Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы и пути формирования правового государства в России.






Идея формирования правового государства существовала в России и до, и после октября 1917 г., однако в силу ряда причин правовому государству тогда не суждено было утвердиться. Причины заключались в следующем:

1) право в России никогда не имело достаточной ценности и самоценности;

2) правовой нигилизм был присущ и русской бюрократии;

3) гражданам России свойственно было искать высшую справедливость в монархе, верховном правителе и т.д.;

4) стоящим у власти всегда было свойственно объявлять правом свою волю;

5) протяженность границ, пестрый национальный состав, исторические условия формирования российской государственности способствовали имперскому сознанию и имперским методам властвования.

После октября 1917 г. к перечисленным причинам добавились и другие:

1) некоторые исходные идеи большевизма, отрицающие преемственность в правовом развитии, общечеловеческое содержание в праве, естественно-правовые ценности;

2) обесценивание права и закона в ходе революции и гражданской войны;

3) отсутствие правовой культуры в революционной среде, включая правящий класс;

4) возвышение исполнительных органов над законодательными;

5) возвеличивание карательных учреждений;

6) культ вождя и др.

Идея правового государства лишь декларировалась в правовых актах СССР и не раз была сокрушена реальной жизнью. Какие идеи правового государства декламировались:

1) провозглашение принципа «Все во имя человека, все для блага человека». Недоставало проведения этого принципа в жизнь, но само закрепление его является своего рода реальным достижением;

2) провозглашение государства общенародным. Конечно, в действительности оно так и не сложилось. Однако такое провозглашение создавало правовые предпосылки для борьбы за установление государства народа и для народа;

3) провозглашение весьма широкого круга прав и свобод граждан, реально не обеспеченных и не гарантированных;

4) провозглашение принципа законности в деятельности государственных органов и организаций граждан.

Факторы, свидетельствующие о формировании в России правового государства:

1) принятие Конституции РФ 1993 г., и обновление отраслевого законодательства (в области уголовного, гражданского, семейного права и др.);

2) возникновение новых государственно-правовых институтов (институт Президента, Конституционный Суд и др.);

3) постепенное формирование таких демократических структур, как мировые судьи, третейские суды, органы местного самоуправления, и т.д.

Выводы, вытекающие из строительства правового государства в России:

1) для России правовое государство – это антипод государственного тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре;

2) правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества, которое «выращивается» процессами соучастия граждан в принятии и реализации общественно значимых решений на всех уровнях – от местного до государственного;

3) правовое государство недостаточно декларировать, зафиксировать, пусть даже на конституционном уровне, процесс его создания сопряжен с рядом факторов (социально-культурных, юридических, экономических, политических);

4) российское общественное устройство «физически» не может повторять никакие из имеющихся (американских, европейских или азиатских) аналогов. Создание правовой государственности в стране неизбежно сопряжено с собственной историей, особенностями общественного сознания и наличием определенных ресурсов;

5) издержки демократии 90-х – правовой произвол, преступность, обнищание значительной части населения – на рубеже XX и XXI в. вновь реанимировали достаточно опасную («старую») отечественную идею о якобы «спасительной» миссии так называемого сильного государства.

63. Права человека: понятие, генезис, природа, источники, классификация.

Права человека – это социальные и юридические возможности пользоваться материальными, социальными и иными благами.

Права человека являются разновидностью непосредственно-социальных прав.

Объем прав человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой степени права человека освоены общественным сознанием.

Институт прав человека – совокупность принципов, присущих как международному, так и внутригосударственному праву и отражающих исторически достигнутый уровень демократизма и гуманности общества.

Принципы института прав человека.

1. Принцип всеобщности предполагает общечеловеческую значимость прав человека.

2. Принцип неотчуждаемости ( государство не может изъять или ограничить без законных оснований права и свободы человека, и сам человек не может отказаться от использования этих прав).

3. Принцип непосредственного действия означает, что права человека должны реализоваться независимо от их конкретизации в законодательстве.

4. Принцип равноправия имеет в виду равенство всех людей перед законом и судом.

5. Принцип государственной защиты прав и свобод человека вытекает из обязанности государства создавать эффективную систему защиты, разрабатывать для нее специальные юридические процедуры.

Поколения прав человека:

Первое поколение – права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление прав члена общества и политических прав: свобода слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность; равенство перед законом; право на правосудие и др. Первое поколение прав воплотило ценности либерального общества – свободу личности от произвольных действий государства.

Второе поколение – социальные, экономические и культурные права: право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение; право на отдых; право на образование и др. Второе поколение прав отражает ценности социально ориентированного общества и расширяет патронажную роль государства по отношению к обществу, обязывая государство помогать социально ущемленным слоям.

Третье поколение –коллективные права (стали формироваться после второй мировой войны): право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядерную безопасность и др.

Применяются и другие классификации. Например, в гл. 2 Конституции РФ использована классификация в зависимости от сферы применения тех или иных прав человека и гражданина.

Используется также классификация, согласно которой права человека делятся на три группы:

1. Естественные, неотъемлемые права человека. К первой группе относятся право на жизнь, на охрану чести и достоинства, и неприкосновенность личности, частной жизни, жилища, свобода передвижения, совести и др. Раскроем их содержание.

2. Политические права. К ним относятся: равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе, свобода мысли и слова, право на информацию, на объединение, на проведение публичных мероприятий, на участие в ведении государственных дел, на участие в отправлении правосудия, подачи петиций, избирательные права.

3. Социально-экономические и культурные (духовные) права. Группа названных прав включает право частной собственности, свободу экономической деятельности, труда, защиту от безработицы, право на забастовку, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на образование, на свободу творчества и культурную деятельность.

Основополагающие права человека, которые составляют базу всего комплекса прав человека: право на жизнь, право па свободу, право па равенство. Эти основные права человека как исходные начала закреплены во:

1. Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966).

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966).

4. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966).

5. В ноябре 1991 г. в России была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая стала органичной частью (глава 2) Конституции Российской Федерации 1993 г.

Впервые законодательное закрепление права человека получили в 1776 г. в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 г., который представлял собой 10 поправок к Конституции США 1787 г. В 1789 г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина.

Ранее вклад в развитие прав человека внесли английская Великая хартия вольностей (1215). Петиция о праве (1628). Хабеас Корпус Акт (1679), Билль о правах (1689).

64. Правовой статус личности: понятие и структура.

Категория «правовой статус личности»:

Во-первых, носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца.

Во-вторых, отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений.

В-третьих, позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.

Правовой статус личности – правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

1. Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом.

2. Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны.

3. Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы – гражданским, трудовым, административным правом и др.

4. Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

5. Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т.п.

 

Рекомендации и вопросы.

Все что выделено зеленым цветом предлагаю заменить на предшествующий материал.

 

46. Демократический режим и либеральный режим: соотношение, признаки, отличия.

Предлагаю этот вопрос убрать из списка вопросов.

Myхаев, Рашил Тазитдинович в своем учебники «Теория государства и права» выделяет три политических режима: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Такого мнения придерживается большинство правоведов.

При рассмотрении демократии он выделяет несколько теорий, характеризующих данный вид политического режима. Среди этих теорий он выделяет либеральную теорию демократии. Руководствуясь рассуждениями Мухаева, можно утверждать, что либерально-демократический режим является разновидностью демократического режима.

Понятие «либеральный режим» скорее всего термин политологической науки, чем ТГиП.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.