголовной.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

■ 1. Сформулируйте понятие коллективных трудовых споров. Какие общественные явления в нашей стране побудили создать правовой механизм их урегулирования? В каких нор­мативных актах этот механизм закреплен?

■ 2. Назовите органы по урегулированию коллективных тру­довых споров. В чем их отличие от КТС? Какие функции вы­полняет Служба по урегулированию коллективных трудовых споров?

■ 3. Какие меры должны предпринять работники (их предста­вители) до объявления забастовки? В чем состоит суть кол­лективных переговоров и каков их порядок?

■ 4. Что собой представляют примирительные процедуры? Какую роль они играют в разрешении коллективных трудо­вых споров? Перечислите и охарактеризуйте виды примири­тельных процедур.

■ 5. Что такое забастовка? Чем она отличается от примири­тельных процедур? При каких условиях возможно объявление забастовки?

■ 6. Какие существуют ограничения права на забастовку? В каких случаях и в каком порядке забастовка признается незаконной? Что понимается под отложением и приостанов­лением забастовки? Какие последствия влечет участие в не­законной, отложенной или приостановленной забастовке?

■ 7. Расскажите о порядке объявления и проведения забас­товки. Какие обязанности (персональные и совместные) воз­лагаются на работодателя и работников в период проведения забастовки? Какие гарантии устанавливает закон для работ­ников, участвующих в забастовке? Что такое локаут?

 

ГЛАВА 13. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН

 

Социальная защита и социальное обеспечение

В последние годы праву социального обеспечения стало уделяться особо пристальное внимание, как со стороны нормотворческих органов, так и в теоретических исследовани­ях. Объясняется этот повышенный интерес, прежде всего резким снижением уровня жизни подавляющей ча­сти населения нашей страны, вызванным глубокими переменами в различных сферах жизни общества, переменами, породившими, к сожалению, проблему социальной защиты граждан, а не только их социального обеспечения.

Понятия социальной защиты и социального обеспечения не следует отождествлять. Социальная защита - более емкая и широ­кая категория, чем социальное обеспечение, которое является лишь ее частью, составным элементом. Проблема социальной за­щиты должна решаться с помощью всей правовой системы Рос­сии, ибо одной из важнейших функций государства и права в целом является защита граждан. В свою очередь, защита, в том числе и со­циальная, осуществляется нормами различных отраслей, включая и право социального обеспечения, которое «берет на себя» лишь определенную часть всего комплекса мер и мероприятий в дан­ной области, касающуюся только тех лиц, которые в силу сложив­шихся обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций утрачива­ют (или объективно еще не имеют возможности приобрести) источ­ник средств к существованию (инвалиды, старики, дети и т.д.), и отсутствие либо недостаток этих средств ставит под угрозу их жизнь, как физиологическую, так и социальную.

Таким образом, когда говорят о социальном обеспечении, то речь идет главным образом о-нетрудоспособных лицах, т. е. тех, кто не в состоянии обеспечить себя собственным трудом. Однако в ряде случаев обеспечению подлежат и трудоспособные граждане, такие как, например, безработные, переселенцы, беженцы. Поэтому субъ­ектами-получателями социальных выплат и натуральных предостав­лений правильнее будет считать нуждающихся лиц, которые оказа­лись в трудной жизненной ситуации по обстоятельствам, как правило, от них не зависящим. Нетрудоспособность же является одной из при­чин

Предмет права социального обеспечения

Главную (основную) группу регулируемых этой отраслью права общественных отношений составляют отношения, которые воз­никают между органами государства или иными организациями, в том числе негосударственными, и граж­данами (их семьями) по поводу предоставления последним де­нежных средств или натуральных услуг. Денежной формой таких предоставлений являются различные виды пенсий и пособий, а нату­ральной - социальные услуги в виде обслуживания в специализиро­ванных учреждениях (интернатах, домах инвалидов, приютах и т.д.).

Вторую группу отношений составляют отношения по орга­низации финансирования соответствующих мер и мероприятий. Эти отношения (их можно назвать сопутствующими) существуют исключительно для нужд социального обеспечения и без послед­него их существование становится беспредметным, бесцельным.

Третью группу отношений по социальному обеспечению об­разуют отношения по организации самого процесса обеспечения. Их в юридической литературе еще называют процедурными отно­шениями. Они возникают между:

• различными органами, на которые возложены задачи по ор­ганизации социального обеспечения. К их числу относятся органы Министерства социальной защиты, Пенсионного фонда, Фонда обязательного социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, а также различные организации Министерства здравоохранения РФ;

• этими органами и гражданином, ибо последний, если он за­являет о своем праве на определенный вид социального обеспечения, подчиняется той процедуре, которая установ­лена нормативно с целью проверки обоснованности его при­тязаний.

К процедурным отношениям близко примыкают и отноше­ния процессуальные, т.е. отношения по урегулированию разно­гласий и споров, которые возникают между соответствующим ор­ганом и гражданином, не согласным с решением вопроса о виде, размере того или иного предоставления, об отказе в удовлетворе­нии его требования. Такие споры решаются либо вышестоящим в порядке подчиненности органом, либо в судебном порядке.

Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования социально - обеспечительных отношений как совокупность приемов и способов воздействия на субъектов этих отношений характеризуется как метод обязательных предоставлений. Его суть состоит в том, что если законом или другим нормативным актом гражданин на­деляется правом на тот или иной вид социального обеспечения и подтвердит это право, то соответствующий орган обязан удовле­творить требование гражданина. В силу этого метода стороны со­циально-обеспечительных правоотношений ставятся в своеобраз­ное положение: гражданин (семья) преимущественно наделяется правами, а орган - обязанностями. Но это не ставит указанных субъектов в отношения власти-подчинения, где гражданин высту­пал бы в роли субъекта властных полномочий. Одновременно эти отношения не могут быть охарактеризованы и как отношения равенства сторон, каковыми, к примеру, являются гражданско-правовые отношения. Социально-обеспечительные отношения под воздействием этого метода приобретают характер взаимозависимо­сти сторон, так как соответствующие органы созданы и существу­ют постольку, поскольку в нашем обществе имеются нуждающиеся граждане, а последние могут реализовать предоставленные им права только путем обращения в эти органы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.