Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и сущность государственной службы. Закон о государственной службе в Республике Беларусь.






Государственная служба представляет собой необходимый и важный элемент государства. Закон «О государственной службе в Республики Беларусь» (14 июня 2003 г.) определяет государственную службу следующим образом: «… это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов».

Цели государственной службы состоят в упорядочении и повышении эффективности процессов формирования и реализации государственной власти и государственного управления.

Государственная служба выполняет связующую роль между государством и обществом. Её основное предназначение – профессионально выполнять и компетентно реализовывать функции государственного управления.

Решая многие общественные и государственные задачи, госслужба выполняет функции обеспечения, исполнения и реализации государственной власти, которая должна служить обществу.

Госслужба всегда связана с властью. В ней много императивного, должного, необходимого, обязательного, того, что непременно следует осуществлять независимо от желания или воли лица, находящегося на госслужбе или с ней соприкасающегося. Здесь проявляется отличие госслужбы от иных видов трудовой деятельности, где частноправовые отношения регулируются гражданским законодательством.

Государственная служба имеет многоцелевой функционально-деятельностный характер, что позволяет обеспечивать исполнение всего объема полномочий структур государственного аппарата и является основанием для её структурной дифференциации и специализации по видам профессиональной государственно-служебной деятельности.

Дифференциация госорганов по предмету их ведения, т.е. по объему и структуре реализуемых государственно-властных полномочий и компетенции по отраслям и сферам государственной деятельности является основанием для разделения государственной службы на виды. В зависимости от принадлежности государственного органа к тому или иному виду государственно-властной деятельности (законодательной, исполнительной или судебной) определяется и название государственной службы.

По принципу разделения властей различают государственную службу:

· представительной (законодательной) власти, называемую парламентской;

· исполнительной власти, называемую правительственной, т.е. осуществляемую в аппарате правительства и органах исполнительной власти по сферам государственного регулирования (управления);

· судебной власти, называемую судебной, т.е. осуществляемую в аппарате судов всех инстанций.

Характерной особенностью в функционировании видов госслужбы являются различия в компетенции и предметах этих государственных органов.

Общая или общеадминистративная (управленческая) госслужба – это служба в органах госвласти общей компетенции, т.е. в органах, содержание государственно-служебной деятельности которых не отличается однородной функционально-профессиональной спецификой. К этому виду относятся:

· президентская госслужба: в Администрации Президента, Государственном секретариате Совета Безопасности, Управлении делами Президента, иных госорганах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента.

· парламентская госслужба: в палатах Национального Собрания и их секретариатах; местных Советах депутатов и их аппаратах;

· правительственная госслужба: в Правительстве и его аппарате;

· исполнительная госслужба: в министерствах, иных органах госуправления, их территориальных подразделениях; местных исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;

Специализированная госслужба – это реализация особо установленных полномочий госслужащими с соответствии с их профессиональной специализацией в госорганах, имеющих особую (специальную) компетенцию, и осуществляющих преимущественно однородную деятельность (по соответствующим предметам ведения). Специализированная госслужба выделяется как вид гражданской госслужбы в зависимости от функциональной специфики и особенностей компетенции соответствующих госорганов, а также необходимого специального профессионального образования для исполнения полномочий по соответствующим государственным должностям.

Классность государственных служащих в Республике Беларусь определена в ст. 11 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» и имеет свою специфику. Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12 класс является низшим.

Государственная служба как социально-нравственный институт имеет важное идеологическое значение. Она носитель государственной идеологии. Сегодня авторитет государственной власти напрямую зависит от нового уровня и содержания государственной службы как института профессиональных управленцев.

Поведение и общение людей во многом обусловлены социально-профессиональными нормами. Нет единой общепринятой классификации норм профессиональной культуры управления, но трудно отрицать вообще наличие профессионально важных качеств субъектов управления. В зависимости от содержания деятельности набор профессионально важных качеств может меняться. Сегодня в литературе этические нормы государственных служащих разделяются на три основных блока: нормы общечеловеческого характера, нормы внутриаппаратного поведения и нормы разрешения служебных конфликтов.


 

45. Понятие, содержание и характеристика управленческого процесса.

Процесс управлениядеятельность, направленная на обеспечение функционирования и развития системы для достижения стоящих перед ней целей, путем реализации функций управления, применения принципов и методов управления.

Процесс управления характеризует динамику управления и носит циклический, относительно замкнутый характер. Он начинается с постановки целей и задач и заканчивается их выполнением, достижением определенной цели (желаемого результата). После достижения цели управленческий цикл повторяется.

Непрерывность процесса управления связана с необходимостью постоянного воздействия на управляемые объекты. В процессе управления оценивается состояние объекта управления, выявляются проблемные ситуации, формируются цели и задачи, ведется поиск путей их решения, организуется выполнение намеченного, затем оцениваются достигнутые результаты, выявляются новые проблемы, которые вновь требуют своего решения. Одноразовый оборот – от возникновения проблемы, до ее решения, получил название управленческий цикл.

Управленческий процесс включает в себя несколько этапов. Основными их них являются:

а) анализ ситуации;

б) идентификация проблемы;

в) определение критериев выбора;

г) разработка альтернатив;

д) выбор наилучшей альтернативы;

е) согласование решений;

ж) управление реализацией;

з) контроль и оценка результатов.

Процесс государственного управленияэто целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. Можно дать и более широкое определение: процесс государственного управленияэто опирающееся на властную силу практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения, развития или преобразования. При этом осуществляется взаимодействие всех компонентов системы государственного управления.

Процесс государственного управления представляет собой разновидность социального управления, особого рода социальную деятельность, осуществляемую на профессиональных началах органами власти и управления, а также должностными лицами.

Процесс государственного управления направлен на исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой высшей публичной властью, и связан, прежде всего, с формированием и осуществлением необходимых государственных программ.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.