Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 5. Орфограмма






Знать: что такое орфограмма.

Формирование умения находить орфограммы в различных морфемах.

 

I. Запись на доске слов дом — дома́. В корне слова дом буква о стоит под ударением, поэтому в написании гласной в корне этого слова нет выбора букв. В корне же слова дома́ есть выбор букв (а или о), потому что гласная корня стоит в безударном положении. То есть в корне данного слова есть буква, написание которой определяется правилом. Такие буквы называются о р ф о г р а м- м а м и.

Итак, в слове дом в корне нет орфограммы, в слове дома — орфограмма в корне — буква о (проверочное слово — дом).

Запись на доске: орфограмма (греч.), орфос — правильный, грамма — письмо.

II. Чтение материала § 6 на с. 11-13.

— Что такое орфограмма?

— Как вы понимаете выражения «орфограмма в корне», «орфограмма в окончании»?

Учитель дает образец графического обозначения (объяснения) орфограммы: указывается часть речи, затем выделяется часть слова, в которой есть орфограмма. Одной чертой подчеркивается та буква, написание которой следует проверить, двумя — та, которой определяется ее выбор.

Запись образцов обозначения (объяснения) орфограмм в различных морфемах:

III. Запись слов — по два примера — с орфограммой в корне и окончании.

IV. На доске записаны слова удивить, скрип, глядеть, загадать, жалеть, загадка, жалко, скрипучий, стрелка, взгляд. Учащиеся должны вначале прочитать только те, в корнях которых нет орфограммы, затем те, в корнях которых она есть. (Упражнение направлено на отработку умения «видеть» орфограмму в слове, то есть «видеть» те места, где можно допустить ошибку в написании слова.)

Затем слова, в которых нет орфограмм в корне, стираются с доски. Оставшиеся слова учащиеся записывают и графически объясняют выбор гласной в корне.

При подборе однокоренных слов желательно использовать два способа:

1) изменение формы слова; 2) подбор однокоренного проверочного слова. Запись лучше делать в два столбика.

Делается вывод о том, что безударная гласная в корне может быть проверена:

1) изменением формы слова; 2) подбором однокоренного проверочного слова.

 

V. Упр. 25, 26 (частично).

 

VI. Объяснительный диктант (при записи предложений безударные гласные в корнях выделенных слов объясняются графически).

 

Я возвращался к себе в деревню. Тропинка проходила по просеке в сосновом лесу. Все вокруг было покрыто пахучими травами. На поляне около опушки я разглядел синие цветы. Полянки с ними были похожи на малюсенькие озера с синей водой. Я сорвал цветок. Когда я встряхнул его, в нем прогромыхали созревшие семена.

(По К. Паустовскому)

Домашнее задание: § 6, упр. 27; повторить слова, записанные в «Словарь трудных слов».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.