Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мозг в буквальном смысле меняется в соответствии с опытом






Разумеется, из этого не следует, что всех детей нужно учить играть на пианино или что каждый человек должен заниматься медитацией (хотя мы не отговариваем вас ни от того, ни от другого!). Суть в том, что любое обучение, скажем самопогружению (или игре на скрипке, или даже карате), приводит к фундаментальной физической перестройке пластичного мозга – особенно бурно развивающегося в детстве и молодости, но также и на протяжении всей жизни. Вот пример иного рода: дурное обращение с маленьким ребенком повышает риск развития психических заболеваний в дальнейшем. Недавние исследования с использованием МРТ выявили характерные изменения в определенных зонах гиппокампа у молодых совершеннолетних людей, в детстве переживших насилие. У них чаще наблюдались депрессии, наркотические зависимости и посттравматический синдром. Их мозг подвергся фундаментальной перестройке вследствие причиненной в детстве психической травмы.

Для нас, родителей, факт нейропластичности мозга имеет колоссальное значение. Если повторяющийся опыт меняет физическое строение мозга, первостепенное значение приобретает целенаправленность нашей воспитательной работы, продуманность опыта, который мы даем детям. Подумайте, как вы общаетесь с детьми. Учите ли вы их размышлять над своими поступками и поведением? Какие формируете представления о социальном взаимодействии – об уважении к людям, доверии? Какие возможности развития для них создаете? Какие значимые люди присутствуют в их жизни? Все, что видит, слышит, чувствует, осязает и даже обоняет ребенок, влияет на его мозг и, соответственно, на его представления о мире и взаимодействие с миром, включая членов семьи, соседей, незнакомых людей, друзей, одноклассников, да и его самого.

Все это следствие процессов, протекающих на клеточном уровне, в нейронах и местах контакта между ними, которые называются синапсами. Если два нейрона многократно возбуждаются одновременно, то между ними возникает и упрочивается связь. Эта аксиома, названная принципом Хебба в честь канадского нейропсихолога Дональда Хебба, фактически утверждает, что нейроны, которые одновременно возбуждаются в ответ на определенный опыт человека, связываются друг с другом и формируют цепь. При многократном повторении опыта эти связи упрочиваются и цепь крепнет. Таким образом, одновременная активизация это связь.

Великий физиолог Иван Павлов по сути пришел к той же идее, когда заметил, что у его собак выделяется слюна не только при виде пищи, но и когда они слышат звонок, подающий сигнал к кормлению. У этих собак сформировалась цепь между нейронами, вызывающими реакцию слюноотделения, и нейронами, фиксирующими звонок. Более свежий пример можно наблюдать на бейсбольном стадионе «AT& amp; T-парк» всякий раз, когда там играют «Сан-Франциско Джайентс». К концу игры налетают тучи чаек, ожидающих возможности поживиться остатками хот-догов, арахиса и крекеров, когда трибуны опустеют. Биологи ломают голову, откуда птицы узнают о начале девятого иннинга. Что служит им сигналом: усилившийся шум с трибун, свет прожекторов, звук электрооргана в музыкальном проигрыше во время седьмого иннинга? Как бы то ни было, птицы привыкли, или натренировались, ждать пищи по окончании матча. Соответствующие нейроны активизировались одновременно и постепенно оказались связанными друг с другом.

Принцип Хебба объясняет, почему ребенок одного-двух лет поднимает руки и лопочет: «На ручки?» – если хочет, чтобы его подняли. Едва ли он понимает значение этих слов и уж точно не умеет правильно произносить их. Но он знает, что если его спрашивают: «Взять тебя на ручки?» – то возьмут. И потому, просясь на руки, говорит эти слова. Активизация – повторение опыта – связь.

Способность нейронов к формированию цепей часто служит нам на пользу. Если ребенку нравится учительница математики, то возникающие нейронные связи могут «приравнять» математику к удовольствию, чувству гордости за свои достижения и самоуважению в качестве ученика. Но справедливо и обратное. Отрицательный опыт – нетерпимый учитель, проваленный тест и соответствующие переживания – грозит создать в мозге связи, которые помешают получать радость не только от математики, но и от любых экзаменов и школьных занятий в целом.

 

 

Зафиксируем этот простой, но очень важный факт: опыт человека перестраивает структуру его мозга. Для нас, родителей, это значит, что необходимо учитывать фактор нейропластичности при принятии любого решения, касающегося наших взаимоотношений с детьми и их времяпрепровождения. Необходимо обращать внимание на то, какие нейронные связи при этом образуются и какие последствия это будет иметь для будущего наших детей.

Например, какие фильмы, на ваш взгляд, должны смотреть ваши дети и какими развлечениями заполнять свободное время? Если знать, что пластичный мозг меняется в зависимости от получаемого опыта, уже нельзя благодушно относиться к многочасовому сидению за тупыми телешоу или жестокими компьютерными играми. Мы должны поощрять занятия, развивающие способность общаться и понимать других людей. Это могут быть и общение с друзьями, и игры с родственниками, и спортивные занятия или другие виды групповой деятельности, требующие работы в команде. Нужно даже умышленно давать ребенку возможность поскучать, чтобы он, стремясь занять себя, заглянул, например, в гараж и поломал голову над тем, что можно смастерить из роликового блока, веревки и клейкой ленты. (Забейте в Google «Парашют из клейкой ленты для маленького братика» и, возможно, вам захочется избавиться от игры «Монополия».)

Невозможно, да и не нужно, ограждать ребенка от любого негативного опыта. Такого рода переживания – важная часть взросления, они развивают жизнестойкость и внутренние силы, позволяющие справляться со стрессом и неудачами и гибко реагировать на жизненные вызовы. Но мы можем научить детей осмыслять опыт, чтобы пережитые трудности воспринимались мозгом как «полезный урок», а не испытания, непонятно зачем свалившиеся на голову, или даже психологические травмы, тормозящие дальнейшее развитие. Дети, с которыми родители обсуждают опыт и воспоминания, лучше запоминают пройденные уроки. Если обсуждать с детьми чувства, это развивает их эмоциональный интеллект – способность осознавать и понимать, что чувствуют они и другие люди. Соответствующие нейроны возбуждаются одновременно, соединяясь синапсами и перестраивая изменчивый мозг.

Все это возвращает нас к тому факту, что мозг меняется в соответствии с опытом. Какой опыт, на ваш взгляд, должен участвовать в формировании мозга ваших детей? Какие нейронные связи вы желали бы укрепить? И еще: теперь, когда вы знаете, что мозг ребенка изменчив, как бы вы хотели откликаться на его плохое поведение? Это важный вопрос, ведь многократно повторяющийся опыт приучения к дисциплине в буквальном смысле «впечатывается» в его мозг!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.