Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Под редакцией Л.В.Чистяковой, О.А.Красноперовой






УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИЙ НА 2015 ГОД

 

Кроме того, Методические рекомендации по учету материально-производственных запасов предусматривают упрощенную процедуру документального оформления поступивших материалов. Так, если качество и количество материалов соответствуют данным, указанным в документах поставщика, приходный ордер можно не оформлять. Вместо этого на накладной поставщика ставят специальный штамп с реквизитами приходного ордера.

Материалы приходуют в тех единицах измерения, которые указаны в товаросопроводительных документах поставщика (тоннах, штуках, погонных метрах и т.д.). Однако зачастую в документах поставщика указаны более крупные единицы измерения (например, тонны), чем те, что используются в организации (килограммы). В этом случае материалы можно приходовать в тех единицах измерения, которые используются в организации.

Если материалы поступают в одних единицах измерения (например, в кубических метрах), а расходуются в других (например, в килограммах), то учет нужно вести одновременно в двух единицах. Если такой учет вести затруднительно, разрешено составить акт перевода единиц. Типового бланка для такого акта не предусмотрено, поэтому его составляют в произвольной форме, соблюдая требования к оформлению первичных документов.

Если на склад поступили материалы без соответствующих документов (счетов-фактур, накладных), то составляют акт по форме N М-7 в двух экземплярах. Первый экземпляр акта передают в бухгалтерию, а второй - направляют поставщику. Материалы в этом случае приходуют так:

- если организация ведет учет материалов по учетным ценам - по учетной цене;

- если организация ведет учет материалов по фактической себестоимости - по рыночной цене.

После того как от поставщика поступят сопроводительные документы, стоимость материалов при необходимости корректируется, а расчеты с поставщиком уточняются. Однако если расчетные документы поступили только в следующем году (уже после того, как годовая бухгалтерская отчетность за предыдущий год была утверждена), балансовая стоимость материалов не корректируется. В этом случае бухгалтер должен лишь уточнить расчеты с поставщиком, а образовавшуюся разницу отразить на счете 91 " Прочие доходы и расходы" (в зависимости от ситуации как прибыль или убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году).

 

Пример. В ноябре 2014 г. ООО " Сударь" получило от поставщика 1000 шт. кирпича марки М-150. Товаросопроводительные документы на кирпич отсутствовали. ООО " Сударь" учитывает материалы по фактической себестоимости. Согласно полученным данным рыночная стоимость кирпича марки М-150 в ноябре 2014 г. составляла 8 руб/шт. (без НДС). При оприходовании материалов бухгалтер ООО " Сударь" сделал запись:

Дебет 10-1 Кредит 60 - 8000 руб. (8 руб. x 1000 шт.)

- оприходован кирпич по рыночной цене.

После того как от поставщика были получены сопроводительные документы, выяснилось, что цена кирпича (с учетом расходов на транспортировку) составляет 11, 8 руб/шт. (в том числе НДС - 1, 8 руб.).

Далее рассмотрим две ситуации. Ситуация 1 - документы от поставщика поступили в декабре 2014 г. При этом бухгалтер ООО " Сударь" должен сделать проводки:

Дебет 19 Кредит 60

- 1800 руб. (1, 8 руб. x 1000 шт.) - учтен НДС по оприходованному кирпичу (согласно счету-фактуре, полученному от поставщика);

Дебет 10-1 Кредит 60

- 2000 руб. ((11, 8 руб. - 1, 8 руб. - 8 руб.) x 1000 шт.) - уточнены стоимость кирпича и сумма задолженности перед поставщиком.

Ситуация 2 - документы от поставщика поступили в апреле 2011 г., то есть после того, как бухгалтерская отчетность за 2010 г. уже была утверждена. При этом бухгалтер ООО " Сударь" должен сделать проводки:

Дебет 19 Кредит 60

- 1800 руб. (1, 8 руб. x 1000 шт.) - учтен НДС по оприходованному кирпичу (согласно счету-фактуре, полученному от поставщика);

Дебет 91-2 Кредит 60

- 2000 руб. ((11, 8 руб. - 1, 8 руб. - 8 руб.) x 1000 шт.) - уточнена сумма задолженности перед поставщиком.

 

Также организация может изготовить материалы (тару, запасные части и прочие ценности) собственными силами. Поступление таких материалов отразите в учете записью:

Дебет 10 Кредит 20 (23) - оприходованы материалы, изготовленные основным (вспомогательным) производством организации.

При оприходовании материалов, внесенных в качестве вклада в уставный капитал, сделайте проводку:

Дебет 10 Кредит 75-1 - оприходованы материалы, внесенные учредителем в качестве вклада в уставный капитал.

В момент оприходования материалов, полученных безвозмездно, необходимо сделать в учете запись:

Дебет 10 Кредит 98-2 - оприходованы материалы, полученные безвозмездно.

Такие материалы отражают в учете по рыночным ценам, действовавшим на дату их оприходования. После списания материалов в производство сделайте в учете запись:

Дебет 98-2 Кредит 91-1 - стоимость материалов, списанных в производство, отражена в составе прочих доходов.

В целом материалы могут быть отпущены на нужды основного, вспомогательного или обслуживающего производства. На стоимость материалов, фактически отпущенных в производство, сделайте проводку по кредиту счета 10:

Дебет 20 (23, 29) Кредит 10 - списаны материалы на нужды основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.

Материалы списывают в производство одним из трех методов:

- ФИФО;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости каждой единицы.

Порядок списания материалов должен быть установлен в учетной политике. При этом по каждому виду материалов могут применяться различные методы списания. Так, метод ФИФО предполагает, что материалы, поступившие ранее других, передают в производство первыми. Если материалы были куплены партиями, то сначала передают в производство первую партию, затем вторую и т.д. Если материалов в первой партии недостаточно, то списывают часть материалов из второй.

При списании ценностей по методу средней себестоимости бухгалтеру необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов. Этот показатель определяют по формуле:

(Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода + Стоимость материалов, поступивших в отчетном периоде): (Количество материалов на начало отчетного периода + Количество материалов, поступивших в отчетном периоде).

Чтобы установить стоимость материалов, которые подлежат списанию, среднюю себестоимость единицы продукции умножают на общее количество списанных материалов.

По методу себестоимости каждой единицы оценивают материалы, используемые в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.). Единица таких материалов, как правило, уникальна, то есть существует в единственном экземпляре. В большинстве случаев такие материалы являются весьма дорогостоящими.

Метод ЛИФО в бухгалтерском учете исключен с 1 января 2008 г. (Приказ Минфина России от 26 марта 2007 г. N 26н). В налоговом учете, кроме трех описанных выше методов, по-прежнему можно использовать способ ЛИФО: материалы, поступившие последними, передаются в производство первыми.

 

Пример. ООО " Скала" купило кирпич марки М-150 для выполнения ремонтных работ. Кирпич покупали тремя партиями по 10 000 шт. в каждой. Первая партия приобретена 15 января 2014 г. по цене 41 300 руб. (в том числе НДС - 6300 руб.). Вторая - 4 февраля 2010 г. по цене 47 200 руб. (в том числе НДС - 7200 руб.). Третья - 2 марта 2010 г. по цене 53 100 руб. (в том числе НДС - 8100 руб.). На выполнение ремонтных работ было списано 25 000 шт. кирпича. Работы выполнялись в марте 2014 г.

При покупке кирпича бухгалтеру ООО " Скала" нужно сделать проводки:

Дебет 10 Кредит 60

- 35 000 руб. (41 300 - 6300) - приобретена первая партия кирпича;

Дебет 19 Кредит 60

- 6300 руб. - учтен НДС по первой партии кирпича;

Дебет 10 Кредит 60

- 40 000 руб. (47 200 - 7200) - приобретена вторая партия кирпича;

Дебет 19 Кредит 60

- 7200 руб. - учтен НДС по второй партии кирпича;

Дебет 10 Кредит 60

- 45 000 руб. (53 100 - 8100) - приобретена третья партия кирпича;

Дебет 19 Кредит 60

- 8100 руб. - учтен НДС по третьей партии кирпича.

Теперь нужно определить стоимость кирпича, которую бухгалтер должен списать на себестоимость ремонтных работ.

При использовании метода ФИФО бухгалтеру необходимо списать:

- 10 000 шт. кирпича из первой партии стоимостью 35 000 руб.;

- 10 000 шт. кирпича из второй партии стоимостью 40 000 руб.;

- 5000 шт. кирпича из третьей партии стоимостью 22 500 руб. (45 000 руб. x 5000 шт.: 10 000 шт.).

Общая стоимость кирпича, подлежащего списанию на ремонтные работы, составит: 35 000 руб. + 40 000 руб. + 22 500 руб. = 97 500 руб. При этом при списании кирпича необходимо сделать проводку:

Дебет 20 Кредит 10

- 97 500 руб. - списан кирпич на выполнение ремонтных работ.

При использовании метода ЛИФО, который применяется только в налоговом учете, бухгалтеру необходимо списать:

- 10 000 шт. кирпича из третьей партии стоимостью 45 000 руб.;

- 10 000 шт. кирпича из второй партии стоимостью 40 000 руб.;

- 5000 шт. кирпича из первой партии стоимостью 17 500 руб. (35 000 руб. x 5000 шт.: 10 000 шт.).

Общая стоимость кирпича, подлежащего списанию, составит:

45 000 руб. + 40 000 руб. + 17 500 руб. = 102 500 руб.

При использовании метода оценки по средней себестоимости бухгалтеру необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов (одного кирпича). Она составит: (35 000 руб. + 40 000 руб. + 45 000 руб.): (10 000 шт. + 10 000 шт. + 10 000 шт.) = 4 руб. Стоимость кирпича, подлежащего списанию, составит: 4 руб. x 25 000 шт. = 100 000 руб. При списании кирпича необходимо сделать проводку:

Дебет 20 Кредит 10

- 100 000 руб. - списан кирпич на выполнение ремонтных работ.

 

Материалы, предназначенные для основного производства, могут быть использованы на собственные нужды организации (например, на ремонт производственного оборудования или офисного помещения). Стоимость таких материалов спишите проводкой:

Дебет 25 (26) Кредит 10 - списана стоимость материалов, использованных для собственных нужд организации.

При использовании материалов для продажи готовой продукции и товаров (например, материалов использованных для упаковки, рекламы и т.д.) сделайте запись:

Дебет 44 Кредит 10 - списана стоимость материалов, использованных в процессе продажи продукции (товаров).

Зачастую у организации накапливаются излишки материалов, которые не используются в процессе производства. Такие материалы могут быть проданы. Выручку от продажи материалов отразите так:

Дебет 62 Кредит 91-1 - отражена выручка от продажи материалов. Если материалы облагают НДС, начислите этот налог проводкой: Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет " Расчеты по НДС", - начислен НДС с выручки от продажи материалов.

Себестоимость проданных материалов спишите проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 10 - списана себестоимость проданных материалов.

В конце месяца определите финансовый результат от продажи материалов:

Дебет 91-9 Кредит 99 - отражена прибыль от продажи материалов или

Дебет 99 Кредит 91-9 - отражен убыток от продажи материалов.

 

Пример. У ООО " Кедр" образовался излишек пиломатериалов, себестоимость которых составила 60 000 руб. Было принято решение продать пиломатериалы за 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). При этом бухгалтер ООО " Кедр" должен сделать проводки:

Дебет 62 Кредит 91-1

- 118 000 руб. - отражена выручка от продажи материалов;

Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет " Расчеты по НДС",

- 18 000 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 91-2 Кредит 10

- 60 000 руб. - списана себестоимость проданных материалов;

Дебет 51 Кредит 62

- 118 000 руб. - поступили денежные средства от покупателя;

Дебет 91-9 Кредит 99

- 40 000 руб. (118 000 - 18 000 - 60 000) - отражена прибыль от продажи материалов.

 

Если же компания передает материалы безвозмездно, то сделайте в учете запись:

Дебет 91-2 Кредит 10 - списаны материалы, переданные безвозмездно. После передачи материалов начислите НДС;

Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет " Расчеты по НДС", - начислен НДС по материалам, переданным безвозмездно.

Убыток от безвозмездной передачи материалов при налогообложении прибыли не учитывают (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Учет МПЗ ведется на счете 10 " Материалы". Существуют два метода формирования фактической себестоимости запасов: с применением счетов 15 " Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 " Отклонение от стоимости материальных ценностей" и без их применения. Рассмотрим оба способа.

По дебету счета 10 аккумулируются все данные о фактических затратах, понесенных при приобретении МПЗ. Внутри этого счета могут быть открыты отдельные субсчета для учета запасов по объектам в разрезе учетных цен с выделением отклонений в их стоимости (между стоимостью запасов по учетным ценам и фактической себестоимостью их приобретения).

В бухгалтерском учете делаются записи:

Дебет 10 Кредит 60 " Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

- отражена покупная стоимость МПЗ на основании накладной и счета-фактуры поставщика;

Дебет 10, субсчет " Таможенная пошлина", Кредит 76 " Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

- отражена сумма таможенной пошлины;

Дебет 10, субсчет " Транспортные расходы", Кредит 76

- отражены транспортные расходы по приобретению МПЗ на основании счета-фактуры транспортной организации;

Дебет 10, субсчет " Прочие расходы", Кредит 76

- отражены расходы по оплате услуг посреднической организации по приобретению МПЗ на основании счета посредника;

Дебет 10, субсчет " Начисленные проценты", Кредит 76

- отражены начисленные проценты за коммерческий кредит на приобретение МПЗ до принятия их к бухгалтерскому учету.

При использовании организацией данного метода аналитический учет по счету 10 организуется по отдельным наименованиям МПЗ и местам их нахождения.

Формирование фактической себестоимости МПЗ на счете 10 с использованием счетов 15 и 16.

При выборе организацией этого метода формирования фактической себестоимости учет МПЗ ведется на счете 10 по учетным ценам. В качестве учетных цен могут применяться договорные цены, фактическая себестоимость МПЗ по данным предыдущего месяца или планово-расчетные цены, утверждаемые организацией. Вид учетной цены, выбранный для использования в бухгалтерском учете, должен быть закреплен в учетной политике организации.

Все данные о фактических затратах, понесенных при приобретении материалов, аккумулируются на счете 15. В бухгалтерском учете делаются записи:

Дебет 15 Кредит 60

- отражена покупная стоимость МПЗ на основании накладной и счета-фактуры поставщика;

Дебет 15 Кредит 76

- отражены сумма таможенной пошлины, транспортные расходы, расходы по оплате услуг посреднической организации, начисленные проценты за коммерческий кредит на приобретение МПЗ до принятия их к бухгалтерскому учету. Для оперативного учета важно, чтобы каждый вид расходов был отнесен к конкретному виду и партии МПЗ, поэтому аналитический учет по счету 15 организуется по отдельным наименованиям запасов и местам их нахождения;

Дебет 10 Кредит 15

- оприходованы фактически поступившие МПЗ по учетным ценам. Таким образом, по дебету счета 15 формируется информация о фактической себестоимости МПЗ, а по кредиту - об их учетной цене. Разница между учетной ценой и фактической себестоимостью МПЗ списывается со счета 15 на счет 16, что оформляется бухгалтерской записью:

Дебет 16 Кредит 15

- списано превышение фактической себестоимости МПЗ над учетной ценой

или

Дебет 15 Кредит 16

- списано превышение учетной цены над фактической себестоимостью МПЗ.

При изготовлении материально-производственных запасов силами организации их фактическая себестоимость складывается из затрат, связанных с производством. Учет и формирование затрат на производство МПЗ ведутся в порядке, установленном для определения себестоимости готовой продукции, которая представляет собой стоимостную оценку использованных природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и т.д.

В бухгалтерском учете делается запись:

Дебет 20, 23 Кредит 02 " Амортизация основных средств", 10, 70 " Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 " Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и т.д.

- отражены расходы на изготовление готовой продукции.

Для учета готовой продукции предусмотрены счета 40 " Выпуск продукции (работ, услуг)" и 43 " Готовая продукция". Соответственно, существуют два метода формирования фактической себестоимости МПЗ при их приобретении: с применением счета 40 или без его применения.

При ведении аналитического учета готовой продукции по учетным ценам возникает необходимость отражать в бухгалтерском учете отклонения фактической себестоимости готовой продукции от ее учетной цены. В таком случае к счету 43 открывают два субсчета: " Учетная цена готовой продукции" и " Отклонение фактической себестоимости готовой продукции от учетной цены".

При ведении учета готовой продукции без применения счета 40 (по учетным ценам) делаются следующие записи:

Дебет 43, субсчет " Учетная цена готовой продукции", Кредит 20, 23

- отражен выпуск продукции по учетным ценам;

Дебет 90 " Продажи", субсчет 2 " Себестоимость продаж", Кредит 43, субсчет " Учетная цена готовой продукции",

- признана расходом отчетного периода себестоимость реализованной продукции по учетным ценам;

Дебет 43, субсчет " Отклонение фактической себестоимости готовой продукции от учетной цены", Кредит 20, 23

- списана положительная разница между фактической себестоимостью готовой продукции и учетной ценой в конце отчетного периода

или

Дебет 43, субсчет " Отклонение фактической себестоимости готовой продукции от учетной цены", Кредит 20, 23

- сторно - списана в конце отчетного периода отрицательная разница между фактической себестоимостью готовой продукции и учетной ценой;

Дебет 90-2 Кредит 43, субсчет " Отклонение фактической себестоимости готовой продукции от учетной цены",

- списана на счет продаж сумма отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной цены.

В бухгалтерском балансе готовая продукция отражается по фактической себестоимости.

Для выявления отклонений фактической себестоимости готовой продукции от учетной цены организация может использовать счет 40. При таком методе учета готовой продукции делаются следующие записи:

Дебет 40 Кредит 20, 23

- отражена фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции;

Дебет 43 Кредит 40

- принята на склад готовая продукция по учетной цене.

В конце каждого месяца, когда фактическая себестоимость продукции полностью сформирована, сопоставляются дебетовый и кредитовый обороты счета 40 для определения суммы отклонений фактической себестоимости от учетной цены.

Дебет 90-2 Кредит 40

- списана положительная разница между фактической себестоимостью готовой продукции и учетной ценой;

Дебет 90-2 Кредит 40

- списана отрицательная разница между фактической себестоимостью и учетной ценой.

Счет 40 ежемесячно закрывается, сальдо на конец отчетного месяца не имеет и в балансе не отражается.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, а также фактических затрат организации на доставку запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Если МПЗ вносятся в счет вклада в уставный капитал акционерного общества (АО), то для определения рыночной стоимости передаваемых активов привлекается независимый оценщик. Величина денежной оценки МПЗ, произведенной учредителями АО и советом директоров, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

Если материально-производственные запасы вносятся в счет вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (ООО), то денежная оценка внесенных в уставный капитал МПЗ утверждается единогласным решением общего собрания участников ООО. Если номинальная стоимость доли участника, вносящего МПЗ, составляет более 200 МРОТ, то привлекается независимый оценщик.

В бухгалтерском учете образуемой организации поступление МПЗ отражается записями:

Дебет 75 " Расчеты с учредителями", субсчет 1 " Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал", Кредит 80 " Уставный капитал"

- отражена задолженность учредителей по формированию уставного капитала;

Дебет 10 Кредит 75-1

- отражено поступление МПЗ в денежной оценке, согласованной учредителями организации;

Дебет 10, субсчет " Транспортные расходы", Кредит 76

- отражены транспортные расходы при внесении МПЗ в счет вклада в уставный (складочный) капитал;

Дебет 10, субсчет " Прочие расходы", Кредит 76

- отражены расходы по оплате услуг посредника при внесении МПЗ в счет вклада в уставный (складочный) капитал.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, в частности по договору дарения, а также остающихся от выбытия основных средств и иного имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также фактических затрат организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи МПЗ. В соответствии с п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности данные о текущей рыночной цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

В бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дебет 10, 41 " Товары" Кредит 98 " Доходы будущих периодов", субсчет 2 " Безвозмездные поступления",

- отражены МПЗ, полученные безвозмездно;

Дебет 20, 23 Кредит 10

- списана фактическая себестоимость товаров;

или

Дебет 90-2 Кредит 41

- отражена передача товаров на продажу;

Дебет 98-2 Кредит 91 " Прочие доходы и расходы", субсчет 1 " Прочие доходы",

- списана на внереализационные доходы сумма, приходящаяся на использованную часть безвозмездно полученных МПЗ.

При принятии к учету пригодных для дальнейшего использования деталей, узлов и агрегатов, остающихся от выбытия объектов основных средств, в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дебет 10 Кредит 91-1

- оприходованы по текущей рыночной стоимости пригодные для дальнейшего использования материалы, оставшиеся от выбытия объекта ОС;

Дебет 23, 20 Кредит 10

- списана стоимость пригодных для дальнейшей эксплуатации материалов, использованных для проведения ремонта собственными силами организации;

Дебет 91, субсчет 2 " Прочие расходы", Кредит 10

- списана стоимость материалов, непригодных для дальнейшей эксплуатации (металлолом).

Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, полученных по договорам мены, признаются стоимость МПЗ, переданных или подлежащих передаче организацией, а также фактические затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования. Стоимость МПЗ, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных МПЗ.

Поскольку при заключении договора мены организация выступает одновременно и продавцом, и покупателем, возникает необходимость отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с продажей товаров и оприходованием полученных МПЗ. В бухгалтерском учете делаются записи:

Дебет 62 " Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит 90, субсчет 1 " Выручка",

- отражена передача МПЗ по договору мены;

Дебет 90-2 Кредит 43

- отражена себестоимость переданных МПЗ;

Дебет 10 Кредит 60

- отражена стоимость полученных МПЗ;

Дебет 10, субсчет " Транспортные расходы", Кредит 76

- отражены транспортные расходы по доставке МПЗ, полученных по договору мены;

Дебет 10, субсчет " Прочие расходы", Кредит 76

- отражены расходы по оплате услуг посреднической организации при проведении товарообменной операции;

Дебет 60 Кредит 62

- зачтена стоимость переданной продукции.

Если обмен МПЗ производится не одновременно, т.е. переход права собственности происходит не сразу, в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дебет 45 " Товары отгруженные" Кредит 43

- отгружены МПЗ по договору мены до момента получения МПЗ в обмен;

Дебет 10 Кредит 60

- отражена стоимость полученных МПЗ;

Дебет 10, субсчет " Транспортные расходы", Кредит 76

- отражены транспортные расходы по доставке МПЗ, полученных по договору мены;

Дебет 10, субсчет " Прочие расходы", Кредит 76

- отражены расходы по оплате услуг посреднической организации при проведении товарообменной операции;

Дебет 62 Кредит 90-1

- отгружены МПЗ по договору мены после поступления МПЗ от контрагента;

Дебет 90-2 Кредит 45

- отражена себестоимость переданных МПЗ;

Дебет 60 Кредит 62

- зачтена стоимость переданной продукции.

Если материально-производственные запасы получены до перехода права собственности на них, МПЗ считаются принятыми на ответственное хранение и отражаются обособленно, на забалансовом счете 002 " Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". В таком случае делаются следующие записи:

Дебет 002

- приняты на ответственное хранение МПЗ;

Дебет 62 Кредит 90-1

- отгружены МПЗ по договору мены;

Дебет 90-2 Кредит 10

- отражена себестоимость переданных в обмен МПЗ;

Дебет 10 Кредит 60

- получены в обмен МПЗ;

Дебет 10, субсчет " Транспортные расходы", Кредит 76

- отражены транспортные расходы по доставке МПЗ, полученных по договору мены;

Дебет 10, субсчет " Прочие расходы", Кредит 76

- отражены расходы по оплате услуг посреднической организации при проведении товарообменной операции;

Кредит 002

- списана стоимость МПЗ с забалансового счета;

Дебет 60 Кредит 62

- зачтена стоимость переданной продукции.

Если в рамках договора мены совершается обмен неравноценными товарами, то сторона, передающая МПЗ меньшей стоимости, выплачивает разницу. Образовавшаяся задолженность погашается до или после передачи МПЗ в зависимости от условий договора.

В бухгалтерском учете организации, передающей МПЗ на меньшую сумму, делаются записи:

Дебет 60 Кредит 51 " Расчетные счета"

- перечислены денежные средства в счет оплаты разницы между обмениваемыми товарами;

Дебет 45 Кредит 43

- отгружены МПЗ по договору мены до момента получения материальных ценностей в обмен;

Дебет 10 Кредит 60

- получены МПЗ по договору мены;

Дебет 10, субсчет " Транспортные расходы", Кредит 76

- отражены транспортные расходы по доставке МПЗ, полученных по договору мены;

Дебет 10, субсчет " Прочие расходы", Кредит 76

- отражены расходы по оплате услуг посреднической организации при проведении товарообменной операции;

Дебет 62 Кредит 90-1

- отгружены МПЗ по договору мены;

Дебет 90-2 Кредит 45

- отражена себестоимость переданных МПЗ;

Дебет 60 Кредит 62

- зачтена стоимость переданных материальных ценностей.

В бухгалтерском учете организации, которая в рамках договора мены передает МПЗ на большую сумму, делаются записи:

Дебет 51 Кредит 62

- поступила предоплата в счет погашения разницы стоимости МПЗ, подлежащих обмену в рамках договора мены;

Дебет 002

- приняты на ответственное хранение МПЗ;

Дебет 62 Кредит 90-1

- отражена отгрузка МПЗ по договору мены;

Дебет 90-2 Кредит 10

- отражена себестоимость переданных МПЗ;

Дебет 10 Кредит 60

- отражена стоимость полученных в обмен материальных ценностей;

Дебет 10, субсчет " Транспортные расходы", Кредит 76

- отражены транспортные расходы по доставке МПЗ, полученных по договору мены;

Дебет 10, субсчет " Прочие расходы", Кредит 76

- отражены расходы по оплате услуг посреднической организации при проведении товарообменной операции;

Кредит 002

- списана с забалансового счета стоимость МПЗ, числившихся ранее как принятые на ответственное хранение;

Дебет 60 Кредит 62

- зачтена стоимость переданных материальных ценностей.

Если стоимость МПЗ, переданных или подлежащих передаче организацией, установить невозможно, то стоимость МПЗ, полученных организацией по договорам мены, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные МПЗ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.