Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какая связь между пятой точкой и головным мозгом?






 

Одна из автоматических реакций, преобладающая в арсенале многих родителей, – физическое наказание. Нас часто спрашивают, считаем ли мы возможным шлепать детей.

Будучи ярыми приверженцами соблюдения детьми порядка и границ дозволенного, мы столь же решительно выступаем против физических наказаний. Это крайне сложный и острый вопрос, и мы просто не в состоянии в рамках этой книги описать научный взгляд на него, различные ситуации, в которых применяется такое наказание, и его негативное влияние на детей. Но на основе собственного научного опыта и изучения исследовательской литературы мы утверждаем: если вы стремитесь выстроить с детьми отношения, основанные на взаимном уважении, то физическими наказаниями добьетесь только обратного. Шлепки и порка никоим образом не помогают преподать важные жизненные уроки и не способствуют оптимальному развитию ребенка. Кроме того, мы считаем, что он имеет право на защиту от любого насилия, особенно со стороны людей, которым он больше всего доверяет и от которых ждет поддержки.

Мы знаем, что с вопросами дисциплины сталкиваются самые разные родители и самые разные дети в самых разных ситуациях. И понимаем, что чувство разочарования и бессилия вместе с желанием «сделать как лучше» для ребенка побуждает некоторых родителей прибегать в воспитательных целях к шлепкам. Но научные исследования снова и снова подтверждают: физическое наказание даже со стороны мягких, любящих и заботливых родителей не просто малоэффективно в плане долгосрочной коррекции поведения, но и приводит ко многим негативным последствиям. Есть и другие воспитательные меры, не связанные с физическим наказанием, но столь же вредные. Длительная изоляция ребенка, унижение, запугивание и угрозы, любые другие формы вербальной или психологической агрессии – все это наносит урон развитию мозга детей, даже если родители пальцем их не трогают.

Поэтому мы призываем родителей отказаться от любых воспитательных мер, связанных с проявлением агрессии, причинением боли и запугиванием. Хотя бы потому, что это контрпродуктивно. Ребенок в такие моменты может думать только о реакции взрослого, а не о своем поведении и не о том, как его улучшить. Он просто перестает осмыслять собственные поступки. Все его мысли лишь о том, как несправедливо и низко поступили родители, причинив ему боль, и какими страшными они при этом выглядели. Подобные действия родителей идут вразрез с обеими главными задачами дисциплины – изменение поведения и развитие мозга ребенка, – поскольку не позволяют ребенку задуматься над своим поведением и ощутить здоровое чувство вины и раскаяния.

Вторая проблема – физиологические и неврологические последствия физических наказаний для ребенка. Мозг интерпретирует боль как угрозу. Таким образом, причиняя ребенку физическую боль, родитель ставит его перед неразрешимым с точки зрения биологии парадоксом. Все мы наделены врожденным инстинктом обращаться к тем, кто о нас заботится, за защитой, когда нам больно или страшно. Но если самые близкие нам люди сами становятся источником боли и страха, если родители заставляют ребенка испытывать ужас из-за проступка, его мозг сталкивается с непреодолимым противоречием. Одна нервная цепь побуждает ребенка спасаться от родителя, причиняющего боль, другая – толкает к этой, самой значимой для него, фигуре в поисках защиты. Когда родитель становится источником страха или боли, это дезорганизует работу мозга, поскольку противоречие неразрешимо. В качестве крайнего проявления происходит нарушение привязанности. Воздействие гормона стресса кортизола, который вырабатывается организмом при соответствующем психологическом состоянии, и повторяющийся опыт отношений с родителями, проникнутых яростью и страхом, может повлечь за собой длительное негативное воздействие на развитие головного мозга ребенка, поскольку кортизол отравляет мозг и тормозит его нормальное созревание. Суровые и жестокие наказания приводят к существенным изменениям в мозге, в том числе к гибели нейронных связей и даже клеток.

Еще одна проблема физических наказаний заключается в том, что родитель фактически расписывается перед ребенком в отсутствии у него эффективных методов воздействия, за исключением причинения физической боли. Каждому родителю нужно серьезно обдумать, какой урок он преподает своим детям. Мы действительно хотим заставить их думать, что конфликты решаются причинением боли – прежде всего тем, кто слабее нас и не может ударить в ответ?

Человек как представитель биологического вида инстинктивно нацелен на то, чтобы избегать боли. Эту функцию обеспечивает та же часть мозга, которая отвечает за социальное отторжение. Причинять физическую боль – значит запускать в мозге ребенка процесс социального отторжения. Дети не могут вести себя идеально, поэтому мы считаем очень важными данные научных исследований, согласно которым порка хотя и прекращает недопустимое поведение в данный момент, однако не обеспечивает стабильной и долгосрочной его коррекции. Чаще всего ребенок лишь приучается лучше скрывать свои проступки. Иными словами, опасность заключается в том, что ребенок будет прибегать ко всевозможным хитростям, чтобы избежать физического наказания (и социального отторжения), то есть фактически все больше лгать и изворачиваться – вместо того чтобы вместе с вами обсуждать проблемы и работать над тем, чтобы стать лучше.

Наконец, наш последний аргумент против порки. Какую часть мозга ребенка мы хотим активизировать и развить в ходе приучения к дисциплине? Как будет рассказано в следующей главе, родитель может апеллировать к высшим, мыслящим структурам головного мозга ребенка либо к его низшим, первобытным, реактивным структурам, эволюционно соответствующим мозгу рептилии. Если угрожать рептилии или нападать на нее, какой будет реакция? Представьте бросок загнанной в угол кобры. В такого рода инстинктивных реакциях нет и не может быть места ни рациональному мышлению, ни социальным связям.

В ответ на угрозу или физическое нападение активизируется наш древний, архаичный мозг. Мы переходим в необходимое для выживания состояние, известное как «замри-беги-дерись». У некоторых людей в ситуациях, когда они чувствуют себя совершенно беспомощными, развивается слабость вплоть до потери сознания. Если мы вызываем у детей чувства страха, боли и злости, то активируем примитивные, реактивные структуры их мозга, которые перехватывают основной энергоинформационный поток у восприимчивого, мыслящего, более совершенного и потенциально мудрого мозга, отвечающего за осмысленное и гибкое принятие решений и эмоциональный самоконтроль.

Чего вы хотите: запустить животную реакцию примитивной части мозга вашего ребенка или пробудить его мыслящий, рациональный мозг, позволяющий открыто и восприимчиво взаимодействовать с окружающим миром? Активируя реактивные отделы мозга, мы лишаемся возможности развивать его интеллектуальные структуры. Это потерянный шанс. А ведь в нашем распоряжении есть столько других, более эффективных способов призвать ребенка к дисциплине – благодаря которым дети тренируют «надстройку» своего мозга, что способствует его дальнейшему развитию, а значит, им будет гораздо легче вырасти ответственными людьми, чаще всего поступающими правильно. (Подробнее мы поговорим об этом в главах 3–6.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.