Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль и место таможенных органов в системе государственных органов России.






В настоящее время властным субъектом таможенных правоотношений являются таможенные органы РФ, которые составляют единую федеральную централизованную систему.

Принимая во внимание, что все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, являются объектом для обложения таможенными пошлинами и налогами, т.е. подлежат оформлению и контролю, осуществляемому таможенными органами России, трудно переоценить значение и роль данных органов исполнительной власти в укреплении нашего государства.

Выполняя возложенные на них функции, таможенные органы, в конечном итоге, обеспечивают укрепление российской экономики и обороноспособности, способствуют развитию социальных программ, повышению благосостояния и безопасности граждан нашей страны. По официальным данным ФТС России, за пять месяцев 2012 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 2619, 7 млрд руб. Учитывая это, руководство РФ уделяет большое внимание вопросам развития и оптимизации деятельности таможенных органов.

Можно сказать, что, как и в далеком прошлом, все функции таможенных органов призваны обеспечить выполнение основной из них – фискальной.

Проводя таможенный контроль, таможенные органы РФ в конечном счете отслеживают, насколько точно, полно и своевременно уплачиваются таможенные платежи за перемещаемые через таможенную границу РФ товары.

Ведение таможенной статистики помогает таможенным органам оптимизировать применение таможенно-тарифного метода регулирования ВЭД, что также способствует пополнению доходной части бюджета РФ.

Содействие развитию экспортного и транзитного потенциала России и защита местного товаропроизводителя также косвенно влияет на пополнение бюджета путем формирования его доходной части за счет налогов, уплачиваемых российскими предпринимателями.

Информируя и консультируя по вопросам таможенного дела, а также разъясняя заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, таможенные органы обеспечивают соблюдение порядка перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, что ускоряет товарооборот через таможенную границу. Таким образом, очевидно – большому объему перемещаемых товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ будет соответствовать большой объем взимаемых таможенных платежей.

Основная цель активной борьбы таможенных органов РФ с контрабандой и административными правонарушениями в области таможенного дела заключается в том, чтобы исключить случаи перемещения через таможенную границу товаров вне таможенного оформления и таможенного контроля, т.е. без уплаты причитающихся таможенных платежей или с нарушением действующего валютного законодательства.

Таким образом, указанные меры не только напрямую выполняют фискальную функцию, но и играют важную воспитательную и профилактическую роль, т.е. тоже обеспечивают порядок при перемещении через таможенную границу РФ товаров, обеспечивают наполнение бюджета РФ.

44. Тоталитаризм как политический режим: понятие, признаки, условия возникновения, механизм функционирования.

Наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические и авторитарные, все остальные рассматриваются как их модификации Кроме того, существуют и другие подходы. Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на:

1) тоталитарные;

2) авторитарные;

3) демократические.

Также выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов.

Политический режим означает совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Он выражает степень политической свободы личности и характер отношения ее с властью.

Термин «тоталитаризм» происходит от средневекового латинского слова totalis, что означает «весь», «целый», «полный».

Тоталитаризм - это режим полного контроля и жесткой регламентации со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия.

Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, возникший в XX в. В нем особую роль играют государство и идеология. Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Термин «тоталитарный» ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883-1945).

Возникновению тоталитаризма способствовали объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX в. - начале XX в. Опыт показывает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают при чрезвычайных условиях, нарастающей нестабильности в обществе; глубоком кризисе, охватывающем все стороны жизни; наконец, при необходимости решения стратегической задачи, исключительно важной для страны.

В западной политической науке выделяют следующие признаки тоталитаризма:

1) единственная массовая партия;

2) монопольно существующая и признанная всеми идеология;

3) монополия на средства массовой информации;

4) монополия на средства вооруженной борьбы;

5) террористический контроль со стороны политической полиции;

6) централизованная система контроля и управления экономикой.

Тоталитаризм имеет две разновидности:

1) «левый» тоталитаризм, моделью которого был советский коммунизм в СССР и других странах социализма;

2) «правый» тоталитаризм был представлен японским, испанским и латиноамериканским фашизмом, итальянским, германским национал-социализмом.

Различие между «правым» и «левым» тоталитаризмом связано с их отношением к частной собственности: правый тоталитаризм сохраняет частную собственность, а «левый» национализирует ее.

Возможно выделение разновидностей тоталитарных режимов: левый тоталитаризм (социализм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

45. Авторитаризм: признаки, особенности, конкретные формы, достоинства и недостатки.

Политический режим означает совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Он выражает степень политической свободы личности и характер отношения ее с властью.

Авторитаризм обычно рассматривается как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.

При определении авторитаризма сущностно значимым является характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении.

Признаки авторитарного режима:

1) либерализирует общественную жизнь, не стремится навязывать обществу четко разработанной официальной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции.

2) руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации.

3) не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, достаточно отсутствия открытого политического противостояния.

4) режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества.

5) подавляет основные гражданские права.

Черты авторитаризма свидетельствуют об известном сходстве его с тоталитаризмом. Однако самое существенное различие между ними состоит в характере отношений власти с обществом и индивидом. Если при авторитаризме эти отношения дифференцированы и опираются на «ограниченный плюрализм», то тоталитаризм вообще отвергает всякий плюрализм и разнообразие социальных интересов. Тоталитаризм стремится ликвидировать не только социальный, но и идеологический плюрализм, инакомыслие. Авторитаризм не оспаривает права на автономное самовыражение различных групп общества.

Одна из современных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу Д. Берг-Шлоссеру. Он выделяет следующие разновидности авторитаризма:

1. Традиционные абсолютистские монархии - режимы, в которых отсутствует разделение власти, политическая конкуренция, власть сконцентрирована в руках узкой группы лиц, господствует идеология аристократического класса. Примером могут служить режимы в странах Персидского залива, а также в Непале, Марокко и т.д.

2. Традиционные авторитарные режимы олигархического типа преобладают в Латинской Америке. Как правило, экономическая и политическая власть при таких режимах сосредоточена в руках нескольких влиятельных семейств. Один лидер сменяет другого при помощи переворота или фальсификации итогов выборов. Элита тесно связана с Церковью и военной верхушкой (например, режим в Гватемале).

3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии создавался как режим, выражавший интересы компрадорской буржуазии, то есть той части буржуазии экономически отсталых, зависимых стран, которая осуществляла посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком. Такие режимы существовали при президентстве Маркоса на Филиппинах (1972-1985), в Тунисе, Камеруне и т.д.

Среди авторитарных режимов выделяются военные режимы. Они бывают трех видов:

1) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (например, режим И. Амина в Уганде);

2) военные хунты, проводящие структурные реформы (например, режим генерала Пиночета в Чили);

3) однопартийные режимы, существовавшие в Египте при Г.А. Насере, в Перу при X. Пероне и т.д.

Еще одна разновидность авторитаризма - теократические режимы, при которых политическая власть концентрируется в руках духовных лиц. Примером такого типа может быть режим аятоллы Хомейни в Иране.

46. Демократический режим и либеральный режим: соотношение, признаки, отличия.

Политический режим означает совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Он выражает степень политической свободы личности и характер отношения ее с властью.

«Демократия» (от греч. demos - народ и kratos - власть, властвование) означает власть народа.

Демократия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима.

Современные демократии, а они существуют примерно в 35 странах, обладают рядом общих характеристик и структурных атрибутов. К ним относятся:

1) общераспространенная законность, которая основывается на подтверждении ее народом в форме периодических выборов и в том, что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные представители в законодательные и исполнительные органы. Сама демократическая система институтов поддерживается сложным конституционным устройством и судебной системой;

2) конкурирующая политика - главным при демократии является честная и всеобъемлющая конкуренция (соревновательные выборы) и процесс представительства с целью обеспечить трансляцию воли народа и ее последующее исполнение;

3) партийная система - партии служат основным механизмом, облегчающим процесс формирования воли народа, его осмысленный выбор и влияние на правительство;

4) гарантированность гражданских, политических и социальных прав личности.

Как особый тип политического режима в литературе выделяется еще либерально-демократический режим. Это переходный тип, который устанавливается в обществе на этапе его трансформации из тоталитарных и авторитарных режимов в демократические. При этом режиме отчуждение от власти носит относительный характер. Власть, как правило, готова обсуждать с обществом свои решения, но она сама определяет меру, степень и характер участия масс в политической жизни общества. Роль общества еще сильно ограничена. Оно может влиять на процесс принятия решений, но не может выбирать, может советовать, но не может требовать, может думать, но не может решать. При либерально-демократическом режиме особая роль придается гласности, просвещению, нравственности, но часто недооценивается роль формальных структур власти, правовых и демократических процедур. С точки зрения допустимого и запретного действует принцип «позволено все, что не ведет к смене власти». Искусство либеральной политики состоит в том, чтобы, силой охраняя власть от тоталитарной ностальгии и притязаний тоталитаризма, поощрять ростки демократии, не ошибиться в оценке состояния власти и общества, постепенно и добровольно отдавать власть.

47. Политический режим в современной России: критерии типологии, характер власти, проблема эффективности.

Политический режим современной России как переходный, скорее всего либерально-авторитарный. Основанием для такого вывода является сочетание в политической характеристике российского общества элементов, характерных для различных политических режимов.

В частности, наряду с признанием на конституционном уровне естественного происхождения прав и свобод человека и гражданина, их неотъемлемости и высшей ценности, приоритета норм международного законодательства перед национальным, со стремлением России к построению правового государства, характеризующегося господством закона, установлением разделения властей, конституционного правосудия, режима прямого действия конституции, имеется устойчивая тенденция к сохранению авторитарных (полицейских) методов управления страной. Она выражается в расширении конституционных полномочий Президента в ущерб полномочиям Парламента; попытках подменить законодательные функции последнего практикой издания подзаконных актов – указов Президента – по важнейшим вопросам жизни общества и государства; создании неконституционных органов государственной власти или наделении легитимных органов неконституционными полномочиями; попытке ограничить свободу печати и других средств массовой информации; стремлении подменить многопартийную систему, создаваемую естественным путем, формированием фальшивых избирательных объединений, опирающихся на государственные структуры и ими финансируемых, и т.д.

Такой политический режим не представляется устойчивым, способным на длительное существование. При этом тенденцией его развития может быть, как переход в будущем в либерально-демократическую форму, так и возврат к авторитарно-бюрократическому режиму, характерному для недавнего прошлого нашей страны.

48. Государство и личность: модели взаимодействия.

В зависимости от типов политических систем различается несколько теоретических моделей соотношения интересов государства и личности. К числу таких моделей следует отнести:

1) тоталитарную,

2) либеральную и

3) прагматическую (рационально-правовую) модели.

Тоталитарная модель характеризуется государственным диктатом во всех социальных сферах. Человек для тоталитарного государства – это «винтик» в государственном механизме. Его социальная ценность определяется государственной полезностью. Государство не ограничено в своей возможности вмешиваться в сферу частных интересов (Россия в период правления И. В. Сталина, Северная Корея).

Либеральная модель закрепляет преимущественный характер субъективных прав по отношению к публичным интересам. Либеральное государство выполняет функцию «ночного сторожа», задачи которого сводятся к охране от нарушений естественных прав членов сообщества и разрешению спорных конфликтных ситуаций, возникающих между ними. При этом вмешательство государства в сферу частных интересов возможно только по инициативе заинтересованных сторон либо в случае совершения правонарушения (существует только как теоретическая модель).

Прагматическая (рационально-правовая) модель подразумевает отказ от монистического подхода к проблеме приоритета социальных интересов (личности или государства). В рамках данной модели центральное место занимает принцип взаимного уважения интересов личности и государства, что должно способствовать формированию сбалансированной системы взаимных прав и обязательств государства и личности. При этом, с одной стороны, индивиды обязуются выполнять требования исходящих от государства властных предписаний, а с другой – государство принимает на себя ответственность за обеспечение достойного образа жизни всем членам сообщества, а также гарантирует определенную свободу поведения субъектов при условии, что свобода одних не нарушает прав и законных интересов других (современные государства западной демократии).

Принцип взаимного уважения интересов личности и государства определяется закономерностями взаимодействия личности и социума. Индивидуальное и социальное – это противоположности, но они существуют в единстве и взаимно определяют и обусловливают друг друга. Уровень развития одной из них находится в прямой зависимости от уровня развития другой, следовательно, отрицание или умаление одной означает отрицание или умаление другой. Всякое жизнеспособное общество представляет собой известное равновесие индивидуального и коллективного, которое находит (или не находит) свое отражение в праве и государстве, системе организации власти, морали и пр. Нарушение такого равновесия, отсутствие механизмов гармонизации индивидуального и коллективного ведут к деструктивным процессам.

49. Политическая система общества: понятие, структура, функции.

50. Место и роль государства в политической системе общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.