Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие показателями методы изучения конъюнктуры рынка






 

Конъюнктура как экономическое понятие - это совокупность условий (признаков) всех взаимосвязей, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период.

Конъюнктура рынка - это совокупность конкретных условий, определяющих в каждый момент соотношение спроса и предложения.

Под торговой конъюнктурой понимается состояние торговли за определенный период времени, складывающееся под влиянием спроса и товарного предложения в конкретных условиях хозяйственной деятельности торговых организаций и предприятий.

При изучении торговой конъюнктуры обычно различают общую конъюнктуру и отдельных рынков или взаимосвязанных товаров, а также конъюнктуру региональных рынков (республики, экономических районов) в их взаимосвязи и обусловленности

Конъюнктура торговли является необходимым составным элементом конъюнктуры рынка и несет в себе как общие, так и специфические черты, обусловленные особенностями спроса населения, формирования товарного

предложения, выполняемых функций.

Основная цель изучения конъюнктуры торговли - установить, в какой мере

деятельность торговых организаций влияет на состояние рынка, как должна развиваться торговля в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары и обеспечить выполнение плана товарооборота.

Положение, складывающееся на рынке в конкретный момент, можно определить как конъюнктуру текущего момента (или конъюнктурную ситуацию). Конъюнктурная ситуация характеризуется особенностями хода развития розничного товарооборота торговли и потребительской кооперации, оптовой и розничной продажи отдельных видов товаров, особенностями изменения товарных запасов.

Одним из основных условий эффективного изучения конъюнктуры торговли является наличие достоверной оперативной информации о состоянии спроса и предложения за конкретный период, факторах, обусловивших изменение объема, структуры спроса и предложения товаров. Все источники информации о состоянии конъюнктуры торговли можно разделить на внутренние и внешние. Под внутренними понимаются собственные источники информации торговых предприятий и организаций, характеризующие:

- Товарное обеспечение планов розничного товарооборота;

- Условия закупки товаров;

- Запасы товаров на розничных и оптовых предприятиях;

- Выполнение плана товарооборота по видам оборота;

- Изменение объемов покупательных фондов населения;

- Внедрение прогрессивных методов продажи товаров;

- Качество поступающих товаров;

- Мероприятия по активизации торговли отдельными товарами;

- Подготовку организаций к торговле товарами сезонного спроса;

- Насыщенность товарами отдельных торговых организаций;

- Планы и задания по розничному товарообороту на предстоящий квартал

Внешняя информация - это представляющие интерес для изучения конъюнктуры торговли сведения, поступающие от других организаций в виде официальных форм отчетности, обзоров, справок.

Основными методами изучения торговой конъюнктуры являются:

- Анализ торгово-экономической информации;

- Изучение рынка с помощью специально организованных наблюдений (опросов населения, выборочных обследований и т.д.)

- Анализ информации, получаемой от организаций торговли, а также отдельных корреспондентов в виде различных конъюнктурных материалов, докладов, сводок, справок, по телеграфу и т.д.;

- Непосредственное изучение конъюнктуры на розничных предприятиях торговли путем бесед с торговыми работниками и покупателями, наблюдений за ходом реализации и состоянием товарных запасов;

Различают следующие виды материалов, характеризующие конъюнктуру торговли:

- Конъюнктурные обзоры – охватывают все стороны торговой конъюнктуры;

- Конъюнктурные информации – освещают конъюнктуру торговли по ограниченному кругу вопросов;

- Экспресс-информации – содержат отдельные цифровые материалы и факты, характеризующие конъюнктуру торговли отдельными товарами;

В обзорах освещаются следующие основные вопросы конъюнктуры:

- Выполнение плана товарооборота отдельными организациями;

- Состояние торговли продовольственными товарами и непродоволь-ственными товарами (по важнейшим группам)

- Изменения в спросе на товары по сравнению с прошлым кварталом и аналогичным периодом прошлого года;

- Отсутствие в продаже отдельных товаров и его причины;

- Привлечение дополнительных источников для обеспечения плана това-рооборота;

- Поступление новых товаров, в том числе от местной промышленности;

- Сокращение ассортимента товаров, пользующихся спросом (какие товары и какими поставщиками сняты с производства);

- Качество поставляемых товаров, их маркировка и упаковка;

- Тенденции изменения уровня товарных запасов;

- Факторы, влияющие на выполнение плана товарооборота на предстоящий прогнозный период.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое рынок и важнейшие виды рынка.

2. Что такое потребительский рынок и по каким признакам он подразделяется.

3. Какие основные элементы рынка.

4. Что собой представляет товарное предложение.

5. Что такое спрос и какие его виды.

6. Основные методы изучения реализованного и неудовлетворенного спроса.

7. Методы изучения неудовлетворенного и формирующего спроса.

8. Перечислить основные методы прогнозирования.

9. Что представляет собой метод экстраполяции и в каких случаях применение его наиболее обоснованно.

10. Дать характеристику экономико-математическим методам прогнозирования.

11. Что представляет собой нормативный метод и в каких случаях применение его представляется наиболее рациональным.

12. Экономический смысл и виды балансов, разрабатываемых в торговой отрасли.

13. Дать характеристику, перечислив доходную и расходную части баланса денежных доходов и расходов населения.

14. Дать характеристику баланса спроса и предложения.

15. Дать характеристику баланса товарных ресурсов.

16. Как рассчитываются покупательные фонды населения.

17. Дать определение, как экономических понятий, конъюнктура, конъюнктура рынка и торговли.

18. Перечислить основные методы изучения торговой конъюнктуры.

19. Дать характеристику информации, используемой при изучении торговой конъюнктуры.

Литература для подготовки

1. Арзуманова, Т. И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания [Текст]: учебник / Т. И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. – М.: Дашков и К°, 2009.

2. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли [Текст]: Учебник / Под ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2008.

3. Фридман, А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества [Текст]: учебник / А. М. Фридман. – М.: Дашков и К°, 2008.

4. Мищенко, А.П. Экономика предприятия торговли [Текст]: Учебное пособие / А.П. Мищенко. - Казань: КИ МГУК, 2009.

5. Раздорожный, А. А. Экономика организации (предприятия) [Текст]: учеб. пособие / А. А. Раздорожный. – М.: РИОР, 2009.

Раздел 2. Экономический анализ и планирование хозяйственной деятельности торгового предприятия






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.