Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация финансов на территориях со специальным экономическим статусом






Важное направление государственной региональной экономической и финансовой политики - предоставление отдельным административно-территориальным единицам особого или специального экономического статуса. В таких административно-территориальных единицах в значительной мере модифицируются как организация финансов вообще, так и организация местных финансов в частности.

Местные органы власти территорий с особым экономическим статусом и специальные органы управления этими территориями получают от центральной власти ряд преференций (преимуществ, льгот), например налоговые льготы, особый таможенный режим, особый валютный режим, особый инвестиционный режим, особый режим осуществления платы за пользование землей и природными ресурсами, особый режим ценообразования, особый бюджетный режим и др.

Важное значение в системе преференций местной власти имеют особые бюджетные режимы, которые могут включать расширение бюджетной автономии, полномочия по формированию доходов и осуществлению бюджетных расходов. Элементом этих режимов иногда бывают личностно-договорные отношения представителей отдельных территорий с центральной властью.

Валютный режим территорий с особым экономическим статусом определяет порядок использования твердой (конвертированной) валюты, а также особенности использования национальной денежной единицы или платежных средств, которые специально вводятся в пределах территорий с особым статусом. Особенностью этого режима являются предоставление права на беспрепятственный перевод средств, заработанных в пределах отдельной территории со специальным статусом, за границу или любому местному банку.

Таможенный режим территорий с особым статусом, как правило, предусматривает беспошлинный вывоз и ввоз продукции работ и услуг, отмена количественных ограничений на импорт, квот и лицензий на экспорт.

Особый режим налогообложения в пределах территорий со специальным статусом предусматривает полное или частичное освобождение от налогообложения субъектов таких территорий, а на период до 1 января 2010 года образована специальная экономическая зона " Славутич" в административных границах города Славутич Киевской области. Зона образована с целью создания новых рабочих мест для трудоустройства персонала Чернобыльской АЭС, который высвобождается в связи с прекращением эксплуатации ее блоков.

Согласно указу в зоне " Славутич" предполагается льготный режим налогообложения. Он распространяется на предприятия, которые обеспечивают трудоустройство высвобожденных в связи с досрочным выводом из эксплуатации блоков Чернобыльской АЭС. Предприятия, которые имеют 50% общей численности таких работников (но не менее 10-ти работников), при условии, что фонд оплаты труда высвобожденных работников представляет не менее 25% суммы общих расходов на оплату труда, освобождаются в первые два года с момента регистрации от налогообложения прибыли. Дополнительным условием для освобождения является необходимость фактических инвестиций для создания подобного предприятия или новых рабочих мест в сумме, эквивалентной не менее 200 000 долларов США. На следующие три года эти предприятия платят 50% налога на прибыль.

Предприятия с указанными характеристиками также освобождаются от платы за землю на весь период функционирования зоны " Славутич". Субъекты зоны освобождаются от уплаты сбора государственному инновационному фонду, от уплаты сбора фонду для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, от уплаты сбора на обязательное социальное страхование на случай безработицы. Субъекты зоны, кроме того, не облагаются ввозной пошлиной на сырье, материалы,, оборудование, за исключением подакцизных товаров, которые ввозятся в Украину для нужд собственного производства, связанного с реализацией инвестиционных проектов, утвержденных в порядке, определенном Кабинетом министров Украины.

Согласно указу Президента Украины " О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области" от 18 июня 1998 года на территории Донецкой области образовываются на срок 60 лет специальные экономические зоны " Донецк" и " Азов".

Соответственно указу на срок 60 лет вводится специальный режим инвестиционной деятельности, который действует на территориях приоритетного развития в приоритетных областях производства. К территориям приоритетного развития отнесены города: Угледар, Горловка, Дзержинск, Димитров, Доброполье, Донецк, Енакиево, Ждановка, Кировское, Красноармейск, Макеевка, Мариуполь, Новоградовка, Селидово, Снежное, Торез, Шахтерск, а также Волновахский и Мариинский районы.

Указом регламентировано: инвестиционные проекты, которые реализуются на указанных территориях, являются приоритетными для предоставления кредитов, привлеченных под государственные гарантии от иностранных государств, от международных финансовых организаций, от иностранных банков, от других финансово-кредитных учреждений.

Указом определено, что на территориях специальных экономических зон и на территориях приоритетного развития устанавливаются специальные таможенный, налоговый и другие режимы экономической деятельности.

В специальной экономической зоне " Азов" вводится такой таможенный режим: в случае ввоза товаров и других предметов, кроме подакцизных товаров, из-за границы Украины на территорию специальной экономической зоны для использования в пределах зоны ввозная пошлина и НДС не взимается. В случае вывоза товаров и других предметов, произведенных полностью или достаточно переработанных в специальной экономической зоне, из территории зоны за границы таможенной территории Украины вывозной пошлиной и акцизным сбором эти товары не обкладываются, а НДС взимается по нулевой ставке.

Соответствующий таможенный режим установлен и для специальной экономической зоны " Донецк".

Кроме того, решено, что импорт субъектами предпринимательской деятельности товаров для нужд собственного производства на территории специальной экономической зоны и экспорт товаров производства специальной экономической зоны не подлежат лицензированию и квотированию, если другое не установлено международными договорами Украины.

В специальных экономических зонах внедрен такой льготный режим налогообложения. Ставки налогообложения прибыли субъектов зоны установлены в размере 20%. Доходы, полученные в зоне нерезидентами, облагаются налогами по ставке, которая составляет 2/3 ставки, определенной в законодательстве в целом для территории Украины.

На территории зоны не взимались сборы в государственный инновационный фонд и в фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения.

В зонах установлен специальный режим инвестиционной деятельности. Соответственно режиму освобождаются на период реализации инвестиционного проекта, но не более чем на 5 лет, от обложения пошлиной на сырье, материалы, оборудование (кроме подакцизных товаров) импортные ввозные (экспортные) товары.

На протяжении трех лет не облагается налогами прибыль новообразованного, в том числе перепрофилированного, предприятия, инвестиция в которое эквивалентна сумме не менее 1 млн. долларов США. С четвертого по шестой год прибыль такого предпринимательства облагается налогами по ставке в размере 50% действующей ставки налогообложения.

В зонах внедрен льготный режим платы за использование природных ресурсов. Так, на период освоения земельного участка (планирование территории, строительство инфраструктуры специальной экономической зоны и т.п.), определенный инвестиционным проектом, плата за землю не взымается. Также решено, что субъекты предпринимательской деятельности, которые производят свою деятельность на территории специальных экономических зон без создания юридического лица через филиалы, отделения и подразделения, составляют отделенный баланс финансово-хозяйственной деятельности.

Тема 5. Планирование и порядок финансирования расходов местных бюджетов

1. Расходы местных бюджетов – значение и сущность

Формирование бюджетных расходов начинается на стадии планирования. За основу берется ожидаемое выполнение бюджета по расходам за предыдущий период. Отчетные данные о выполнении бюджета по расходам, которые находятся в распоряжении как Министерства финансов Украины, так и финансовых органов, как правило, за полугодие дополняются оценкой ожидаемого выполнения показателей по расходам за период, который остается к концу года. Анализ отчетных показателей и оценка перспективы до конца года дает возможность определить ожидаемое выполнение бюджета по расходам. Из полученных расходов исключаются те, которых не будет в плановом году.

Бюджетные расходы имеют определенное экономическое содержание, обусловленное общественным способом производства, природой и функциями государства. Они играют решающую роль в удовлетворении нужд социально-экономического развития страны.

Расходы местных бюджетов - это экономические отношения, которые возникают в связи с распределением централизованных средств, которые находятся в распоряжении соответствующих органов власти, и децентрализованных средств, которые являются собственностью местных органов власти.

Регулирование бюджетных расходов оказывается прежде всего в целевом направлении бюджетных средств.

Важнейшим принципом планирования бюджетных расходов является соблюдение предложения о распределении средств с учетом реальной необходимости в них. Расходы бюджета (как и доходы) на следующий год к текущему году планируются с учетом результатов использования коэффициентов роста. Это дает возможность обосновать целесообразность увеличения бюджетных расходов и правильно спланировать их на будущее.

Методы планирования местных бюджетов

Планирование местных бюджетов осуществляется с помощью таких методов:

1. Нормативный. Содержание нормативного метода заключается в том, что на базе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.

Норма — мера как средняя величина.

Норматив (упорядочение) определяет технические, экономические и другие показатели нормы соответствия, по которым выполняется какая-то программа.

2. Расчетно-аналитический. Содержание расчетно-аналитического метода планирования заключается в том, что за базовый индекс принимаются изменения этого индекса в спланированном периоде, а потом рассчитывается плановая величина его показателя.

3. Балансовый. Балансовый метод планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения баланса достигается взаимосвязь имеющихся финансовых ресурсов и фактической потребности в них.

4. Оптимизация плановых решений. С помощью метода оптимизации плановых решений разрабатывали несколько вариантов плановых показателей, из которых выбирают самый оптимальный вариант.

5. Экономико-математического моделирования. Применение метода экономико-математического моделирования дает возможность исследовать количественное отражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, которые влияют на величину этого показателя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.